ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
дело № 92RS0002-01-2021-002786-85производство № 2а-2392/2021 |
24 июня 2021 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Моцного Н.В.,
при секретаре судебного заседания МОВСЕСЯН А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Дмитриевой Валентины Степановны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов,
У С Т А Н О В И Л:
В мае 2021 года Дмитриева В.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
- признать незаконным и отменить решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 13.05.2021 № ГУ-исх-4537/21 об отказе в предоставлении Дмитриевой В.С. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», кадастровый №, площадью 400 кв.м. в аренду без проведения торгов;
- возложить обязанность на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя заключить с Дмитриевой В.С. договор аренды без проведения торгов в отношении указанного земельного участка:
- взыскать с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.
Требования иска мотивированы тем, что Дмитриева B.C., действуя через представителя, 16.04.2021 года обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», кадастровый №, площадью 400 кв.м.
Заявление подано в порядке подпункта 15 пункта 1.2.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в аренду без проведения торгов», утвержденного приказом ДИЗО от 23.03.2020 № 1-АР - как от гражданина, имеющего право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами города Севастополя.
Дмитриева B.C. имеет статус «ребенок войны» в соответствии с удостоверением серии АВ № 526599, выданным 21.11.2003 года, и удостоверением № 9211, выданным 21.12.2017 года.
По результатам рассмотрения поданного заявления от 16.04.2021 года административным ответчиком принят отказ от 13.05.2021 гда № ГУ-исх-4537/21 на основании того, что поступило предусмотренное пп. 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с пп. 4 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ.
Однако, указанный земельный участок на момент возникновения спорных правоотношений не являлся предметом аукциона в смысле п. 12 ст. 39.16 ЗК РФ. Какие-либо официально размещенные уведомления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отсутствуют (отсутствовали), следовательно, отказ административного ответчика в предоставлении данного участка на основании данной нормы, по мнению заявителя, является незаконным.
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>», кадастровый №, площадью 400 кв.м, в настоящее время на праве собственности принадлежит городу федерального значения Севастополь и не имеет каких-либо правопритязаний со стороны третьих лиц. Какие-либо объекты капитального строительства на вышеуказанном земельном участке отсутствуют.
В судебное заседание административный истец Дмитриева В.С. не прибыла, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно заявлению просила рассматривать дело в её отсутствие, требования иска поддержала.
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном порядке, явку представителя не обеспечил, о причинах неявки не известил, что не является препятствием к рассмотрению дела.
Исследовав доводы административного искового заявления и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Установлено, что административный истец Дмитриева B.C., действуя через представителя, 16.04.2021 года обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, в частности земельного участка, расположенного по адресу: г. <адрес>», кадастровый №, площадью 400 кв.м.
Заявление подано в порядке подпункта 15 пункта 1.2.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в аренду без проведения торгов», утвержденного приказом ДИЗО от 23.03.2020 № 1-АР, поскольку заявитель Дмитриева В.С. имеет право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами города Севастополя.
Дмитриева B.C. имеет статус «ребенок войны» в соответствии с удостоверением серии АВ № 526599, выданным 21.11.2003 года, и удостоверением № 9211, выданным 21.12..2017 года.
По результатам рассмотрения поданного заявления от 16.04.2021 года Департаментом выдан отказ от 13.05.2021 года № ГУ-исх-4537/21 на основании того, что поступило предусмотренное пп. 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с пп. 4 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ.
В административном исковом заявлении Дмитриева В.С. указывает, что запрашиваемый ею земельный участок на момент обращения и возникновения спорных правоотношений не являлся предметом аукциона в согласно п. 12 ст. 39.16 ЗК РФ. Какие-либо официально размещенные уведомления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отсутствуют (отсутствовали), следовательно, отказ административного ответчика в предоставлении данного участка на основании данной нормы, по мнению заявителя, является незаконным.
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>», кадастровый №, площадью 400 кв.м, в настоящее время на праве собственности принадлежит городу федерального значения Севастополь и не имеет каких-либо правопритязаний со стороны третьих лиц. Какие-либо объекты капитального строительства на вышеуказанном земельном участке отсутствуют.
Согласно п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса (подпункт 12).
Вместе с тем, в порядке ст. 226 КАС РФ, предписывающим обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не предоставлены доказательства подтверждение основания принятия решения об отказе Дмитриевой В.С. от 13.05.2021 года № ГУ-исх-4537/21 в удовлетворении её заявления.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства административным ответчиком суду не приведено достаточных доказательств, свидетельствующих о правомерности отказа в рассмотрении заявления Дмитриевой В.С.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу ст. 5 этого же Закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Деятельность административного ответчика относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.
При рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств.
Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт.
Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.
Оспариваемые решения административного ответчика не содержат разъяснений относительно того, каким конкретно критериям гражданин не соответствует и какие действия он должен совершить, в чем непосрественно выражается не возможность предоставления земельного участка заявителю.
В рассматриваемом случае административный ответчик не доказал законность принятого решения, по каким основаниям заявление Дмитриевой В.С. не подлежит удовлетворению. При этом административный истец факт нарушения своих прав доказала.
Согласно положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Принимая по делу решение, суд полагает, что достаточным способом защиты прав административного истца будет возложение на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанности повторно рассмотреть заявление Дмитриевой В.С.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 названного Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В связи с изложенным истцу подлежат компенсации за счет административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300,00 руб.
Руководствуясь статьями 175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Дмитриевой Валентины Степановны удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 13.05.2021 № ГУ-исх-4537/21 об отказе в предоставлении Дмитриевой Валентине Степановне земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», кадастровый №, площадью 400 кв.м. в аренду без проведения торгов.
Возложить обязанность на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Дмитриевой Валентины Степановны от 16.04.2021 года № 10-31922 о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и Дмитриеву Валентину Степановну в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу Дмитриевой Валентины Степановны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 04.07.2021 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный