Судья Крючков С.И. Дело № 33-2016/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Мертехина М.В., Шишкина И.В.,
при секретаре Цыбульской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 января 2016 года апелляционную жалобу Русаковой Валентины Ульяновны на решение Серпуховского городского суда Московской области от 29 октября 2015 года по делу по иску Русаковой В.У. к МРИ ФНС России № 11 по Московской области о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы,
заслушав доклад судьи Немовой Т. А.,
объяснения Русаковой В.У.,
УСТАНОВИЛА:
Русакова В.У. обратилась в суд с иском к МРИ ФНС России № 11 по Московской области о взыскании задолженности по заработной плате в виде сумм материального стимулирования государственным служащим за период с 2012-2015 гг. в размере 90689 руб., компенсации за задержку выплаты.
Требования мотивировала тем, что работала в МРИ ФНС России № 11 по Московской области в период с 01.11.2009 г. по 15.04.2015 г., уволилась по собственному желанию. При увольнении ей стало известно, что ответчик при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске не учитывал суммы средств, выплаченные гражданскому служащему в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Поскольку выплата премий входит в систему оплаты труда, полученные средства материального стимулирования должны учитываться при расчете среднемесячного денежного содержания.
В судебном заседании представитель МРИ ФНС России № 11 по Московской области иск не признала, просила применить к требованиям истицы последствия пропуска срока на обращение в суд.
Решением Серпуховского городского суда от 29 октября 2015 г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Русакова В.У. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В заседании апелляционной инстанции истица доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель МРИ ФНС России № 11 по Московской области о месте, дне и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен; в заседание судебной коллегии не явился.
Определением судебной коллегии, занесенным в протокол судебного заседания, принято решение о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие не явившегося лица, учитывая его надлежащее извещение.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Русаковой В.У., оснований для отмены решения суда не усматривает.
Из материалов дела следует, что 01.11.2009 г. Русакова В.У. была принята на работу для прохождения государственной гражданской службы в МРИ ФНС России № 11 по Московской области.
Приказом № 01-10/60 от 15.04.2015 г. истица уволена на основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (по инициативе гражданского служащего).
Вопросы, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся, в частности, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).
Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 611 от 25.09.2007 "О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ был разработан Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденный приказом Минфина РФ от 17.10.2007 N 90н.
Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных правовых норм, выплаты материального стимулирования не входят в состав денежного содержания, поскольку не являются гарантированной государством выплатой и осуществляются в зависимости от наличия средств федерального бюджета. Право распределения таковых выплат принадлежит работодателю.
Материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался вышеуказанными положениями закона и исходил из того, что оснований для включения в состав среднемесячного денежного содержания истицы выплаченных ей в спорный период средств материального стимулирования и взыскания недоплаченных сумм не имеется, поскольку оспариваемая сумма материального стимулирования не входит в систему оплаты труда и не является обязательной к выплате, она направлена на побуждение сохранения трудовых отношений и повышение качества и производительности труда
Кроме того, ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявлено о применении последствий пропуска срока, установленного ст. 392 ТК РФ.
В качестве причины пропуска срока истица указала, что узнала о нарушении своих прав только 19.06.2015 г., получив от ответчика ответ на её претензию о выплате спорных денежных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).
Истица без уважительных причин пропустила установленный ст. 392 ТК РФ срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, что является самостоятельным основанием к вынесению решения об отказе в иске.
Из представленных ответчиком документов следует, что сведения о начисленных и удержанных из заработной платы суммах отражаются в расчетных листках, которые ежемесячно выдаются сотрудникам Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области.
Порядок исчисления и выплат, в том числе за оплачиваемые отпуска, установлен положениями ст. 50 Закона № 79-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 06.09.20.2007г. № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007г. № 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства РФ от 27.03.2014г. № 238-7 «О материальном стимулировании в 2014г. федеральных государственных служащих федеральных государственных органов».
Таким образом, истица имела реальную возможность самостоятельно проверить правомерность начисления денежных средств за оплачиваемые отпуска путем сопоставления данных, отраженных в расчетных листках с методикой расчета, установленной указанными выше нормативными правовыми актами законодательства Российской Федерации.
Служебный контракт с истицей расторгнут 15.04.2015 года, в установленный срок с ней произведен окончательный расчет, а в суд с настоящими требованиями она обратилась 28.08.2015 года, то есть с пропуском установленного ст.392 ТК РФ срока.
Судебная коллегия находит вывод суда о пропуске истицей срока для обращения в суд за защитой нарушенных трудовых прав правильным, основанным на материалах дела и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы истца направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 29 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Русаковой В.У. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи