Дело № 2-2042/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2016 года р.п. Городище
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Клыкова А.М., при секретаре <данные изъяты>, с участием истца <данные изъяты>, представителя ответчика администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области <данные изъяты>., представителя ответчика администрации Царицынского сельского поселения <данные изъяты>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области, администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности уточнить категорию земельного участка, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области, администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности уточнить категорию земельного участка, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка. В обоснование иска указал что, постановлением администрации Городищенского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ему предварительно согласовано место размещения земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <адрес>, для строительства туристической базы. После согласования с администрацией Царицынского сельского поселения было принято решение внести земельный участок с кадастровым номером № в границы населенного пункта Царицын. В ноябре 2013 года была подготовлена проектная документация по изменению правил землепользования и застройки и генерального плана Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района <адрес>. В декабре 2013 года были проведены публичные слушания и Советом депутатов Царицынского сельского поселения вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении изменений в правилах землепользования и застройки и в генеральный план Царицынского сельского поселения. Однако указанные документы не были направлены в орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости изменений. При его обращении в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» <адрес> для внесения изменений в местоположении границ населенного пункта Царицын, было обнаружено пересечение границ с учетным номером в № с границами земельных участков с кадастровыми номерами 34№. Одновременно он обратился в Комитет по управлению государственным имуществом <адрес> с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 34:03:170002:647 из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. На что получил ответ о том, что земельный участок с кадастровым номером 34:03:170002:647 отнесен к землям населенных пунктов и включен в границы населенного пункта Царицын. На его обращения в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области с просьбой заключить договор аренды спорного земельного участка, получены отказы, в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения, представление которого для целей не связанных с сельскохозяйственным использованием не допускается. Просит обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по <адрес> внести изменения в кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <адрес>, для строительства туристической базы, уточнив категорию земельного участка – земли населенных пунктов, обязать администрацию Городищенского муниципального района <адрес> заключить с ним договор аренды земельного участка с кадастровым номером <адрес>, для строительства туристической базы.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, суду дал пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области ФИО5, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что постановлением администрации Городищенского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истцу предварительно согласовано место размещения земельного участка с кадастровым номером <адрес>, для строительства туристической базы, из земель сельскохозяйственного назначения. Представление в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для целей не связанных с сельскохозяйственным использованием не допускается. В связи с этим просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В ходе рассмотрения дела представитель ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, представила возражения на исковое заявление, в которых указала, что документы об изменении прохождения границы населенного пункта <адрес>, в том числе решение Совета депутатов Царицынского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении изменений в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки Царицынского сельского поселения», а также перечни, содержащие сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных (исключенных) в границы населенных пунктов для внесения изменений в сведения ГКН в части категории земель соответствующих земельных участков, в соответствии с действующим законодательством в ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по <адрес> не поступали. По сведения ГКН границы земельного участка с кадастровым номером 34:03:170002:647, площадью 38974 кв.м., расположенного на территории Царицынского сельского поселения <адрес>, на данный момент в границы населенного пункта <адрес> не входят. Для изменения прохождения границы населенного пункта <адрес> администрация Царицынского сельского поселения <адрес> должна направить соответствующее решение об изменении границ населенного пункта. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством направляемые в орган кадастрового учета документы должны быть оформлены в электронном виде формата XML. Указанная административная процедура администрацией Царицынского сельского поселения не проводилась. В связи с этим считает, что органом кадастрового учета права и законные интересы истца не нарушены. Просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района <адрес> ФИО4, действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 1 ст. 30 ЗК РФ, в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года).
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с п. 1 ст. 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок (п. 2 ст. 32 ЗК РФ, в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года).
В силу положений п. п. 2, 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (действующими с 01 марта 2015 года) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
В случае, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта, о предварительном согласовании предоставления земельного участка принято до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, предоставление земельного участка на основании этого решения в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял это решение.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Судом установлено, что постановлением администрации Городищенского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предварительно согласовано место размещения земельного участка для строительства туристической базы, расположенного на <адрес>., из земель сельскохозяйственного назначения. Утвержден акт выбора земельного участка и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Постановление о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятии решения о предоставлении земельного участка для строительства в случае перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и действует в течение трех лет.
ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №.
В данном случае решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем действует процедура предоставления участка, предусмотренная ст. 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении изменений в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки Царицынского сельского поселения <адрес>», утверждены изменения в Правилах землепользования и застройки Царицынского сельского поселения <адрес> (зона земель рекреационного назначения) и в Генеральном плане и внесение в границы населенного пункта Царицын, земельный участок расположенного в <адрес> с планируемым размещением на нем социально-значимого объекта – спортивной базы отдыха, зона массового отдыха, ландшафтно-рекреационной территории.
В кадастровом паспорте земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ содержатся следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером №: категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования земельного участка – для строительства туристической базы; площадь – №
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено Законом о кадастре.
Следовательно, постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимости носит заявительный характер.
Границы муниципальных образований и населенных пунктов вносятся в сведения в государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) на основании документов поступающих в порядке информационного взаимодействия от органов местного самоуправления и органов государственной власти в соответствии со статьей 15 Закона о кадастре.
Таким образом, для изменения прохождения границы населенного пункта поселка Царицын администрация Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района должна была направить в орган кадастрового учета соответствующее решение об изменении границ населенного пункта с приложением документов предусмотренных Законом о кадастре.
Как следует из материалов дела, границы земельного участка с кадастровым номером <адрес>, на данный момент в границы населенного пункта поселка Царицын не входят.
Администрация Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района <адрес> в орган кадастрового учета с необходимыми документами не обращалась. Данное обстоятельство подтверждается информационным письмом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № НБ-4794/2016, письмом Комитета об управлении государственным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, свидетельствующих о совершении ответчиком ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Волгоградской области действий, нарушающих права и законные интересы истца, материалы дела не содержат.
Вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не представлено отвечающих критериям относимости и допустимости доказательств нарушения прав и законных интересов истца действиями ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Волгоградской области.
Учитывая указанные требования закона и установленные судом обстоятельства, а именно, факт отсутствия нарушения прав истца действиями ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Волгоградской области суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Волгоградской области обязанности внести изменения в кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <адрес> – земли населенных пунктов.
Как видно из материалов дела, ФИО2 обратился в администрацию Городищенского муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
В своем письме № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Городищенского муниципального района <адрес> отказала истцу в предоставлении указанного земельного участка в аренду, в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения, представление которого для целей не связанных с сельскохозяйственным использованием не допускается.
Истец не оспаривая данный отказ, просит обязать администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области заключить с ним договор аренды земельного участка с кадастровым номером <адрес>.
Вместе с тем, на момент обращения истца в суд с исковым заявлением о возложении на администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области обязанности заключить договор аренды земельного участка истек срок действия решения о предварительном согласования места размещения земельного участка для строительства туристической базы.
При таких данных правовых оснований для возложения на ответчика администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области обязанности заключить с истцом договор аренды земельного участка с кадастровым номером <адрес>, для строительства туристической базы не имеется, следовательно, исковые требования в указанной части не подлежат удовлетворению.
Судом по ходатайству истца в качестве ответчика привлечена администрация Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.
Однако, доказательств подтверждающих нарушения прав и законных интересов истца действиями ответчика администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области по заявленным требованиям, в материалах дела не имеется и истцом не представлено.
При таких данных, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении исковых требований к администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, поскольку судебной защите подлежит нарушенное право, а нарушение прав истца ответчиком администрацией Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области по заявленным истцом требованиям своего подтверждения не нашло.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФИО2 к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области, администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности внести изменения в кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №., расположенного по адресу: Волгоградская <адрес>, уточнив категорию земельного участка – земли населенных пунктов, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером <адрес>, для строительства туристической базы – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 19 декабря 2016 года.
Судья А.М. Клыков