Решение по делу № 3а-77/2021 от 18.02.2021

Дело №3а-77/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Владимир                 28 мая 2021 года        

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Астровко Е.П.,

при секретаре Шаховой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мегаторг» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:22:024183:675 в размере его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

ООО «Мегаторг» обратилось во Владимирский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

В обоснование требований указано, что ООО «Мегаторг» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м, расположенный по адресу: ****, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования: автостоянки, гаражи-стоянки, открытого и закрытого типа для легковых автомобилей (отдельно стоящие, встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные), для иных видов использования, характерных для населенных пунктов с кадастровой стоимостью 24 895 524 руб. 30 коп., определенной по состоянию на 8 сентября 2020 года.

Согласно представленному отчету об оценке **** от 29.10.2020г., составленному **** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 15 сентября 2020 года составляет 15 428 000 руб.

Ссылаясь в качестве правового обоснования, в том числе на ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 15 сентября 2020 года в размере его рыночной стоимости в размере 15 428 000 руб.

Представитель административного истца ООО «Мегаторг» по доверенности Буланова А.П. в судебном заседании требования просила удовлетворить, и с учетом проведенной по делу судебной экспертизы ООО «****» № **** от 12 мая 2021 года установить кадастровую стоимость земельного участка в размере 22 121 000 руб.

Административные ответчики Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Владимирской области, администрация г.Владимира, Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Представили письменные объяснения, в которых просили о рассмотрении дела в отсутствие представителем и указали, что не оспаривают право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, а также правильность заключения эксперта и размер определенной им рыночной стоимости земельного участка.

В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

С учетом изложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей, поскольку их явка не признана судом обязательной.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьёй срок.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Мегаторг» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м, расположенный по адресу: ****, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования: автостоянки, гаражи-стоянки, открытого и закрытого типа для легковых автомобилей (отдельно стоящие, встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные), для иных видов использования, характерных для населенных пунктов с кадастровой стоимостью 24 895 524 руб. 30 коп., определенной по состоянию на 8 сентября 2020 года.

Земельный участок с кадастровым номером **** образован в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами **** и ****, поставлен на кадастровый учет 31.08.2020.

Согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков № **** от 8.09.2020 Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Россреестра» по Владимирской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** определена в ращмере 24 895 524,30 руб. (л.д.28-32 том2).

Кадастровая стоимость участка с кадастровым номером **** определена ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области в соответствии с п.24 Приказа Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514 исходя из наименьшего удельного показателя стоимости преобразуемых земельных участков. Кадастровая стоимость исходных участков определялась на основании решения суда (участки **** и решения комиссии по участку ****).

С учетом положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об оценочной деятельности) рыночная стоимость в отношении объекта недвижимости устанавливается на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    Административным истцом при обращении в суд в подтверждение доводов о значительном превышении кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью представлен отчет об оценке **** от 29 октября 2020 года, составленный Союзом «****», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 8 сентября 2020 года составляет 15 428 000 руб.

2 декабря 2020 года ООО «Мегаторг», полагая, что кадастровая стоимость указанного земельного участка является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, нарушает его права, как плательщика земельного налога, обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную на основании приказа Росреестра от 25 июля 2012 года №Р/322 во Владимирской области при территориальном органе – Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

Решением комиссии от 30.12.2020 № 575 по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 25.07.2012 № П/322 заявление ООО «Мегаторг» о пересмотре кадастровой стоимости участка отклонено, в том числе, ввиду того, что при расчете рыночной стоимости оценщик применил аналоги сайтов, которые являются закрытыми для публичного использования и не позволяют убедиться в достоверности указанной в отчете Союза «Торгово-промышленная палата Владимирской области» **** от 29.10.2020 информации, что нарушает принципы обоснованности, достоверности и проверяемости, установленные к исполнению п. 25 ФСО «Оценка недвижимости» (ФСО ****, приказ Минэкономразвитие от 25.09.2014 № 611).

18 февраля 2021 года ООО «Мегаторг» обратилось с настоящим административным исковым заявлением (т.1 л.д. 2-4).

Поскольку размер земельного налога, уплачиваемого ООО «Мегаторг» за земельный участок исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что определение в отношении указанного земельного участка кадастровой стоимости в размере рыночной, влияет на обязанность административного истца по уплате налоговых платежей и у него имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.

В ходе рассмотрения дела, по ходатайству представителя административного истца, судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 8 сентября 2020 года и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (т.2 л.д.69-71).

Согласно заключению эксперта ФИО1 ООО «****» **** от 12 мая 2021 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м, расположенного по адресу: ****, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования: автостоянки, гаражи-стоянки, открытого и закрытого типа для легковых автомобилей (отдельно стоящие, встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные), для иных видов использования, характерных для населенных пунктов с кадастровой стоимостью 24 895 524 руб. 30 коп., определенной по состоянию на 8 сентября 2020 года составляет 22 121 000 руб.

При проведении исследования экспертом выявлены нарушения, которые могли бы повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. В нарушение пункта 7 ФСО №7 в Отчете отсутствует информация об экологическом состоянии объекта оценки. В соответствии с пунктом 5 ФСО № 3 информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена. В соответствии с пунктом 11 ФСО №3 в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки. В случае, если информация при опубликовании на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не обеспечена свободным доступом на дату проведения оценки или после даты проведения оценки либо в будущем возможно изменение этой информации или адреса страницы, на которой она опубликована, либо используется информация, опубликованная не в общедоступном печатном издании, то к отчету об оценке должны быть приложены копии соответствующих материалов. В нарушение данных требований, не представляется возможным проверить и подтвердить информацию по ссылкам на страницах 32-33 Отчета (кроме объектов-аналогов на страницах 82-84 Отчета). В связи с этим не представляется возможным подтвердить отсутствие информации после даты оценки (пункт 8 ФСО №1). В связи с тем, что не представляется возможным проверить и подтвердить информацию по имеющимся ссылкам на страницах 32-33 Отчета, не представляется возможным проверить и подтвердить анализ фактических данных о ценах и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка объектов оценки и интервал значений цен на странице 33 Отчета (пункт 11 в) ФСО №7). На странице 30 Отчета определен сегмент рынка объекта оценки - земельный участок под индустриальную застройку. На страницах 34-39 Отчета анализ факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых земельных участков выполнен по сегменту рынка - земельные участки под индустриальную застройку. При этом разрешенное использование объекта оценки - автостоянки, гаражи-стоянки, открытого и закрытого типа для легковых автомобилей (отдельно стоящие, встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные), для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, в соответствии со Справочником оценщика, используемом в расчетах, имеется сегмент рынка - придорожный сервис. Выявленные нарушения не позволяют подтвердить выводы относительно рынка недвижимости в сегменте объекта оценки (страница 40 Отчета) (пункт 11 д) ФСО №7). В связи с тем, что не представляется возможным проверить и подтвердить исследуемый сегмент рынка, не представляется возможным проверить и подтвердить анализ фактора, влияющего на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости (страницы 34-39 Отчета) (пункт 11 г) ФСО №7) и на стоимость (пункт 8 з) ФСО №3). В соответствии с пунктом 4 ФСО №3 отчет об оценки содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений. На страницах 52-53 Отчета корректировка на торг, на страницах 54-55 Отчета корректировка на площадь применены по сегменту рынка - земельные участки под индустриальную застройку. На странице 53 Отчета не применяется корректировка на расположение объекта в пределах города. По информации на странице 84 Отчета объект- аналог №4 промышленного назначения, при этом корректировка не применяется (страницы 58-61 Отчета). В связи с этим, не представляется возможным подтвердить стоимость объекта оценки. Выявленные нарушения не позволяют проверить и подтвердить допущения, полноту и достоверность исходной информации (пункт 11 ФСО №1) достоверность и достаточность информации для анализа цен и характеристик объектов-аналогов (пункт 13 ФСО №1). В нарушение требований пункта 5 ФСО №3 содержание Отчета об оценке вводит в заблуждение и допускает неоднозначное толкование полученных результатов (т.3 л.д.92-93).

Проанализировав и оценив заключение эксперта ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» в совокупности с другими доказательствами суд приходит к следующему.

Экспертное заключение **** от 12 мая 2021 года подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями, а также правом на проведение подобного рода исследований, а именно сотрудником общества с ограниченной ответственностью «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» ФИО1 имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с 2014 года, стаж работы судебного эксперта с 2015 года, предупрежденной об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

    Заключение эксперта **** от 12 мая 2021 года соответствует требованиям, предъявляемым статьей 82 Кодекса административного и судопроизводства Российской Федерации, требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, Федерального стандарта оценки (ФСО-7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года №611, Федерального стандарта оценки (ФСО-1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, Федерального стандарта оценки (ФСО-2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №298, Федерального стандарта оценки (ФСО-3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299, содержит полное описание объекта оценки и произведенного расчета его рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также расписки экспертов о том, что они предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участниками процесса в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, само заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертом рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года, а также формы и содержания экспертного заключения не поступало, в том числе от административного истца.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта, поскольку экспертное заключение **** от 12 мая 2021 года мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертами обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым к отчету об оценке недвижимого имущества законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Руководствуясь статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд признает заключение эксперта ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» от 12 мая 2021 года надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером **** определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.

В связи с изложенным, представленные административным истцом отчет ****» **** от 29 октября 2020 года, суд не принимает в качестве допустимого доказательства по данному делу.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м, расположенного по адресу: ****, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования: автостоянки, гаражи-стоянки, открытого и закрытого типа для легковых автомобилей (отдельно стоящие, встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные), для иных видов использования, характерных для населенных пунктов по состоянию на 8 сентября 2020 года в размере 22 121 000 руб.

В связи с чем, заявление административного истца подлежит удовлетворению. Надлежащим административным ответчиком по делу является ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Владимирской области, поскольку по данному делу оспаривалась кадастровая стоимость, установленная актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области.

Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 28 по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. Вместе с тем в соответствии с приказом Росреестра от 12 мая 2015 г. N П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик наделено ФГБУ "ФКП Росреестра".

С учетом изложенного следует отказать в удовлетворении требований ООО «Мегаторг» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, администрации г.Владимира, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, поскольку они не являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой подачи заявления юридическим лицом считается дата обращения в Комиссию (статья 24.20 указанного Федерального закона).

С учетом изложенного датой подачи заявления ООО «Мегаторг» об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости следует считать 2 декабря 2020 года, то есть дату обращения в Комиссию.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, данное решение в силу прямого указания закона является основанием для внесения сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером **** в Единый государственный реестр недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Мегаторг» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м, расположенного по адресу: ****, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования: автостоянки, гаражи-стоянки, открытого и закрытого типа для легковых автомобилей (отдельно стоящие, встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные), для иных видов использования, характерных для населенных пунктов по состоянию на 8 сентября 2020 года в размере 22 121 000 (двадцать два миллиона сто двадцать одна тысяча) рублей.

Считать датой подачи административного искового заявления ООО «Мегаторг» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:22:024183:675 равной его рыночной стоимости 2 декабря 2020 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                      Е.П. Астровко

Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2021 года.

3а-77/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Мегаторг"
Ответчики
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Владимирской области
Управление Росреестра по Владимирской области
Администрация г.Владимира
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Астровко Елена Петровна
Дело на странице суда
oblsud.wld.sudrf.ru
18.02.2021Регистрация административного искового заявления
18.02.2021Передача материалов судье
18.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.03.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2021Судебное заседание
21.05.2021Производство по делу возобновлено
28.05.2021Судебное заседание
28.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее