Решение по делу № 33-11813/2024 от 12.09.2024

Судья Соловьева Т.П.

Дело № 33-11813/2024

№ 2а-245/2024 (УИД 59RS0032-01-2024-000459-44)

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 22.10.2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 15 октября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Цыбиной И.Н.,

судей Безматерных О.В., Журавлевой В.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заборских Николая Анатольевича к администрации Очерского городского округа об оспаривании отказа во включении в список, признании незаконным отказ, возложении обязанности включить в список,

по апелляционной жалобе Заборских Николая Анатольевича на решение Очерского районного суда Пермского края от 22 июля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Цыбиной И.Н., пояснения представителя истца Гусинской О.А., представителя ответчика Бояршиной А.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Заборских Н.А. обратился в суд с иском к администрации Очерского городского округа об оспаривании отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании незаконным отказа администрации Очерского городского округа Пермского края от 29.02.2024, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, мотивировав тем, что Заборских Н.А. обратился в администрацию Очерского городского округа с заявлением, 29.02.2024 отказано во включении в список. Считает, что данным письмом нарушено право на включение его в список.

Решением Очерского районного суда Пермского края от 22 июля 2024 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, Заборских Н.А. обратился с апелляционной жалобой, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права. Суд вынес решение без заключения прокурора. Доказательств фактического проживания истца по адресу: ****, не представлено. Заборских Н.А. по решению суда от 17.01.2018 был снят с регистрационного учета по адресу приемной семьи. Ему никто не сообщил, что он имеет право на обеспечение жилым помещением и включении в список. Каких-либо мер по включению в список со стороны администрации и органа опеки и попечительства принято не было, надлежащий контроль не осуществили. Полагает, что право на обеспечение жилым помещение за ним сохраняется и после достижения 23 лет.

Представитель истца Гусинская О.А. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, указала, что решение подписано судьей Рябовым, а выносила судья Соловьева, заключение прокурора не отражено. Опекун не исполнила обязанности по включению истца в список детей-сирот. До января 2024 года истец не обращался с заявлением на включение в список, в связи с тем, что не знал.

Представитель ответчика Бояршина А.Н. в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает решение суда законным и обоснованным. Указала, что на момент обращения истцу уже исполнилось 33 года. Доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения истцом не представлено.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причины неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).

Согласно подпункту 2 пункта 1 части 4 статьи 8 приведенного Федерального закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.

Аналогичные положения приведены в статье 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятого Законодательным Собранием Пермской области 29.12.2004. Статьей предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Из вышеизложенного следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и на обеспечение жилым помещением, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа таких детей до достижения ими возраста 23 лет.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, поскольку они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что Заборских Н.А. дата рождения, его родителями являлись: отец З1., мать З2. (л.д. 9)

Решением Кунгурского городского суда Пермской области от 28.01.2003 З1., З2. лишены родительских прав, взысканы алименты (л.д.10-11). Решение вступило в законную силу 07.02.2003.

Над Заборских Н.А. была установлена опека, опекуном изначально была назначена М., что следует из распоряжения администрации Кунгурского района Пермской области об утверждении опеки над малолетними № ** от 04.03.2023, и закреплено жилье по адресу: ****1 до их совершеннолетия (л.д. 62).

Согласно свидетельству о регистрации по месту жительства З2. была зарегистрирована по адресу: ****1, вместе с ней зарегистрированы дети до 14 лет, в том числе Заборских Н.А. (л.д.29).

Распоряжением администрации Троельжанского сельсовета Кунгурского района № 164-р от 02.10.2002 закреплен дом по адресу: ****1 за несовершеннолетними, в том числе за Заборских Н.А. (л.д. 61).

Постановлением администрации Очерского района Пермской области № 9 от 15.01.2004 М. была освобождена от опекунских обязанностей с 20.01.2004 в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей опекуна (л.д.64).

Постановлением администрации Очерского района Пермской области от 23.01.2004 № 32 Ч. утверждена приемным родителем (л.д. 65).

01.04.2008 постановлением главы Очерского муниципального района № 199 Ч. освобождена от обязанностей приемного родителя в отношении Заборских Н.А. в связи с достижением им 18 лет (л.д.66).

Согласно справке, выданной Заборских Н.А. 04.03.2008 администрацией Очерского муниципального района, он состоял в органах опеки и попечительства Очерского района с 15.01.2004 до достижения возраста 23 лет (л.д.67).

18.04.2012 по запросу органов опеки и попечительства Очерского район ТУ Минсоцразвития Пермского края по Кунгурскому городскому округу направило акт проверки сохранности жилья по адресу: ****1, право пользования которым сохранено за Заборских Н.А. (л.д.30).

Согласно акту проверки сохранности жилья от 03.04.2012 дом по адресу: ****1, жилье пригодно для проживания, требуется ремонт надворных построек (л.д.33).

Согласно акту обследования помещения от 05.10.2015 дом по адресу: ****1 межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Троельжанского сельского совета от 18.11.2013 и заключения № 5 от 05.10.2015 принято решение о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания (л.д.34,35).

По сведениям администрации Кунгурского муниципального округа от 13.02.2024 Заборских Н.А. о предоставлении жилого помещения до достижения им 23- летнего возраста и после не обращался (л.д.31).

ТУ Минсоцразвития Пермского края по Кунгурскому городскому округу сообщает, что Заборских Н.А. о предоставлении жилого помещения до достижения им 23- летнего возраста и после, о признании непригодным к проживанию закрепленного за ним жилого помещения, не обращался (л.д.32).

Из информации, предоставленной Управлением имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа от 11.06.2024 брат Заборских Н.А. – З3., согласно личного заявления, состоял в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма в Верещагинском городском округе по личному заявлению, на основании приказа № СЭД-33-23-01-01.4-930 от 21.04.2016, был исключен из списка в связи со смертью 12.10.2021 (л.д.39).

Из выписки ЕГРН от 04.07.2024 на правообладателя Заборских Н.А. следует, что в собственности объекты недвижимости отсутствуют (л.д.59).

Из данных паспорта истца следует, что Заборских Н.А., зарегистрирован по адресу: ****4 с 28.04.2011 (л.д. 12).

На основании решения Очерского районного суда от 17.01.201. по иску Ч., Заборских Н.А. признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: ****4 (л.д.58).

В настоящее время Заборских Н.А. фактически проживает по адресу: ****76.

По информации администрации Очерского городского округа следует, что признания за Заборских Н.А. права на обеспечение жилым помещением, формирования, хранения, а также передачи личного дела, в администрации отсутствуют. Заборских Н.А. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, членом семьи нуждающихся в жилых помещениях в администрации не состоит; заявлений о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрацию не поступало; нанимателем жилых помещений в **** по договорам социального найма, либо членом семьи нанимателей не является.

После обучения в школе (со слов истца окончил 9 классов) МОУ «***», в 2006 году поступил в Очерский *** колледж, окончил в 2009 году, в период с 2010 по 2011 служил в армии.

31.01.2024 Заборских Н.А. обратился в администрацию Очерского городского округа с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 90).

Согласно ответу № 278-01-07 исх-731 от 29.02.2024 административному истцу в этом отказано по причине того, что Заборских Н.А. исполнилось уже более 23 лет (л.д. 14).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Заборских Н.А., дата рождения, являлся ребенком–сиротой, поскольк его родители З1. и З2. решением Кунгурского городского суда Пермского края от 28.01.2003 были лишены родительских прав в отношении сына. После лишения родительских прав распоряжением администрации Троельжанского сельсовета от 02.10.2002 № 164-р за Заборских Н.А. было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: **** 1, при этом сведений об отмене указанного распоряжения после передачи Заборских Н.А. в приемную семью Ч., материалы личного дела истца, представленного органами опеки и попечительства, не содержат. После достижения 18-летнего возраста, окончания колледжа Заборских Н.А. служил в армии в период с 2010 по 2011 год, после чего стал проживать и работать в г. Перми. Кроме того, с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Очерского городского округа Заборских Н.А. обратился лишь 31.01.2024, то есть по достижению возраста 33 лет, при этом сведений об обращении Заборских Н.А. с указанным заявлением до 05.02.2013, представлено не было, как и не представлено доказательств о наличии уважительных причин пропуска истцом срока для обращения в уполномоченный орган с заявлением о реализации своих жилищных прав.

Судебная коллегия находит изложенные выводы суда первой инстанции верными, основанными на законе, соответствующими установленным обстоятельствам дела, должным образом мотивированными.

Предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке, в том числе детям-сиротам), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа данной категории граждан и лиц, которые относились к данной категории граждан и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Заборских Н.А. обратился лишь 31.01.2024.

До издания 01.03.2013 Правительством Пермского края постановления № 92-п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находились в ведении органов местного самоуправления Пермского края, с 2013 года – в ведении Министерства социального развития Пермского края с обязанностью органов местного самоуправления по передаче учетных дел в течение 15 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления.

Согласно Правилам учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, утвержденным Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170, действовавшим до издания 01.03.2013 постановления Правительства Пермского края № 92-п, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, в период рассматриваемых событий осуществлялась органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам (пункт 5).

При этом в соответствии с пунктом 6 Правил правом на обращение с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления обладали: законные представители детей-сирот; от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения - администрации этих учреждений; от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством), - опекуны (попечители).

Факт обращения Заборских Н.А. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения 23 лет судом первой инстанции не установлен, поскольку соответствующее обращение истцом не подано, в том числе и не установлен факт подачи такого заявления опекуном Ч., либо органами опеки и попечительства.

Доказательства уважительности причин пропуска установленного действующим законодательством (Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ) срока постановки на учет в качестве нуждающегося Заборских Н.А. ни при обращении с заявлением, ни при обращении с иском в суд, не представлены.

Имеющиеся в материалах дела документы не позволяют сделать вывод о том, что у Заборских Н.А. имелись исключительные обстоятельства, препятствовавшие своевременному обращению с заявлением о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, поскольку право на получение жилья истец начал реализовывать в возрасте старше 23 лет (в 34 года), на момент обращения в суд истец утратил статус лица, имеющего право на получение государственных гарантий по обеспечению жилым помещением как лица из числа детей-сирот, соответственно, не является субъектом отношений, регулируемых законодательством в области защиты прав детей-сирот.

Право на предоставление жилого помещения у гражданина старше 23 лет, относившегося к числу лиц, перечисленных в Федеральном законе №159-ФЗ, сохраняется только в том случае, если до достижении возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью. Заборских Н.А. к числу таких лиц, не относится.

Имевшийся у истца статус сам по себе не подразумевает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства, на основании указанного выше Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

По достижению возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В данном случае, достижение определенного законом возраста судом рассматривается по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.

В связи с этим оснований для возложения на ответчика обязанности по включению в список не имеется.

Доводы апелляционной жалобы отмену постановленного решения не влекут, поскольку какие-либо уважительные причины, объективно препятствовавшие истцу своевременно обратиться с соответствующим заявлением о постановке на учет, отсутствуют.

Довод жалобы заявителя на то, что суд вынес решение без заключения прокурора, судебной коллегией отклоняется, как несостоятельный, поскольку, статья 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень категорий дел, при рассмотрении которых необходимо обязательное участие прокурора.

Рассмотрение гражданского дела по исковому заявлению Заборских Н.А. к администрации Очерского городского округа об оспаривании отказа во включении в список, признании незаконным отказ, возложении обязанности включить в список, не предполагает обязательное участие прокурора, дачу заключения.

Ссылка заявителя жалобы на то, что он не был своевременно поставлен на учет и не был включен в список в результате бездействия со стороны органов опеки и попечительства и опекунов отмену правильно постановленного решения суда не влечет. Заборских Н.А. имел возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия до достижения возраста 23 лет.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии у истца объективных препятствий для реализации своих прав на жилое помещение в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, поскольку истцом утрачено такое право, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Довод жалобы заявителя на то, что решение суда подписано судьей Рябовым А.А., а вынесено судьей Соловьевой Т.П., судебной коллегией отклоняется, поскольку опровергается материалами дела.

Как следует из материалов дела, решение Очерского районного суда Пермского края от 22 июля 2024 года, вынесено и подписано судьей Соловьевой Т.П. (л.д 99-106).

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных процессуальным законом оснований к его отмене либо изменению (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Очерского районного суда Пермского края от 22 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу, Заборских Николая Анатольевича – без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

Судья Соловьева Т.П.

Дело № 33-11813/2024

№ 2а-245/2024 (УИД 59RS0032-01-2024-000459-44)

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 22.10.2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 15 октября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Цыбиной И.Н.,

судей Безматерных О.В., Журавлевой В.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заборских Николая Анатольевича к администрации Очерского городского округа об оспаривании отказа во включении в список, признании незаконным отказ, возложении обязанности включить в список,

по апелляционной жалобе Заборских Николая Анатольевича на решение Очерского районного суда Пермского края от 22 июля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Цыбиной И.Н., пояснения представителя истца Гусинской О.А., представителя ответчика Бояршиной А.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Заборских Н.А. обратился в суд с иском к администрации Очерского городского округа об оспаривании отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании незаконным отказа администрации Очерского городского округа Пермского края от 29.02.2024, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, мотивировав тем, что Заборских Н.А. обратился в администрацию Очерского городского округа с заявлением, 29.02.2024 отказано во включении в список. Считает, что данным письмом нарушено право на включение его в список.

Решением Очерского районного суда Пермского края от 22 июля 2024 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, Заборских Н.А. обратился с апелляционной жалобой, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права. Суд вынес решение без заключения прокурора. Доказательств фактического проживания истца по адресу: ****, не представлено. Заборских Н.А. по решению суда от 17.01.2018 был снят с регистрационного учета по адресу приемной семьи. Ему никто не сообщил, что он имеет право на обеспечение жилым помещением и включении в список. Каких-либо мер по включению в список со стороны администрации и органа опеки и попечительства принято не было, надлежащий контроль не осуществили. Полагает, что право на обеспечение жилым помещение за ним сохраняется и после достижения 23 лет.

Представитель истца Гусинская О.А. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, указала, что решение подписано судьей Рябовым, а выносила судья Соловьева, заключение прокурора не отражено. Опекун не исполнила обязанности по включению истца в список детей-сирот. До января 2024 года истец не обращался с заявлением на включение в список, в связи с тем, что не знал.

Представитель ответчика Бояршина А.Н. в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает решение суда законным и обоснованным. Указала, что на момент обращения истцу уже исполнилось 33 года. Доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения истцом не представлено.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причины неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).

Согласно подпункту 2 пункта 1 части 4 статьи 8 приведенного Федерального закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.

Аналогичные положения приведены в статье 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятого Законодательным Собранием Пермской области 29.12.2004. Статьей предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Из вышеизложенного следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и на обеспечение жилым помещением, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа таких детей до достижения ими возраста 23 лет.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, поскольку они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что Заборских Н.А. дата рождения, его родителями являлись: отец З1., мать З2. (л.д. 9)

Решением Кунгурского городского суда Пермской области от 28.01.2003 З1., З2. лишены родительских прав, взысканы алименты (л.д.10-11). Решение вступило в законную силу 07.02.2003.

Над Заборских Н.А. была установлена опека, опекуном изначально была назначена М., что следует из распоряжения администрации Кунгурского района Пермской области об утверждении опеки над малолетними № ** от 04.03.2023, и закреплено жилье по адресу: ****1 до их совершеннолетия (л.д. 62).

Согласно свидетельству о регистрации по месту жительства З2. была зарегистрирована по адресу: ****1, вместе с ней зарегистрированы дети до 14 лет, в том числе Заборских Н.А. (л.д.29).

Распоряжением администрации Троельжанского сельсовета Кунгурского района № 164-р от 02.10.2002 закреплен дом по адресу: ****1 за несовершеннолетними, в том числе за Заборских Н.А. (л.д. 61).

Постановлением администрации Очерского района Пермской области № 9 от 15.01.2004 М. была освобождена от опекунских обязанностей с 20.01.2004 в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей опекуна (л.д.64).

Постановлением администрации Очерского района Пермской области от 23.01.2004 № 32 Ч. утверждена приемным родителем (л.д. 65).

01.04.2008 постановлением главы Очерского муниципального района № 199 Ч. освобождена от обязанностей приемного родителя в отношении Заборских Н.А. в связи с достижением им 18 лет (л.д.66).

Согласно справке, выданной Заборских Н.А. 04.03.2008 администрацией Очерского муниципального района, он состоял в органах опеки и попечительства Очерского района с 15.01.2004 до достижения возраста 23 лет (л.д.67).

18.04.2012 по запросу органов опеки и попечительства Очерского район ТУ Минсоцразвития Пермского края по Кунгурскому городскому округу направило акт проверки сохранности жилья по адресу: ****1, право пользования которым сохранено за Заборских Н.А. (л.д.30).

Согласно акту проверки сохранности жилья от 03.04.2012 дом по адресу: ****1, жилье пригодно для проживания, требуется ремонт надворных построек (л.д.33).

Согласно акту обследования помещения от 05.10.2015 дом по адресу: ****1 межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Троельжанского сельского совета от 18.11.2013 и заключения № 5 от 05.10.2015 принято решение о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания (л.д.34,35).

По сведениям администрации Кунгурского муниципального округа от 13.02.2024 Заборских Н.А. о предоставлении жилого помещения до достижения им 23- летнего возраста и после не обращался (л.д.31).

ТУ Минсоцразвития Пермского края по Кунгурскому городскому округу сообщает, что Заборских Н.А. о предоставлении жилого помещения до достижения им 23- летнего возраста и после, о признании непригодным к проживанию закрепленного за ним жилого помещения, не обращался (л.д.32).

Из информации, предоставленной Управлением имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа от 11.06.2024 брат Заборских Н.А. – З3., согласно личного заявления, состоял в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма в Верещагинском городском округе по личному заявлению, на основании приказа № СЭД-33-23-01-01.4-930 от 21.04.2016, был исключен из списка в связи со смертью 12.10.2021 (л.д.39).

Из выписки ЕГРН от 04.07.2024 на правообладателя Заборских Н.А. следует, что в собственности объекты недвижимости отсутствуют (л.д.59).

Из данных паспорта истца следует, что Заборских Н.А., зарегистрирован по адресу: ****4 с 28.04.2011 (л.д. 12).

На основании решения Очерского районного суда от 17.01.201. по иску Ч., Заборских Н.А. признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: ****4 (л.д.58).

В настоящее время Заборских Н.А. фактически проживает по адресу: ****76.

По информации администрации Очерского городского округа следует, что признания за Заборских Н.А. права на обеспечение жилым помещением, формирования, хранения, а также передачи личного дела, в администрации отсутствуют. Заборских Н.А. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, членом семьи нуждающихся в жилых помещениях в администрации не состоит; заявлений о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрацию не поступало; нанимателем жилых помещений в **** по договорам социального найма, либо членом семьи нанимателей не является.

После обучения в школе (со слов истца окончил 9 классов) МОУ «***», в 2006 году поступил в Очерский *** колледж, окончил в 2009 году, в период с 2010 по 2011 служил в армии.

31.01.2024 Заборских Н.А. обратился в администрацию Очерского городского округа с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 90).

Согласно ответу № 278-01-07 исх-731 от 29.02.2024 административному истцу в этом отказано по причине того, что Заборских Н.А. исполнилось уже более 23 лет (л.д. 14).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Заборских Н.А., дата рождения, являлся ребенком–сиротой, поскольк его родители З1. и З2. решением Кунгурского городского суда Пермского края от 28.01.2003 были лишены родительских прав в отношении сына. После лишения родительских прав распоряжением администрации Троельжанского сельсовета от 02.10.2002 № 164-р за Заборских Н.А. было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: **** 1, при этом сведений об отмене указанного распоряжения после передачи Заборских Н.А. в приемную семью Ч., материалы личного дела истца, представленного органами опеки и попечительства, не содержат. После достижения 18-летнего возраста, окончания колледжа Заборских Н.А. служил в армии в период с 2010 по 2011 год, после чего стал проживать и работать в г. Перми. Кроме того, с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Очерского городского округа Заборских Н.А. обратился лишь 31.01.2024, то есть по достижению возраста 33 лет, при этом сведений об обращении Заборских Н.А. с указанным заявлением до 05.02.2013, представлено не было, как и не представлено доказательств о наличии уважительных причин пропуска истцом срока для обращения в уполномоченный орган с заявлением о реализации своих жилищных прав.

Судебная коллегия находит изложенные выводы суда первой инстанции верными, основанными на законе, соответствующими установленным обстоятельствам дела, должным образом мотивированными.

Предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке, в том числе детям-сиротам), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа данной категории граждан и лиц, которые относились к данной категории граждан и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Заборских Н.А. обратился лишь 31.01.2024.

До издания 01.03.2013 Правительством Пермского края постановления № 92-п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находились в ведении органов местного самоуправления Пермского края, с 2013 года – в ведении Министерства социального развития Пермского края с обязанностью органов местного самоуправления по передаче учетных дел в течение 15 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления.

Согласно Правилам учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, утвержденным Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170, действовавшим до издания 01.03.2013 постановления Правительства Пермского края № 92-п, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, в период рассматриваемых событий осуществлялась органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам (пункт 5).

При этом в соответствии с пунктом 6 Правил правом на обращение с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления обладали: законные представители детей-сирот; от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения - администрации этих учреждений; от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством), - опекуны (попечители).

Факт обращения Заборских Н.А. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения 23 лет судом первой инстанции не установлен, поскольку соответствующее обращение истцом не подано, в том числе и не установлен факт подачи такого заявления опекуном Ч., либо органами опеки и попечительства.

Доказательства уважительности причин пропуска установленного действующим законодательством (Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ) срока постановки на учет в качестве нуждающегося Заборских Н.А. ни при обращении с заявлением, ни при обращении с иском в суд, не представлены.

Имеющиеся в материалах дела документы не позволяют сделать вывод о том, что у Заборских Н.А. имелись исключительные обстоятельства, препятствовавшие своевременному обращению с заявлением о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, поскольку право на получение жилья истец начал реализовывать в возрасте старше 23 лет (в 34 года), на момент обращения в суд истец утратил статус лица, имеющего право на получение государственных гарантий по обеспечению жилым помещением как лица из числа детей-сирот, соответственно, не является субъектом отношений, регулируемых законодательством в области защиты прав детей-сирот.

Право на предоставление жилого помещения у гражданина старше 23 лет, относившегося к числу лиц, перечисленных в Федеральном законе №159-ФЗ, сохраняется только в том случае, если до достижении возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью. Заборских Н.А. к числу таких лиц, не относится.

Имевшийся у истца статус сам по себе не подразумевает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства, на основании указанного выше Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

По достижению возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В данном случае, достижение определенного законом возраста судом рассматривается по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.

В связи с этим оснований для возложения на ответчика обязанности по включению в список не имеется.

Доводы апелляционной жалобы отмену постановленного решения не влекут, поскольку какие-либо уважительные причины, объективно препятствовавшие истцу своевременно обратиться с соответствующим заявлением о постановке на учет, отсутствуют.

Довод жалобы заявителя на то, что суд вынес решение без заключения прокурора, судебной коллегией отклоняется, как несостоятельный, поскольку, статья 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень категорий дел, при рассмотрении которых необходимо обязательное участие прокурора.

Рассмотрение гражданского дела по исковому заявлению Заборских Н.А. к администрации Очерского городского округа об оспаривании отказа во включении в список, признании незаконным отказ, возложении обязанности включить в список, не предполагает обязательное участие прокурора, дачу заключения.

Ссылка заявителя жалобы на то, что он не был своевременно поставлен на учет и не был включен в список в результате бездействия со стороны органов опеки и попечительства и опекунов отмену правильно постановленного решения суда не влечет. Заборских Н.А. имел возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия до достижения возраста 23 лет.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии у истца объективных препятствий для реализации своих прав на жилое помещение в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, поскольку истцом утрачено такое право, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Довод жалобы заявителя на то, что решение суда подписано судьей Рябовым А.А., а вынесено судьей Соловьевой Т.П., судебной коллегией отклоняется, поскольку опровергается материалами дела.

Как следует из материалов дела, решение Очерского районного суда Пермского края от 22 июля 2024 года, вынесено и подписано судьей Соловьевой Т.П. (л.д 99-106).

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных процессуальным законом оснований к его отмене либо изменению (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Очерского районного суда Пермского края от 22 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу, Заборских Николая Анатольевича – без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

33-11813/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Цыбина Ирина Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
12.09.2024Передача дела судье
13.09.2024Судебное заседание
17.09.2024Передача дела судье
15.10.2024Судебное заседание
24.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2024Передано в экспедицию
15.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее