Решение по делу № 33-640/2024 от 15.01.2024

Дело № 33-640/2024                                                докладчик Швецова Н.Л.

(1 инст. № 2-2936/2023)               судья          Балыгина Т.Е.

УИД ****

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего                   Швецовой Н.Л.,

судей                          Осиповой Т.А., Клоковой Н.В.,

при секретаре           Григорян Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 10 апреля 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения **** на решение Ленинского районного суда **** от ****, которым постановлено:

исковые требования Герасимовой М. А. к Министерству социальной защиты населения **** удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения **** от ******** в присвоении Герасимовой М. А. звания «Ветеран труда».

Признать за Герасимовой М. А. (паспорт ****) право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Министерство социальной защиты населения **** (ИНН ****) присвоить Герасимовой М. А. (паспорт ****) звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

Взыскать с Министерства социальной защиты населения **** (ИНН ****) в пользу Герасимовой М. А. (паспорт ****) возмещение расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.

Заслушав доклад судьи Швецовой Н.Л., объяснения представителя Министерства социальной защиты населения **** - Никитиной Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Герасимовой М.А. полагавшей решение суда законным и обоснованным, пояснения представителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по **** - Горьковой И.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Герасимова М.А. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения **** о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», понуждении к принятию решения о присвоении звания «Ветеран труда».

В обоснование исковых требований истцом указано, что она обратилась в ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по ****» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».

Письмом от ******** Министерство социальной защиты населения **** отказано в присвоении звания «Ветеран труда».

Данный отказ истец считает незаконным и нарушающим ее права.

Герасимова М.А. указывает, что она имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, более 20 лет.

Приказом Федеральной службы государственной статистики Минэкономразвития России от **** **** Герасимова М.А. награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», о чем ей выдано удостоверение и медаль.

Письмом от **** департамент социальной защиты населения администрации **** сообщил Территориальному органу государственной статистики по ****, что медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», учрежденная Федеральной службой государственной статистики, определяется как ведомственный знак отличия в труде и учитывается при присвоении звания «Ветеран труда».

Из отказа ответчика следует, что Положением о медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» предусмотрено, что данным знаком отличия награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи, а также работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи. Учитывая, что указанной медалью Герасимова М.А. награждена как лицо, привлеченное к подготовке и проведению Всероссийской переписи, а не за продолжительный добросовестный труд в органах государственной статистики, данная награда не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Вместе с тем, истец указывает, что она не просто была привлечена к подготовке и проведению Всероссийской переписи, а была работником внештатной службы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по **** два года в период с **** года по ****, с **** по ****.

Ссылаясь в качестве правового обоснования исковых требований на п.1 ст.7 Федерального закона от **** № 5-ФЗ «О ветеранах» Герасимова М.А. просит суд признать незаконным решение Министерства социальной защиты населения **** от ******** об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда», признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ответчика принять решение о присвоении ей звания «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

Истец Герасимова М.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась судом надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.

В судебном заседании представитель истца Трофимова Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам искового заявления, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Никитина Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.26-28). Указала, что истец Герасимова М.А. награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» как работник внештатной службы Территориального органа Федеральной службы статистики по **** за периоды с **** по ****, с **** по ****, а не за продолжительный добросовестный труд в органах государственной статистики, поэтому правовые основания для присвоения звания «Ветеран труда» отсутствуют.

Представитель третьего лица Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по **** Горькова И.В. в судебном заседании оставила разрешение спора на усмотрение суда. Указала, что согласно Приказу Росстата от **** **** «Об учреждении знака отличия - медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики и ею награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. Герасимова М.А. действительно привлекалась к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года в качестве работника внештатной службы Владимирстата в период с **** по **** и с **** по **** на основании срочных трудовых договоров. Приказом Федеральной службы государственной статистики от **** **** Герасимова М.А. была награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года». Полагает, что в данном случае, поскольку Герасимова М.А. была награждена ведомственным знаком отличия в 2012 году, имеет место преференция п.3 ст.8 Закона ****.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социальной защиты населения **** ставит вопрос об отмене решения суда, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что определяющим значением для решения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» является наличие продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин награжден ведомственным знаком отличия в труде. Для истца медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» не может являться основанием для присвоения ей звания «Ветеран труда», поскольку награждение данным знаком производилось в целях поощрения и морального стимулирования граждан, принимавших участие в переписи населения, в связи с чем, данная награда не может быть отнесена к наградам, выданным за долгосрочный труд. Следовательно, судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о наличии у истца совокупности обстоятельств (необходимого стажа и ведомственной награды), так как истец не являлась постоянным работником территориального органа Федеральной службы государственной статистики по ****, и будучи привлеченной на определенный срок по трудовому договору как внештатный работник, не может быть отнесена к лицам, имеющим ведомственные знаки отличия за долголетний добросовестный труд, поскольку необходимым условием для присвоения гражданину звания «Ветеран труда» является именно многолетний, добросовестный труд, послуживший основанием для награждения, а не выполнение краткосрочных работ.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по **** оставляет разрешение вопроса об удовлетворении апелляционной жалобы на усмотрение суда. Полагает, что истец соответствует критериям для присвоения звания «Ветеран труда», а именно имеет общий трудовой стаж 20 лет и ведомственный знак отличия в труде - медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года».

Изучив материалы дела, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Из преамбулы к Федеральному закону от **** № 5-ФЗ «О ветеранах» следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии со ст. 1 названного Закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

В силу с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от **** № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, в том числе награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Согласно ч. 4 ст. 7 вышеназванного федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что Герасимова М.А. имеет общий страж трудовой деятельности более 20 лет, что подтверждается записями в ее трудовой книжке (л.д.10-19).

Приказом Федеральной службы государственной статистики Минэкономразвития России от **** **** Герасимова М.А. награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», о чем ей выдано удостоверение и медаль (л.д.7-8).

**** Министерство социальной защиты населения **** направил в адрес Герасимовой М.А. письмо за № **** с отказом в присвоении ей звания «Ветеран труда», мотивируя тем, что медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» истец награждена как лицо, привлеченное к подготовке и проведению Всероссийской переписи, а не за продолжительный добросовестный труд в органах государственной статистики (л.д.6).

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к выводу о том, что отказ Министерства социальной защиты населения **** от ******** в присвоении Герасимовой М.А. звания «Ветеран труда» является незаконным, поскольку истец имеет право на присвоения статуса «Ветеран труда», в с вязи с тем, что награждена ведомственным знаком отличия в труде **** - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» и имеет трудовой стаж более 20 лет.

С указанными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку он основан на неверном применении норм материального права.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от **** № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», а также награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2).

Положения ст. 7 указанного Закона в редакции, действовавшей до ****, предусматривали, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пп. 1), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2).

Из системного толкования положений ст. ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" как в ранее действовавшей, так и в действующей редакции, следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда, учитывая, что ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", относя к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, направлена на учет особых трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории ****, устанавливается **** от **** ****-ОЗ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», а также в соответствии с Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным Постановлением **** от **** **** ( далее - Положение).

Согласно п. 1 приведенного Положения, звание «Ветеран труда» присваивается:

а) лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

За гражданами, которые по состоянию на **** награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от **** № 388-ФЗ);

б) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно п. 4 Положения лица, указанные в подпункте «а» пункта 1 настоящего Положения, представляют паспорт, а также документы, подтверждающие:

- награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или благодарностью Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики);

- трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Приказом Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от **** **** утвержден знак отличия - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" (действовавшем на момент награждения). Согласно указанному Приказу ведомственный знак отличия Федеральной службы государственной статистики - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" учрежден в целях поощрения и морального стимулирования работников системы Федеральной службы государственной статистики, работников внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лиц, привлекавшихся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работников организаций, независимо от форм собственности, принимавших активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.

Таким образом, деятельность лиц, привлеченных к участию по подготовке и проведению переписи населения, представляла собой не постоянную трудовую деятельность, а временное участие в сборе статистической информации о демографических, экономических и социальных процессах, выполнялась в краткосрочный период на основании договора подряда, без зачисления их в штат организации, в то время как определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина по месту его работы, поэтому не любой знак отличия, учрежденный министерством или ведомством, может служить основанием для присвоения звания, а лишь знак, отмечающий особые заслуги в труде.

Судом апелляционной инстанции с учетом позиции сторон к материалам дела в качестве дополнительных доказательств в порядке ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приобщены и исследованы копии приказов о приеме работников на работу ****-к от ****, ****-к от ****, приказа о прекращении (расторжении) срочного трудового договора с работниками (увольнении) ****-к от ****, ****-к от ****, срочных трудовых договоров по должности Уполномоченный по вопросам переписи **** от ****, **** от ****, карточки-справки от 2009, 2010 г., а также Приказ Росстата **** от **** о награждении Герасимовой М.А. ведомственным знаком отличия - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года».

Так, из срочных трудовых договоров с Герасимовой М.А. от ****, **** следует, что истец определяется на внештатную службу по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 в **** в должности Уполномоченный по вопросам переписи, срок действия договоров - с **** по ****, с **** по ****. После прекращения периода действия срочного трудового договора, Герасимова М.А. на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ подлежала увольнению. На постоянной основе в органах государственной статистики истец никогда не работала.

Из представленного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по **** наградного материала следует, что в отношении Герасимовой М.А. указаны следующе заслуги для награждения: « На высоком уровне координировала работы по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, взаимодействие с органами исполнительной власти и местного самоуправления, организовал обучение временных переписных работников, осуществлял приемку переписных документов и сдачу их в территориальный орган Росстата»

Из копии Приказа **** от **** Федеральной службы государственной статистики следует, что Герасимова М.А. награждена ведомственным знаком отличия - медалью « За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» как лицо, принимавшее активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года во ****.

Таким образом, установлено, что Герасимова М.А., в течение краткосрочного периода времени выполняла работу по срочному трудовому договору, принимая в 2009, 2010 годах участие в работе по проведению Всероссийской переписи населения, что не может быть расценено как "долголетний труд" и не может быть отнесена к лицам, имеющим ведомственные знаки отличия за долголетний труд, поскольку была занята выполнением краткосрочных работ, а награждение медалью производилось в целях поощрения и морального стимулирования лиц, привлекаемых к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов.

Различия в оценке прав, возникающих при награждении указанной медалью штатных сотрудников органов статистики, выполнявших на протяжении длительного времени в рамках своих трудовых обязанностей задачи, возложенные на органы статистики ст. 5 Федерального закона от **** № 8-ФЗ, и лиц, привлеченных на непродолжительный срок к переписи населения, сбору сведений, не может расцениваться как нарушение конституционного права равенства, поскольку имеют место существенные различия в сложности и продолжительности выполнения поставленных перед указанными лицами задач.

При таких обстоятельствах, учитывая, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Герасимовой М.А. не имелось.

На основании изложенного, решение Ленинского районного суда **** от **** не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда **** от **** отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Герасимовой М. А. к Министерству социальной защиты населения **** о признании незаконным отказа от ******** в присвоении звания «Ветеран труда», выдаче удостоверения «Ветеран труда», отказать.

Председательствующий                             Н.Л. Швецова

Судьи                                Т.А. Осипова, Клокова Н.В.а

Дело № 33-640/2024                                                докладчик Швецова Н.Л.

(1 инст. № 2-2936/2023)               судья          Балыгина Т.Е.

УИД ****

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего                   Швецовой Н.Л.,

судей                          Осиповой Т.А., Клоковой Н.В.,

при секретаре           Григорян Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 10 апреля 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения **** на решение Ленинского районного суда **** от ****, которым постановлено:

исковые требования Герасимовой М. А. к Министерству социальной защиты населения **** удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения **** от ******** в присвоении Герасимовой М. А. звания «Ветеран труда».

Признать за Герасимовой М. А. (паспорт ****) право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Министерство социальной защиты населения **** (ИНН ****) присвоить Герасимовой М. А. (паспорт ****) звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

Взыскать с Министерства социальной защиты населения **** (ИНН ****) в пользу Герасимовой М. А. (паспорт ****) возмещение расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.

Заслушав доклад судьи Швецовой Н.Л., объяснения представителя Министерства социальной защиты населения **** - Никитиной Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Герасимовой М.А. полагавшей решение суда законным и обоснованным, пояснения представителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по **** - Горьковой И.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Герасимова М.А. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения **** о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», понуждении к принятию решения о присвоении звания «Ветеран труда».

В обоснование исковых требований истцом указано, что она обратилась в ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по ****» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».

Письмом от ******** Министерство социальной защиты населения **** отказано в присвоении звания «Ветеран труда».

Данный отказ истец считает незаконным и нарушающим ее права.

Герасимова М.А. указывает, что она имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, более 20 лет.

Приказом Федеральной службы государственной статистики Минэкономразвития России от **** **** Герасимова М.А. награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», о чем ей выдано удостоверение и медаль.

Письмом от **** департамент социальной защиты населения администрации **** сообщил Территориальному органу государственной статистики по ****, что медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», учрежденная Федеральной службой государственной статистики, определяется как ведомственный знак отличия в труде и учитывается при присвоении звания «Ветеран труда».

Из отказа ответчика следует, что Положением о медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» предусмотрено, что данным знаком отличия награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи, а также работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи. Учитывая, что указанной медалью Герасимова М.А. награждена как лицо, привлеченное к подготовке и проведению Всероссийской переписи, а не за продолжительный добросовестный труд в органах государственной статистики, данная награда не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Вместе с тем, истец указывает, что она не просто была привлечена к подготовке и проведению Всероссийской переписи, а была работником внештатной службы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по **** два года в период с **** года по ****, с **** по ****.

Ссылаясь в качестве правового обоснования исковых требований на п.1 ст.7 Федерального закона от **** № 5-ФЗ «О ветеранах» Герасимова М.А. просит суд признать незаконным решение Министерства социальной защиты населения **** от ******** об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда», признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ответчика принять решение о присвоении ей звания «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

Истец Герасимова М.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась судом надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.

В судебном заседании представитель истца Трофимова Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам искового заявления, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Никитина Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.26-28). Указала, что истец Герасимова М.А. награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» как работник внештатной службы Территориального органа Федеральной службы статистики по **** за периоды с **** по ****, с **** по ****, а не за продолжительный добросовестный труд в органах государственной статистики, поэтому правовые основания для присвоения звания «Ветеран труда» отсутствуют.

Представитель третьего лица Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по **** Горькова И.В. в судебном заседании оставила разрешение спора на усмотрение суда. Указала, что согласно Приказу Росстата от **** **** «Об учреждении знака отличия - медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики и ею награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. Герасимова М.А. действительно привлекалась к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года в качестве работника внештатной службы Владимирстата в период с **** по **** и с **** по **** на основании срочных трудовых договоров. Приказом Федеральной службы государственной статистики от **** **** Герасимова М.А. была награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года». Полагает, что в данном случае, поскольку Герасимова М.А. была награждена ведомственным знаком отличия в 2012 году, имеет место преференция п.3 ст.8 Закона ****.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социальной защиты населения **** ставит вопрос об отмене решения суда, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что определяющим значением для решения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» является наличие продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин награжден ведомственным знаком отличия в труде. Для истца медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» не может являться основанием для присвоения ей звания «Ветеран труда», поскольку награждение данным знаком производилось в целях поощрения и морального стимулирования граждан, принимавших участие в переписи населения, в связи с чем, данная награда не может быть отнесена к наградам, выданным за долгосрочный труд. Следовательно, судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о наличии у истца совокупности обстоятельств (необходимого стажа и ведомственной награды), так как истец не являлась постоянным работником территориального органа Федеральной службы государственной статистики по ****, и будучи привлеченной на определенный срок по трудовому договору как внештатный работник, не может быть отнесена к лицам, имеющим ведомственные знаки отличия за долголетний добросовестный труд, поскольку необходимым условием для присвоения гражданину звания «Ветеран труда» является именно многолетний, добросовестный труд, послуживший основанием для награждения, а не выполнение краткосрочных работ.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по **** оставляет разрешение вопроса об удовлетворении апелляционной жалобы на усмотрение суда. Полагает, что истец соответствует критериям для присвоения звания «Ветеран труда», а именно имеет общий трудовой стаж 20 лет и ведомственный знак отличия в труде - медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года».

Изучив материалы дела, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Из преамбулы к Федеральному закону от **** № 5-ФЗ «О ветеранах» следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии со ст. 1 названного Закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

В силу с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от **** № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, в том числе награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Согласно ч. 4 ст. 7 вышеназванного федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что Герасимова М.А. имеет общий страж трудовой деятельности более 20 лет, что подтверждается записями в ее трудовой книжке (л.д.10-19).

Приказом Федеральной службы государственной статистики Минэкономразвития России от **** **** Герасимова М.А. награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», о чем ей выдано удостоверение и медаль (л.д.7-8).

**** Министерство социальной защиты населения **** направил в адрес Герасимовой М.А. письмо за № **** с отказом в присвоении ей звания «Ветеран труда», мотивируя тем, что медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» истец награждена как лицо, привлеченное к подготовке и проведению Всероссийской переписи, а не за продолжительный добросовестный труд в органах государственной статистики (л.д.6).

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к выводу о том, что отказ Министерства социальной защиты населения **** от ******** в присвоении Герасимовой М.А. звания «Ветеран труда» является незаконным, поскольку истец имеет право на присвоения статуса «Ветеран труда», в с вязи с тем, что награждена ведомственным знаком отличия в труде **** - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» и имеет трудовой стаж более 20 лет.

С указанными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку он основан на неверном применении норм материального права.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от **** № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», а также награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2).

Положения ст. 7 указанного Закона в редакции, действовавшей до ****, предусматривали, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пп. 1), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2).

Из системного толкования положений ст. ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" как в ранее действовавшей, так и в действующей редакции, следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда, учитывая, что ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", относя к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, направлена на учет особых трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории ****, устанавливается **** от **** ****-ОЗ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», а также в соответствии с Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным Постановлением **** от **** **** ( далее - Положение).

Согласно п. 1 приведенного Положения, звание «Ветеран труда» присваивается:

а) лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

За гражданами, которые по состоянию на **** награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от **** № 388-ФЗ);

б) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно п. 4 Положения лица, указанные в подпункте «а» пункта 1 настоящего Положения, представляют паспорт, а также документы, подтверждающие:

- награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или благодарностью Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики);

- трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Приказом Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от **** **** утвержден знак отличия - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" (действовавшем на момент награждения). Согласно указанному Приказу ведомственный знак отличия Федеральной службы государственной статистики - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" учрежден в целях поощрения и морального стимулирования работников системы Федеральной службы государственной статистики, работников внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лиц, привлекавшихся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работников организаций, независимо от форм собственности, принимавших активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.

Таким образом, деятельность лиц, привлеченных к участию по подготовке и проведению переписи населения, представляла собой не постоянную трудовую деятельность, а временное участие в сборе статистической информации о демографических, экономических и социальных процессах, выполнялась в краткосрочный период на основании договора подряда, без зачисления их в штат организации, в то время как определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина по месту его работы, поэтому не любой знак отличия, учрежденный министерством или ведомством, может служить основанием для присвоения звания, а лишь знак, отмечающий особые заслуги в труде.

Судом апелляционной инстанции с учетом позиции сторон к материалам дела в качестве дополнительных доказательств в порядке ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приобщены и исследованы копии приказов о приеме работников на работу ****-к от ****, ****-к от ****, приказа о прекращении (расторжении) срочного трудового договора с работниками (увольнении) ****-к от ****, ****-к от ****, срочных трудовых договоров по должности Уполномоченный по вопросам переписи **** от ****, **** от ****, карточки-справки от 2009, 2010 г., а также Приказ Росстата **** от **** о награждении Герасимовой М.А. ведомственным знаком отличия - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года».

Так, из срочных трудовых договоров с Герасимовой М.А. от ****, **** следует, что истец определяется на внештатную службу по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 в **** в должности Уполномоченный по вопросам переписи, срок действия договоров - с **** по ****, с **** по ****. После прекращения периода действия срочного трудового договора, Герасимова М.А. на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ подлежала увольнению. На постоянной основе в органах государственной статистики истец никогда не работала.

Из представленного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по **** наградного материала следует, что в отношении Герасимовой М.А. указаны следующе заслуги для награждения: « На высоком уровне координировала работы по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, взаимодействие с органами исполнительной власти и местного самоуправления, организовал обучение временных переписных работников, осуществлял приемку переписных документов и сдачу их в территориальный орган Росстата»

Из копии Приказа **** от **** Федеральной службы государственной статистики следует, что Герасимова М.А. награждена ведомственным знаком отличия - медалью « За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» как лицо, принимавшее активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года во ****.

Таким образом, установлено, что Герасимова М.А., в течение краткосрочного периода времени выполняла работу по срочному трудовому договору, принимая в 2009, 2010 годах участие в работе по проведению Всероссийской переписи населения, что не может быть расценено как "долголетний труд" и не может быть отнесена к лицам, имеющим ведомственные знаки отличия за долголетний труд, поскольку была занята выполнением краткосрочных работ, а награждение медалью производилось в целях поощрения и морального стимулирования лиц, привлекаемых к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов.

Различия в оценке прав, возникающих при награждении указанной медалью штатных сотрудников органов статистики, выполнявших на протяжении длительного времени в рамках своих трудовых обязанностей задачи, возложенные на органы статистики ст. 5 Федерального закона от **** № 8-ФЗ, и лиц, привлеченных на непродолжительный срок к переписи населения, сбору сведений, не может расцениваться как нарушение конституционного права равенства, поскольку имеют место существенные различия в сложности и продолжительности выполнения поставленных перед указанными лицами задач.

При таких обстоятельствах, учитывая, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Герасимовой М.А. не имелось.

На основании изложенного, решение Ленинского районного суда **** от **** не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда **** от **** отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Герасимовой М. А. к Министерству социальной защиты населения **** о признании незаконным отказа от ******** в присвоении звания «Ветеран труда», выдаче удостоверения «Ветеран труда», отказать.

Председательствующий                             Н.Л. Швецова

Судьи                                Т.А. Осипова, Клокова Н.В.а

Дело № 33-640/2024                                                докладчик Швецова Н.Л.

(1 инст. № 2-2936/2023)               судья          Балыгина Т.Е.

УИД ****

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего                   Швецовой Н.Л.,

судей                          Осиповой Т.А., Клоковой Н.В.,

при секретаре           Григорян Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 10 апреля 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения **** на решение Ленинского районного суда **** от ****, которым постановлено:

исковые требования Герасимовой М. А. к Министерству социальной защиты населения **** удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения **** от ******** в присвоении Герасимовой М. А. звания «Ветеран труда».

Признать за Герасимовой М. А. (паспорт ****) право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Министерство социальной защиты населения **** (ИНН ****) присвоить Герасимовой М. А. (паспорт ****) звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

Взыскать с Министерства социальной защиты населения **** (ИНН ****) в пользу Герасимовой М. А. (паспорт ****) возмещение расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.

Заслушав доклад судьи Швецовой Н.Л., объяснения представителя Министерства социальной защиты населения **** - Никитиной Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Герасимовой М.А. полагавшей решение суда законным и обоснованным, пояснения представителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по **** - Горьковой И.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Герасимова М.А. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения **** о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», понуждении к принятию решения о присвоении звания «Ветеран труда».

В обоснование исковых требований истцом указано, что она обратилась в ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по ****» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».

Письмом от ******** Министерство социальной защиты населения **** отказано в присвоении звания «Ветеран труда».

Данный отказ истец считает незаконным и нарушающим ее права.

Герасимова М.А. указывает, что она имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, более 20 лет.

Приказом Федеральной службы государственной статистики Минэкономразвития России от **** **** Герасимова М.А. награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», о чем ей выдано удостоверение и медаль.

Письмом от **** департамент социальной защиты населения администрации **** сообщил Территориальному органу государственной статистики по ****, что медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», учрежденная Федеральной службой государственной статистики, определяется как ведомственный знак отличия в труде и учитывается при присвоении звания «Ветеран труда».

Из отказа ответчика следует, что Положением о медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» предусмотрено, что данным знаком отличия награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи, а также работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи. Учитывая, что указанной медалью Герасимова М.А. награждена как лицо, привлеченное к подготовке и проведению Всероссийской переписи, а не за продолжительный добросовестный труд в органах государственной статистики, данная награда не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Вместе с тем, истец указывает, что она не просто была привлечена к подготовке и проведению Всероссийской переписи, а была работником внештатной службы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по **** два года в период с **** года по ****, с **** по ****.

Ссылаясь в качестве правового обоснования исковых требований на п.1 ст.7 Федерального закона от **** № 5-ФЗ «О ветеранах» Герасимова М.А. просит суд признать незаконным решение Министерства социальной защиты населения **** от ******** об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда», признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ответчика принять решение о присвоении ей звания «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

Истец Герасимова М.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась судом надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.

