Судья ФИО2 Дело №а-2649/2021
25RS0№-52
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
02 апреля 2021 года <адрес>
Судебная коллегия по административным делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего ФИО7
судей ФИО6, Гуцалова И.В.
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено в части. С ФИО1 в пользу ИФНС России по <адрес> взысканы задолженность по транспортному налогу в сумме 136,339 руб., пени в сумме 760,09 руб., а также государственная пошлина в сумме 3 926,78 руб. в федеральный бюджет.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснение административного ответчика ФИО1, представителя истца ФИО5, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с названным административным иском, указав, что ФИО1 в 2017 году владел на праве собственности имуществом и транспортными средствами. ФИО1 было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с начислением налога на имущество за 2017 год в размере 951 руб. Так как налог в установленный законом срок не оплачен, ФИО1 выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком оплаты ДД.ММ.ГГГГ, которое также не исполнено. Также ФИО1 были направлены: налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком оплаты транспортного налога не позднее ДД.ММ.ГГГГ, начисленный налог не оплачен, ему выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ; налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в которое вошли начисления по транспортному налогу за 2017 год в сумме 144 120 руб., перерасчет по транспортному налогу за 2015 год в размере 22 219 руб., начисленный налог не оплачен, выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ. По данным, имеющимся у налогового органа, ФИО1 имеет статус действующего адвоката, что является основанием для начисления ему страховых взносов на обязательное медицинское страхование и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. ФИО1 начислены налоги за 2018 год: ОМС – в размере 5 840 руб., ОПС – в размере 26 545 руб. В связи с тем, что налогоплательщиком в установленные законом сроки начисленные налоги по ОМС, ОПС не оплачены, в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ исчислены пени. В адрес налогоплательщика направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ, которое также не было исполнено. Судебный приказ в отношении налогоплательщика был вынесен ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района <адрес>, который был отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом уточнения исковых требований, просила взыскать с ФИО1 недоимку за 2018 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в размере 26 545 руб., пени в размере 643,70 руб.; недоимку за 2017 год по налогу на имущество в сумме 951 руб., пени в сумме 5,30 руб.; недоимку за 2017 по транспортному налогу в сумме 136 339 руб., пени в сумме 760,09 руб.
Представитель административного истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.
Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика, ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ требования не признал.
Судом вынесено указанное выше решение, на которое административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником квартиры по адресу: <адрес>А, <адрес>.
ФИО1 за 2017 был начислен налог на имущество физических лиц в размере 951 руб., а также транспортный налог в размере 136339 руб. ДД.ММ.ГГГГ в его адрес было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указан срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный срок ответчиком налог оплачен не был, в связи чем, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, ответчику были начислены пени в сумме 5,30 руб. и 760,09 руб. соответственно. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было направлено требование № об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 951 руб., пени в сумме 5,30 руб., транспортного налога в сумме 136339 руб. и пени 760,09 руб., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям, имеющимся у налогового органа, ФИО1 имеет статус действующего адвоката, следовательно, на него законом возлагается обязанность уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование.
В установленный законом срок ФИО1 не были уплачены страховые взносы за 2018 год, в связи с чем, ему были начислены пени в размере 643,27 руб.
ИФНС по <адрес> в адрес ФИО1 направлялись требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год, а также пени.
Указанные требования оставлены без исполнения, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> на основании заявления ИФНС России по <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по имущественному, транспортному налогам и пени, страховым взносам, госпошлины.
Определением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ отменен.
Согласно инкассовых поручений от ДД.ММ.ГГГГ по данному судебному приказу с ФИО1 были взысканы денежные средства в общей сумме 19 000 руб., что не оспаривалось представителем истца в судебном заседании, из пояснений которой следует, что сумма в размере 13 132,84 руб. была зачтена в счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в счет уплаты задолженности по налогу на имущество за 2017 год было оплачено 951 руб., а также 15 руб. в счет уплаты пени, в счет уплаты задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год оплачено 13 600 руб., в счет оплаты задолженности по пени - 700 руб. Указанные суммы ответчиком не оспариваются.
Учитывая взысканные с ответчика денежные средства, а также оплаченную им задолженность по налогам и пеням, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Установив, что в остальной части требование налогового органа налогоплательщиком не исполнено, суд пришел к выводу о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени по транспортному налогу за 2015, 2017 годы в заявленном налоговым органом размере 136339 руб. и 760,09 руб. соответственно.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
Так, из материалов дела следует, что согласно сведениям, представленным в налоговый орган в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса РФ, за административным ответчиком в течение 6 месяцев 2015 года было зарегистрировано транспортное средство «Ленд Ровер Рендж Ровер» государственный номер Н987КО.
В 2017 были зарегистрированы транспортные средства: «Лэнд Ровер Рендж Ровер», государственный регистрационный знак В997ЕУ, «Мерседес Бенц», государственный регистрационный знак C066EО, «Ленд Ровер Рендж Ровер», государственный номер В399АВ.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 за 2017 был начислен транспортный налог в сумме 114120 руб., а также произведен перерасчет налога за автомашину «Ленд Ровер Рендж Ровер», государственный номер Н987КО за 2015 в сумме 22 219 руб., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Указанное уведомление ДД.ММ.ГГГГ было направлено административному ответчику, что подтверждается списком заказных писем, с отметкой ФГУП «Почта России» о принятии корреспонденции, в котором под № значится ФИО1
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В связи с неуплатой налогов в установленный срок налоговым органом в адрес ФИО1 направлено требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ, которым предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить указанную недоимку по налогам, а также начисленные пени по транспортному налогу - 760,09 руб., что подтверждается имеющимся в материалах дела реестром почтовых отправлений № от ДД.ММ.ГГГГ, с отметкой ООО «Эм Си Эм Экспресс-ДВ» о принятии корреспонденции от ИФНС по <адрес>, в котором под № содержатся сведения о направлении ФИО1 по адресу: <адрес>А <адрес>, требования №.
Представленные налоговым органом расчеты налогов и пеней судом первой инстанции проверены, признаны верными. Оснований не доверять представленному расчету не имеется, иной расчет ответчиком не представлен.
Таким образом, суд пришел к обоснованности требований налогового органа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что налоговой орган не представил доказательств направления налогоплательщику налогового уведомления и требований, а также их получения налогоплательщиком, вследствие чего обязанность по уплате налога не возникла, опровергается материалами дела.
В силу п. 4 ст. 52 Налогового кодекса РФ и п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Исходя из изложенного, направление налогового уведомления или требования по почте именно заказным письмом признано федеральным законодателем надлежащим способом уведомления, тем самым установлена презумпция получения его адресатом. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов. Кроме того, добросовестный налогоплательщик в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ имеет возможность до даты уплаты налога самостоятельно обратиться в налоговый орган для получения налогового уведомления.
В п. 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30,07.2013 № «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» даны разъяснения, что согласно абзацу первому п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
Факт направления административным истцом налогового уведомления и требования об уплате налога по месту жительства административного ответчика подтвержден представленными суду списками почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17, 20), которые содержат номер почтового идентификатора заказного письма, штемпель почтового отделения о принятии корреспонденции, то есть являются надлежащими доказательствами направления ФИО1 налоговых уведомления и требования. Более того, в материалах дела имеются сведения о получении ответчиком ДД.ММ.ГГГГ требования № от ДД.ММ.ГГГГ.
Довод апелляционной жалобы ФИО1 о том, что в 2017 году он не владел автомобилями «Лэнд Ровер Рендж Ровер», государственный регистрационный знак В997ЕУ, «Мерседес Бенц», государственный регистрационный знак C066EО, «Ленд Ровер Рендж Ровер», государственный номер Н987КО, в связи с чем, он не должен уплачивать за них транспортный налог, судебной коллегией признаются несостоятельными.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ); уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ).
Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено данной статьей. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения ГИБДД МВД России. На них в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ возложена обязанность, в том числе, сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Пунктами 4 и 5 действовавших до ДД.ММ.ГГГГ Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривалось, что собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях ГИБДД МВД России, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
Аналогичное положение содержится в п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из анализа содержания приведенных положений законодательства следует, что основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная подразделениями ГИБДД МВД России выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств. Реализация автомобиля по договору купли-продажи при отсутствии факта регистрации данных о смене владельца транспортного средства в подразделениях ГИБДД МВД России, не освобождает налогоплательщика от уплаты транспортного налога до момента снятия автомобиля с регистрационного учета либо регистрации смены его владельца. Акт регистрации транспортного средства является подтверждением перехода права собственности.
Таким образом, имеющимися в материалах дела выписками из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств подразделения ГИБДД МВД России подтверждается, что ФИО1 в 2017 году являлся плательщиком транспортного налога в отношении указанных выше транспортных средств, следовательно у него возникла обязанность уплаты транспортного налога в названном периоде.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.
Вместе с тем, разрешая вопрос о судебных расходах, суд, руководствуясь положениями ч.1 ст.114 КАС РФ, взыскал с ответчика сумму государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Однако, исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
В связи с изложенным, решение суда в части взыскания судебных расходов подлежит уточнению, путем указания на взыскание суммы государственной пошлины в доход местного бюджета.
Руководствуясь статьями 307-310 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Резолютивную часть решения уточнить в части взыскания судебных расходов:
взыскать с ФИО1 в бюджет Владивостокского городского округа государственную пошлину в размере 3926,78 руб.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи