Дело№2-922/2023
УИД 04RS0020-01-2023-001016-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2023 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Северо-Байкальский район» о понуждении провести работы по замене сетей теплоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, согласно измененных исковых требований просил обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» в срок до 30.11.2024 провести работы по замене сетей теплоснабжения на следующих участках: на участке сети по схеме теплоснабжения от ТК № 6 до ТК № 10 (согласно техническому паспорту к свидетельству о государственной регистрации права собственности от 22.06.2010 № 03АА 613227 участок сети от ТК6 до ТК 7,8,10) произвести работы по замене трубопровода (тепловая сеть протяженностью 156 м.); на участке сети по схеме теплоснабжения от ТК скважина до скважины № 1 (согласно техническому паспорту к свидетельству о государственной регистрации права собственности от 22.06.2010 № 03АА 613227 участок сети от ТК скважина до скважины № 1) произвести работы по замене трубопровода (тепловая сеть протяженностью 98,6 м.).
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке к отопительному сезону, предоставлении жилищно-коммунальных услуг выявлены нарушения законодательства в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Регистр. Янчукан» (далее - ООО «Регистр.Янчукан») и администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» (далее - администрация района).
Пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктами 4.2, 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положениями статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ), части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), решением Совета депутатов муниципального образования «Северо-Байкальский район» от 29.08.2019 № 676-V «О даче согласия администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» к вопросам местного значения администрации района относятся организация в границах городских и сельских поселений электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения на срок с 01.09.2019г. по 31.08.2024г. В том числе к полномочиям администрации района относится принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения обязательств.
В силу концессионных соглашений № 13, 14 от 01.09.2017 на территории п. Янчукан предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению населению осуществляется ООО «Регистр.Янчукан», с использованием объектов соглашений и иного имущества. Дополнительными соглашениями от 05.11.2020 срок действия концессионных соглашений продлен до 6 лет, т.е. до 31.08.2023.
Согласно пункту 1 раздела 1 концессионного соглашения № 14 (в редакции от 05.11.2020) концессионер (ООО «Регистр. Янчукан ») обязуется за свой счет и или за счет привлеченных средств произвести реконструкцию объекта Соглашения, право собственности на которое принадлежит МО «Северо-Байкальский район», осуществлять деятельность по оказанию услуг теплоснабжения потребителям с использованием объекта Соглашения. К реконструкции объекта Соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
В силу пунктов 1, 5 раздела 4, пункта 2 раздела 8 концессионного соглашения №14 концессионер обязан за свой счет и или за счет привлечённых средств реконструировать объект Соглашения. Концедент обязуется обеспечить концессионеру необходимые условия для выполнения работ по реконструкции объекта Соглашения. Концессионер обязан осуществлять деятельность по эксплуатации объекта соглашения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения предусмотрены концессионным соглашением № 13 от 01.09.2017 в отношении объектов водоснабжения и водоотведения.
Помощник прокурора Михалев Д.А. поддержал измененные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель Администрации МО «Северо-Байкальский район» по доверенности Горбачева Ж.В. просила о рассмотрении дела без ее участия, не возражают против удовлетворения требования прокуратуры об обязании Администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» в срок до 30.11.2024 провести работы по замене сетей теплоснабжения на следующих участках: на участке сети по схеме теплоснабжения от ТК № 6 до ТК № 10 (согласно техническому паспорту к свидетельству о государственной регистрации права собственности от 22.06.2010 № 03АА 613227 участок сети от ТК6 до ТК 7,8,10) произвести работы по замене трубопровода (тепловая сеть протяженностью 156 м.); на участке сети по схеме теплоснабжения от ТК скважина до скважины № 1 (согласно техническому паспорту к свидетельству о государственной регистрации права собственности от 22.06.2010 № 03АА 613227 участок сети от ТК скважина до скважины № 1) участок трубопровода имеет утонение стенки более 20 %, необходимо произвести работы по замене трубопровода (тепловая сеть протяженностью 98,6 м.).
Представитель ООО «Регистр.Янчукан» по доверенности Морозюк Е.Н. не имела возражений по заявленному требованию.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования носят законный характер, подлежат удовлетворению и соответствуют статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Установлено, что по результатам проведенной прокурорской проверки по исполнению законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке к отопительному сезону, предоставлении жилищно-коммунальных услуг выявлены нарушения законодательства в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Регистр. Янчукан» и администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район».
Пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктами 4.2, 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положениями статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ), части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), решением Совета депутатов муниципального образования «Северо-Байкальский район» от 29.08.2019 № 676-V «О даче согласия администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» к вопросам местного значения администрации района относятся организация в границах городских и сельских поселений электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения на срок с 01.09.2019г. по 31.08.2024г. В том числе к полномочиям администрации района относится принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения обязательств.
В силу концессионных соглашений № 13,14 от 01.09.2017 на территории п.Янчукан предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению населению осуществляется ООО «Регистр.Янчука» с использованием объектов соглашений и иного имущества. Дополнительными соглашениями от 05.11.2020 срок действия концессионных соглашений продлен до 6 лет, т.е. до 31.08.2023.
Согласно пункту 1 раздела 1 концессионного соглашения № 11 (в редакции от 05.11.2020) концессионер (ООО «Регистр. Янчукан») обязуется за свой счет и или за счет привлеченных средств произвести реконструкцию объекта Соглашения, право собственности на которое принадлежит МО «Северо-Байкальский район», осуществлять деятельность по оказанию услуг теплоснабжения потребителям с использованием объекта Соглашения. К реконструкции объекта Соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
В силу пунктов 1, 5 раздела 4, пункта 2 раздела 8 концессионного соглашения №14 концессионер обязан за свой счет и или за счет привлечённых средств реконструировать объект Соглашения. Концедент обязуется обеспечить концессионеру необходимые условия для выполнения работ по реконструкции объекта Соглашения. Концессионер обязан осуществлять деятельность по эксплуатации объекта соглашения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения предусмотрены концессионным соглашением № 13 от 01.09.2017 в отношении объектов водоснабжения и водоотведения.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным кодексом и другими федеральными законами. Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
Пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, установлено, что организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ под надежностью теплоснабжения необходимо понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила № 115), устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в том числе систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей, тепловых пунктов. На основании пункта 6.2.1. Правил № 115 при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей.
Надлежащая эксплуатация систем теплоснабжения, водоснабжения обеспечивается своевременным проведением капитальных и текущих ремонтов.
Проведенной проверкой установлено, что вышеуказанные требования закона собственником сетей теплоснабжения администрацией района не исполнялись.
Кроме того, в ходе осмотра состояния тепловых сетей, сетей холодного водоснабжения установлено, что надлежащая подготовка к отопительному сезону 2023-2024 гг. на территории п. Янчукан Северо-Байкальского района не проводилась, отдельные участки теплосети находятся в аварийном состоянии (тепловая изоляция труб частично разрушена, наружная поверхность трубопроводов поражена коррозией)
Требуют ремонта сети теплоснабжения на следующих участках: на участке сети по схеме теплоснабжения от ТК № 6 до ТК № 10 (согласно техническому паспорту к свидетельству о государственной регистрации права собственности от 22.06.2010 № 03АА 613227 участок сети от ТК6 до ТК 7,8,10) необходимо произвести работы по замене трубопровода (тепловая сеть протяженностью 156 м.); на участке сети по схеме теплоснабжения от ТК скважина до скважины № 1 (согласно техническому паспорту к свидетельству о государственной регистрации права собственности от 22.06.2010 № 03АА 613227 участок сети от ТК скважина до скважины № 1) участок трубопровода имеет утонение стенки более 20 %, необходимо произвести работы по замене трубопровода (тепловая сеть протяженностью 98,6 м.).
Учитывая, что собственник сетей Администрация района не выполняет обязанности по содержанию имущества, переданного обществу по концессионным соглашениям, а также по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону 2023-2024 гг., предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества, указанное влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья, достойную жизнь.
При этом, судом принимается во внимание, что Северо-Байкальский район Республики Бурятия является районом, приравненным к районам Крайнего Севера, и срыв отопительного сезона может повлечь тяжелые последствия.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд находит обоснованным иск прокурора и считает, что имеются основания для понуждения ответчика в срок до 30.11.2024 провести работы на участке сети по схеме теплоснабжения от ТК № 6 до ТК № 10 произвести работы по замене трубопровода (тепловая сеть протяженностью 156 м.); на участке сети по схеме теплоснабжения от ТК скважина до скважины № 1 произвести работы по замене трубопровода (тепловая сеть протяженностью 98,6 м.).
Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» в срок до 30.11.2024 провести работы по замене сетей теплоснабжения на следующих участках: на участке сети по схеме теплоснабжения от ТК № 6 до ТК № 10 (согласно техническому паспорту к свидетельству о государственной регистрации права собственности от 22.06.2010 № 03АА 613227 участок сети от ТК6 до ТК 7,8,10) произвести работы по замене трубопровода (тепловая сеть протяженностью 156 м.); на участке сети по схеме теплоснабжения от ТК скважина до скважины № 1 (согласно техническому паспорту к свидетельству о государственной регистрации права собственности от 22.06.2010 № 03АА 613227 участок сети от ТК скважина до скважины № 1) произвести работы по замене трубопровода (тепловая сеть протяженностью 98,6 м.).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 31.10.2023г.
Судья Н.Г. Рабдаева