В судебном заседании представитель истца Трофимова Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам искового заявления, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Никитина Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.26-28). Указала, что истец Герасимова М.А. награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» как работник внештатной службы Территориального органа Федеральной службы статистики по **** за периоды с **** по ****, с **** по ****, а не за продолжительный добросовестный труд в органах государственной статистики, поэтому правовые основания для присвоения звания «Ветеран труда» отсутствуют.

Представитель третьего лица Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по **** Горькова И.В. в судебном заседании оставила разрешение спора на усмотрение суда. Указала, что согласно Приказу Росстата от **** **** «Об учреждении знака отличия - медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики и ею награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. Герасимова М.А. действительно привлекалась к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года в качестве работника внештатной службы Владимирстата в период с **** по **** и с **** по **** на основании срочных трудовых договоров. Приказом Федеральной службы государственной статистики от **** **** Герасимова М.А. была награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года». Полагает, что в данном случае, поскольку Герасимова М.А. была награждена ведомственным знаком отличия в 2012 году, имеет место преференция п.3 ст.8 Закона ****.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социальной защиты населения **** ставит вопрос об отмене решения суда, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что определяющим значением для решения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» является наличие продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин награжден ведомственным знаком отличия в труде. Для истца медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» не может являться основанием для присвоения ей звания «Ветеран труда», поскольку награждение данным знаком производилось в целях поощрения и морального стимулирования граждан, принимавших участие в переписи населения, в связи с чем, данная награда не может быть отнесена к наградам, выданным за долгосрочный труд. Следовательно, судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о наличии у истца совокупности обстоятельств (необходимого стажа и ведомственной награды), так как истец не являлась постоянным работником территориального органа Федеральной службы государственной статистики по ****, и будучи привлеченной на определенный срок по трудовому договору как внештатный работник, не может быть отнесена к лицам, имеющим ведомственные знаки отличия за долголетний добросовестный труд, поскольку необходимым условием для присвоения гражданину звания «Ветеран труда» является именно многолетний, добросовестный труд, послуживший основанием для награждения, а не выполнение краткосрочных работ.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по **** оставляет разрешение вопроса об удовлетворении апелляционной жалобы на усмотрение суда. Полагает, что истец соответствует критериям для присвоения звания «Ветеран труда», а именно имеет общий трудовой стаж 20 лет и ведомственный знак отличия в труде - медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года».

Изучив материалы дела, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Из преамбулы к Федеральному закону от **** № 5-ФЗ «О ветеранах» следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии со ст. 1 названного Закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

В силу с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от **** № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, в том числе награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Согласно ч. 4 ст. 7 вышеназванного федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что Герасимова М.А. имеет общий страж трудовой деятельности более 20 лет, что подтверждается записями в ее трудовой книжке (л.д.10-19).

Приказом Федеральной службы государственной статистики Минэкономразвития России от **** **** Герасимова М.А. награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», о чем ей выдано удостоверение и медаль (л.д.7-8).

**** Министерство социальной защиты населения **** направил в адрес Герасимовой М.А. письмо за № **** с отказом в присвоении ей звания «Ветеран труда», мотивируя тем, что медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» истец награждена как лицо, привлеченное к подготовке и проведению Всероссийской переписи, а не за продолжительный добросовестный труд в органах государственной статистики (л.д.6).

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к выводу о том, что отказ Министерства социальной защиты населения **** от ******** в присвоении Герасимовой М.А. звания «Ветеран труда» является незаконным, поскольку истец имеет право на присвоения статуса «Ветеран труда», в с вязи с тем, что награждена ведомственным знаком отличия в труде **** - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» и имеет трудовой стаж более 20 лет.

С указанными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку он основан на неверном применении норм материального права.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от **** № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», а также награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2).

Положения ст. 7 указанного Закона в редакции, действовавшей до ****, предусматривали, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пп. 1), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2).

Из системного толкования положений ст. ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" как в ранее действовавшей, так и в действующей редакции, следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда, учитывая, что ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", относя к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, направлена на учет особых трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории ****, устанавливается **** от **** ****-ОЗ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», а также в соответствии с Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным Постановлением **** от **** **** ( далее - Положение).

Согласно п. 1 приведенного Положения, звание «Ветеран труда» присваивается:

а) лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

За гражданами, которые по состоянию на **** награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от **** № 388-ФЗ);

б) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно п. 4 Положения лица, указанные в подпункте «а» пункта 1 настоящего Положения, представляют паспорт, а также документы, подтверждающие:

- награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или благодарностью Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики);

- трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Приказом Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от **** **** утвержден знак отличия - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" (действовавшем на момент награждения). Согласно указанному Приказу ведомственный знак отличия Федеральной службы государственной статистики - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" учрежден в целях поощрения и морального стимулирования работников системы Федеральной службы государственной статистики, работников внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лиц, привлекавшихся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работников организаций, независимо от форм собственности, принимавших активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.

Таким образом, деятельность лиц, привлеченных к участию по подготовке и проведению переписи населения, представляла собой не постоянную трудовую деятельность, а временное участие в сборе статистической информации о демографических, экономических и социальных процессах, выполнялась в краткосрочный период на основании договора подряда, без зачисления их в штат организации, в то время как определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина по месту его работы, поэтому не любой знак отличия, учрежденный министерством или ведомством, может служить основанием для присвоения звания, а лишь знак, отмечающий особые заслуги в труде.

Судом апелляционной инстанции с учетом позиции сторон к материалам дела в качестве дополнительных доказательств в порядке ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приобщены и исследованы копии приказов о приеме работников на работу ****-к от ****, ****-к от ****, приказа о прекращении (расторжении) срочного трудового договора с работниками (увольнении) ****-к от ****, ****-к от ****, срочных трудовых договоров по должности Уполномоченный по вопросам переписи **** от ****, **** от ****, карточки-справки от 2009, 2010 г., а также Приказ Росстата **** от **** о награждении Герасимовой М.А. ведомственным знаком отличия - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года».

Так, из срочных трудовых договоров с Герасимовой М.А. от ****, **** следует, что истец определяется на внештатную службу по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 в **** в должности Уполномоченный по вопросам переписи, срок действия договоров - с **** по ****, с **** по ****. После прекращения периода действия срочного трудового договора, Герасимова М.А. на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ подлежала увольнению. На постоянной основе в органах государственной статистики истец никогда не работала.

Из представленного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по **** наградного материала следует, что в отношении Герасимовой М.А. указаны следующе заслуги для награждения: « На высоком уровне координировала работы по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, взаимодействие с органами исполнительной власти и местного самоуправления, организовал обучение временных переписных работников, осуществлял приемку переписных документов и сдачу их в территориальный орган Росстата»

Из копии Приказа **** от **** Федеральной службы государственной статистики следует, что Герасимова М.А. награждена ведомственным знаком отличия - медалью « За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» как лицо, принимавшее активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года во ****.

Таким образом, установлено, что Герасимова М.А., в течение краткосрочного периода времени выполняла работу по срочному трудовому договору, принимая в 2009, 2010 годах участие в работе по проведению Всероссийской переписи населения, что не может быть расценено как "долголетний труд" и не может быть отнесена к лицам, имеющим ведомственные знаки отличия за долголетний труд, поскольку была занята выполнением краткосрочных работ, а награждение медалью производилось в целях поощрения и морального стимулирования лиц, привлекаемых к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов.

Различия в оценке прав, возникающих при награждении указанной медалью штатных сотрудников органов статистики, выполнявших на протяжении длительного времени в рамках своих трудовых обязанностей задачи, возложенные на органы статистики ст. 5 Федерального закона от **** № 8-ФЗ, и лиц, привлеченных на непродолжительный срок к переписи населения, сбору сведений, не может расцениваться как нарушение конституционного права равенства, поскольку имеют место существенные различия в сложности и продолжительности выполнения поставленных перед указанными лицами задач.

При таких обстоятельствах, учитывая, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Герасимовой М.А. не имелось.

На основании изложенного, решение Ленинского районного суда **** от **** не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда **** от **** отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Герасимовой М. А. к Министерству социальной защиты населения **** о признании незаконным отказа от ******** в присвоении звания «Ветеран труда», выдаче удостоверения «Ветеран труда», отказать.

Председательствующий                             Н.Л. Швецова

Судьи                                Т.А. Осипова, Клокова Н.В.а

33-640/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Герасимова Марина Алексеевна
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Владимирской области
Другие
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области
Трофимова Лилия Алексеевна
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Швецова Наталья Леонидовна
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
16.01.2024Передача дела судье
14.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Судебное заседание
10.04.2024Судебное заседание
08.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2024Передано в экспедицию
10.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее