Дело № 2-130/2023
УИД: 05RS0039-01-2023-000072-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 марта 2023 года с. Касумкент
Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Довлетханова А.Ф.,
при секретаре судебного заседания Ильясбековой А.А.,
с участием прокурора Курахского района РД Магомедова А.Н.,
директора МКОУ «Кабирская СОШ» Джабраилова А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Курахского района Республики Дагестан к администрации МР «Курахский район» и МКОУ «Кабирская СОШ» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Курахского района РД, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением к администрации МР «Курахский район» и МКОУ «Кабирская СОШ», в котором просит возложить на администрацию МР «Курахский район» обязанность обеспечить финансирование работ по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности, а на МКОУ возложить обязанность устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности не позднее 30 дней после финансирования администрацией района, ссылаясь на то, что прокуратурой района по информации, поступившей из ОДП и ПР № 13 но Хивскому, Агульскому, Курахскому и Сулейман-Стальскому районам ГУ МЧС России по РД проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, а также защите прав несовершеннолетних, в ходе которой установлено, что вопреки требованиям федерального законодательства в МКОУ «Кабирская СОШ» не соблюдаются требования пожарной безопасности, а именно: в нарушение ФЗ oт 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст. 62, на территории объекта защиты отсутствует источник наружного противопожарного водоснабжения; в нарушение п. 10 ППР РФ № 1479, в месте установки приемно-контрольного прибора пожарного не размещена информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений; в нарушение Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ», п. 410, на объекте защиты имеющийся пожарный щит не доукомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем; в нарушение Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ», п. 412, на объекте защиты отсутствует покрывало для изоляции очага пожара; в нарушение Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ», отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; в нарушение СП 9.13130.2009 и 4.1.27, имеющиеся на объекте огнетушители не пронумерованы и не доукомплектованы; в нарушение Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ», п. 17 п/п «б»; п. 30; п. 42; п. 43; п. 48; п. 50; п. 52; п. 54; п. 60; п. 95; п. 124; п. 412, руководитель объекта защиты не вносит записи о состоянии СПЗ в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, ввиду его отсутствия на объекте защиты; в нарушение ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 54, ч.2, в помещении котельных не установлены системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в нарушение ФЗ от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 151 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ», п. 5; ГОСТ Р 12.2.143-2009, п. 4.5.1, в здании имеющийся план эвакуации людей при пожаре не соответствует ГОСТу; в нарушение Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ», и. 36, руководитель организации не обеспечил полное наличие знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы; в нарушение ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 54, ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ», п.54, на объекте защиты имеющиеся системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации) работают в неисправном состоянии; в нарушение п. 64 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Приказа МЧС России от 16.03.2020 №171, не представлены декларации пожарной безопасности, разработанные и зарегистрированные в установленном порядке; в нарушение п. 37 ПНР РФ №1479, на объекте отсутствует аварийное освещение; в нарушение п. 11 ПНР РФ №1479, отсутствуют знаки пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено»; в нарушение п. 13 ППР РФ №1479, не проводятся проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) не реже одного раза в год с составлением соответствующего акта проверки (не представлен акт проверки); в нарушение ст. 83 ч. 7 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на объекте защиты (в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2) отсутствует система пожарной сигнализации дублирующее подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работника объекта (и (или) транслирующей этот сигнал организации); в нарушение п. 6 ППР РФ № 1479, не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
При этом ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в силу ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности», несут собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Исполнение требований нормативно-правовых актов в сфере обеспечения безопасного пребывания детей в образовательных организациях является обязанностью не только образовательных организаций, но и их собственников, которые должны финансировать профилактические мероприятия. Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению.
Прокурор Курахского района Магомедов А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации МР «Курахский район» в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дело в их отсутствие, указав также, что исковые требования прокурора признают.
Директор МКОУ «Кабирская СОШ» Джабраилов А.Ш. в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме.
Выслушав доводы сторон, проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3). При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Технического регламента).
На основании п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч. 3 ст. 5 Закона N 35-ФЗ).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 05.10.2009, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе полномочие по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В силу п. п. 6.1, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше норм закона следует, что они содержат императивные предписания, в силу чего суд приходит к выводу о том, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений и органов местного самоуправления.
Материалами дела установлено, что не оспаривается ответной стороной, в образовательном учреждении имеются выявленные нарушения требований пожарной безопасности, установленные нормами и правилами.
Выявленные нарушения могут привести к угрозе жизни и здоровья воспитанников, состав которых меняется как с началом каждого учебного года, так и в течение года, преподавателей, других работников школы, иных лиц, посещающих школу, например, родителей учеников, должностных лиц. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку считает, что оно не противоречит закону, правам и интересам других лиц.
Кроме того, согласно ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Курахского района РД к администрации МР «Курахский район» и МКОУ «Кабирская СОШ» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Курахский район» Республики Дагестан обеспечить финансирование работ по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности в МКОУ «Кабирская СОШ».
Обязать МКОУ «Кабирская СОШ» не позднее 30 дней после финансирования администрацией МР «Курахский район» устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности, а именно: установить на территории объекта защиты источник наружного противопожарного водоснабжения; разместить в месте установки приемно-контрольного прибора пожарного информацию с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации; доукомплектовать имеющийся на объекте защиты пожарный щит покрывалом для изоляции очага пожара; завести журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; пронумеровать и доукомплектовать имеющиеся на объекте огнетушители; вносить записи о состоянии систем противопожарной защиты в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; установить в помещении котельных системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; создать план эвакуации людей при пожаре, соответствующий ГОСТу; обеспечить полное наличие знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы; устранить неисправности систем обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации); разработать и зарегистрировать в установленном порядке декларации пожарной безопасности; обеспечить объект аварийным освещением; установить знаки пожарной безопасности «Курение табака запрещено» и «Пользование открытым огнем запрещено»; проводить проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) не реже одного раза в год с составлением соответствующего акта проверки; обеспечить объект защиты системой пожарной сигнализации дублирующую подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работника объекта (и (или) транслирующей этот сигнал организации); обеспечить наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
Резолютивная часть решения суда объявлена 03.03.2023 года, мотивированное решение составлено 03.03.2023 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Ф. Довлетханов