Дело № 2а-472/2022
33RS0012-01-2022-000965-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 июня 2022 г. г. Кольчугино
Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Веселиной Н.Л., при секретаре Градусовой И.А., с участием представителя административного истца Севрюк Е.В., административного ответчика Феоктистовой Ю.В., помощника Кольчугинского межрайонного прокурора Деревенцевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Кольчугинского района Владимирской области к заместителю начальника отделения судебных приставов Кольчугинского района УФССП России по Владимирской области Феоктистовой Ю.В., УФССП России по Владимирской области об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кольчугинского района Владимирской области обратилась в суд с административным иском к заместителю начальника отделения судебных приставов Кольчугинского района УФССП по Владимирской области Феоктистовой Ю.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области (далее - УФССП по Владимирской области) об освобождении от исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП, возбужденному на основании исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование административного иска указано, что на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Кольчугинского района и вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора неимущественного характера от 19.04.2022. Предметом исполнения является: обеспечение земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу <адрес> объектами инженерной инфраструктуры в виде водоснабжения и газоснабжения. Постановлением о возбуждении исполнительного производства был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения указанного требования, по истечению которого вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. В целях исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Кольчугинского района», подпрограммы «Стимулирование развитие жилищного строительства» по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет совершены следующие действия:
заключен договор № от 12.10.2020 о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения и соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к нему; МКУ «Управление районного хозяйства» заплатило плату за технологическое присоединение объекта (платежное поручение от 30.10.2020); заключено соглашение с Департаментом строительства и архитектуры Владимирской области от 26.01.2022 № о выделении субсидий на строительство газопровода низкого давления для газоснабжения земельных участков по ул.<адрес>, ул.<адрес> и наружных сетей водоснабжения к данным земельным участкам; заключен муниципальный контракт от 10.03.2022 № на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Распределительные газопроводы низкого давления для газоснабжения земельных участков по ул.<адрес>, ул. <адрес>»; заключен муниципальный контракт от 30.04.2022 № на выполнение строительных работ по прокладке трубопровода газа: «Распределительные газопроводы низкого давления для газоснабжения земельных участков по ул.<адрес>, ул.<адрес>»; заключен муниципальный контракт от 11.04.2022 № на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Наружные сети водоснабжения к земельным участкам по ул.<адрес>, ул.<адрес>».
Администрация Кольчугинского района не бездействовала и предпринимала все меры по исполнению решения суда. Срок, установленный судебным приставом-исполнителем на добровольное исполнение решения суда - 5 дней со дня получения должником постановления, не исполним. Для выполнения проектных работ и получения положительного заключения экспертизы необходимо подготовить следующий перечень документов: письма/справки об отсутствии особо охраняемых природных территорий регионального значения; об отсутствии месторождений полезных ископаемых и зон санитарной охраны источников водоснабжения; об отсутствии объектов культурного наследия; об отсутствии скотомогильников и биометрических ям на исследуемом участке; сбора и вывоза твердых коммунальных отходов со стоимостью; о наличии/отсутствии объектов соцкультбыта (церкви, ФАПы, библиотеки, магазины, клубы, здания администрации и т.д.); о согласовании вырубки кустарника и деревонасаждений по трассе проектируемого газопровода; технические условия на пересечение и параллельное следование газопровода с сетями ПАО «Ростелеком» (при наличии); технические условия на пересечение и параллельное следование с высоковольтной линией электропередач; технические условия о пересечении автомобильных дорог. Затем необходимо провести аукцион. После подписания муниципального контракта с исполнителем, последний выполняет проектные работы и получает положительное заключение Государственной экспертизы в течение шести месяцев. К заявке на софинансирование из областного бюджета в обязательном порядке прикладывается:
муниципальная программа; документ, подтверждающий наличие в бюджета МО бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства; копия положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капительного строительства; список земельных участков, предоставленных многодетным семьям. Работы по сбору документации для подачи заявки очень трудоемки и выполнить их за пять дней, и даже за шесть месяцев не представляется возможным. Срок подачи заявки заканчивается 01.08.2022. После подачи и одобрения заявки, решение должно быть оформлено постановлением администрации Владимирской области. После проведения всех вышеуказанных мероприятий проводится аукцион, проведение которого занимает около двух месяцев. Затем с победителем аукциона заключается контракт и начинается строительство инженерной инфраструктуры, срок строительства предусматривается проектировщиком. Бюджет г.Кольчугино на 2022 год является дотационным, т.е. не способным в полной мере самостоятельно обеспечивать бюджетными источниками все закрепленные на ними функции, имеется дефицит бюджета в размере 5 705 тыс. руб., отсутствуют источники покрытия дополнительных расходов.
Представитель административного истца по доверенности Севрюк Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным в иске доводам. Пояснила, что все полученные документы проходят через отдел делопроизводства, регистрируются, заносятся в систему и направляются главе администрации, который накладывает визу. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено главой администрации 15.04.2022. Соглашения с ОСП Кольчугинского района о направлении постановлений через личный кабинет не имеется. Личный кабинет у администрации открыт, но им не пользуются. Глава администрации 08.04.2022 не знал о поступлении постановления, узнал 15.04.2022. Постановление о взыскании исполнительского сбора от 19.04.2022 было получено 17.05.2022, которое невозможно исполнить в указанный срок по уважительным причинам.
Административный ответчик заместитель начальника отделения ОСП Кольчугинского района Феоктистова Ю.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска. Пояснила, что постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено администрации в ЛК ЕПГУ, где было прочитано 08.04.2022, а также вручено главе администрации Кольчугинского района 15.04.2022. После того, как лицо заходит в личный кабинет, нажимает на кнопку, дает согласие, судебный пристав- исполнитель направляет документ в личный кабинет. От администрации пришло согласие о получении постановления, 07.04.2022 оно ушло, 08.04.2022 было прочитано. С момента прочтения в личном кабинете, постановление считается врученным. В картотеке «Исполнительное производство» есть строка о доставке в личный кабинет, там стоит галочка, что свидетельствует о наличии согласия на доставку. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения постановления со дня получения. В связи с тем, что требования исполнительного документа должником не исполнены, 19.04.2022 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в указанный срок, должником не представлено.
Помощник Кольчугинского межрайонного прокурора Деревенцева А.С. в судебном заседании полагала, что в удовлетворении административного искового заявления необходимо отказать, поскольку доводы представителя административного истца не могут являться достоверным основанием для освобождения от исполнительского сбора. Факт направления документов подтверждается административным ответчиком и не оспаривается административным истцом.
Административный ответчик УФССП по Владимирской области, заинтересованные лица Амбарцумова Л.А., Амбарцумов Д.Р., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просили.
В связи с этим, согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Вопросы взыскания исполнительского сбора регламентированы положениями ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в ч.1 которой определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании установлено, что решением Кольчугинского городского суда по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию Кольчугинского района возложена обязанность в течение года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, объектами инженерной инфраструктуры: водоснабжение, газоснабжение. Административным истцом приняты меры по исполнению решения суда, которое не исполнено не по вине администрации Кольчугинского района.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
07.04.2022 ОСП Кольчугинского района УФССП России по Владимирской области возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника администрации Кольчугинского района, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа (л.д.8-9).
19.04.2022 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 руб. (л.д.10).
Между ФИО9 и АО «Газпром газораспределение Владимир», заключен договор от 12.10.2020 №, между ФИО10, АО «Газпром газораспределение Владимир» и плательщиком МКУ «Управление районного хозяйства» заключено соглашение № к данному договору о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, а именно: жилого дома <адрес> (л.д.11-18).
МКУ «Управление районного хозяйства» произвело оплату за технологическое присоединение для газоиспользования оборудования в размере 36 625 руб., что подтверждается платежным поручением № от 30.10.2020 (л.д.19).
Между Департаментом архитектуры и строительства Владимирской области и администрацией Кольчугинского района заключено соглашение от 26.01.2022 № о выделении субсидий в 2022 - 2024 годах на строительство газопровода низкого давления для газоснабжения земельных участков по ул.<адрес>, ул.<адрес> в МО город Кольчугино Кольчугинского района и наружных сетей водоснабжения к данным земельным участкам (л.д.20-35).
10.03.2021 между МКУ «Управление районного хозяйства» и ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт № на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Распределительные газопроводы низкого давления для газоснабжения земельных участков по ул.<адрес>, ул. <адрес> в МО город Кольчугино Кольчугинского района» (л.д.36-45).
Между МКУ «Управление районного хозяйства» и ООО «<данные изъяты>» 11.04.2022 заключен муниципальный контракт № на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Наружные сети водоснабжения к земельным участкам по ул.<адрес>, ул.<адрес> в МО город Кольчугино Кольчугинского района» (л.д.46-68).
30.04.2022 между МКУ «Управление районного хозяйства» и ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт от № на выполнение строительных работ по прокладке трубопровода газа «Распределительные газопроводы низкого давления для газоснабжения земельных участков по ул.<адрес>, ул.<адрес> в МО город Кольчугино Кольчугинского района» (л.д.69-81).
В своей совокупности указанные обстоятельства (бюджетные источники финансирования, дефицит бюджета района, получение субсидий, заключения муниципальных контрактов) указывают на затруднительность исполнения исполнительного документа в установленный им срок.
Суд принимает во внимание, что исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, меры принуждения должника к соблюдению законных требований государства, выраженной в возложении на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны, он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны, является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.
Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
Исходя из положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Освобождая от взыскания исполнительского сбора, суд учитывает организационно-правовую форму административного истца, объективную невозможность исполнить требование исполнительного документа в указанный в нём 5-дневный срок, степень вины должника, и сопоставимость стоимости требуемых работ с размерами бюджета района, принятие ряда действенных мер по исполнению исполнительного документа.
Вопросы добросовестности поведения административного истца в период до возбуждения исполнительного производства не имеют существенного значения для разрешения настоящего дела. Юридически значимыми обстоятельствами при решении вопроса об освобождении от исполнительского сбора является поведение должника после получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Признаков злоупотребления правом со стороны администрации Кольчугинского района после получения копии постановления, которые указывали бы на виновное уклонение должника от исполнения исполнительного документа, в материалах дела не усматривается.
Одновременно следует учесть, что освобождение от взыскания исполнительского сбора не указывает на необоснованность постановления, а лишь направлено на соблюдение баланса интересов должника и взыскателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации Кольчугинского района Владимирской области удовлетворить.
Освободить администрацию Кольчугинского района Владимирской области от взыскания исполнительского сбора, подлежащего взысканию на основании постановления заместителя начальника отделения судебных приставов Кольчугинского района УФССП России по Владимирской области Феоктистовой Ю.В. по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кольчугинским городским судом Владимирской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.Л. Веселина