Дело № копия
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2021 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Смирновой Н.Н., рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Пермскому краю к Сихарулидзе Заалу Гивиевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 6 по Пермского краю обратилась в суд с иском к Сихарудидзе З.Г. о взыскании транспортного налога за 2016 год в сумме 8289 руб., налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 9329 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 2064 руб. 25 коп., земельного налога с физических лиц за 2016 год в сумме 48280 руб. 01 коп., земельного налога с физических лиц за 2017 год в сумме 52041 руб.
В иске указано, что в 2014, 2016 годах Сихарулидзе З.Г. являлся собственником транспортного средства – BMW X6 XDRIVE 30D, автомобили легковые, 245 л.с., рег. № У006ВА159, в связи с чем, в соответствии с положениями Закона Пермской области от 30.08.2001 № 1685-296 «О налогообложении в Пермском крае» Межрайонной ИФНС России № 6 по Пермскому краю ему был исчислен транспортный налог за 2014-2016 год в сумме 27236 руб.
Сихарулидзе З.Г. направлено налоговое уведомление № с расчетом транспортного налога за 2014, 2016 годы с указанием срока уплаты – ДД.ММ.ГГГГ, который административным ответчиком не уплачен.
Административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ погашена задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 18947 руб., то есть позднее установленного срока оплаты, остаток задолженности по транспортному налогу за 2016 год составляет 8289 руб.
Кроме того, в 2014, 2016 годах административный ответчик являлся собственником недвижимого имущества – иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу <адрес>, кадастровый №, кадастровой стоимостью 2 453 028 руб., в связи с чем, административному ответчику в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (с изм. и доп.) исчислен налог на имущество физических лиц по ставке, установленной решением Думы Лысьвенского городского округа от 26.10.2012 № 168 «Об установлении налога на имущество с физических лиц на территории Лысьвенского городского округа» за 2014 год в сумме 57185 руб.
В адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № с расчетом налога за 2014 год с указанием срока оплату – ДД.ММ.ГГГГ.
Административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ погашена задолженность по налогу на имущество за 2014 год в сумме 57185 руб., то есть позднее установленных сроков оплаты.
На основании главы 32 НК РФ административному ответчику был исчислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 75 997 руб., направлено налоговое уведомление № с расчетом налога за 2016 год и указанием срока оплаты – ДД.ММ.ГГГГ.
Исчисленная сумма налога на имущество физических лиц за 2016 год в бюджет не поступила.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком частично погашена задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, остаток задолженности составляет 9329 руб.
За несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц налоговым органом в соответствии с ст. 75 НК РФ начислена пеня в сумме 2064 руб. 25 коп.
Также Сихарулидзе З.Г. в 2014, 2016,2017 годах имел в собственности земельный участок, расположенный по адресу <адрес> кадастровый №, кадастровой стоимостью 1 072 519 руб., и земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №, кадастровой стоимостью 9 761 686 руб.
В соответствии с ст. 388, 390 НК РФ, решением Думы Лысьвенского городского округа Пермского края от 26.10.2012 № 167 «Об установлении земельного налога на территории Лысьвенского городского округа», решением Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области от 21.04.2016 № 4/27 «Об установлении земельного налога на территории городского округа <адрес>», административному ответчику был исчислен земельный налог за 2014 год в сумме 56 733 руб., за 2016 год – в сумме 56 733 руб. направлено налоговое уведомление № с указанием срока оплаты – ДД.ММ.ГГГГ, а также исчислен земельный налог за 2017 год в сумме 52041 руб., направлено налоговое уведомление № с указанием срока оплаты ДД.ММ.ГГГГ.
По соответствующему сроку суммы земельного налога в бюджет не поступили.
Административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ погашена задолженность по земельному налогу за 2014 год в сумме 56773 руб., то есть позднее установленных сроков.
На основании ст. 69. 70 НК РФ налогоплательщику направлены требования об уплате налогов:
№ с указанием срока уплаты – ДД.ММ.ГГГГ,
№ от ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока оплаты – ДД.ММ.ГГГГ,
№ от ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока оплаты – ДД.ММ.ГГГГ,
№ от ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока оплаты – ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные требования в добровольном порядке административным ответчиком не исполнены, в связи с чем налоговый орган обратился с настоящим иском.
Просит восстановить установленный шестимесячный срок для подачи административного искового заявления, поскольку он пропущен по уважительной причине, поскольку налоговым органом выражена воля на взыскание недоимки по уплате налога, и взыскать с Сихарулидзе З.Г. транспортный налога за 2016 год в сумме 8289 руб., налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 9329 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 2064 руб. 25 коп., земельный налог с физических лиц за 2016 год в сумме 48280 руб. 01 коп., земельный налог с физических лиц за 2017 год в сумме 52041 руб.
Административный истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Сихарулидзе З.Г. в судебное заседание не явился, судебная повестка адресату не вручена и выслана отправителю обратно.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения согласно ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3 ст. 363 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Статьей 401 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования здание, строение, сооружение. Налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
На основании ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу ст. 397 ГК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу п.2 и п.4 ст. 52 НК РФ, в случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов дела, в 2014 - 2017 годах Сихарулидзе З.Г. являлся собственником транспортного средства – №, автомобили легковые, 245 л.с., рег. № №; собственником недвижимого имущества – иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу <адрес>, кадастровый №, кадастровой стоимостью 2 453 028 руб.; собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес> кадастровый №, кадастровой стоимостью 1 072 519 руб., и земельного участка, расположенного по адресу <адрес> <адрес>, кадастровый №, кадастровой стоимостью 9 761 686 руб., в связи с чем являлся плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога с физических лиц.
В адрес Сихарулидзе З.Г. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом транспортного налога за 2014, 2016 годы на общую сумму 27 236 руб., с расчетом земельного налога за 2014, 2016 годы на общую сумму 113546 руб., с расчетом налога на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы на общую сумму 133182 руб. с указанием срока уплаты – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-25).
Кроме того, адрес Сихарулидзе З.Г. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом земельного налога за 2017 год в общей сумме 52041 руб., и налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 74698 руб., с указанием срока оплаты ДД.ММ.ГГГГ.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст. ст. 46, 47, 69 НК РФ).
На основании п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (п.6 ст.69 НК РФ).
Основания и порядок принудительного взыскания налога с физического лица установлены ст. 48 НК РФ.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч.3 ст. 48 НК РФ в ред. до 15.09.2016г.).
В адрес административного ответчика были направлены:
требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 27236 руб., налога на имущество за 2014, 2016 годы в сумме 133182 руб., земельного налога за 2014,2016 годы в сумме 113546 руб., и соответствующих пеней с указанием срока уплаты – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7,10),
требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 74698 руб., земельного налога за 2017 год в сумме 52041 руб. и соответствующих пеней, с указанием срока оплаты – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12, 13),
требование № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате пеней за нарушение сроков оплаты налогов, с указанием срока оплаты ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 16),
требование № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 2064 руб. 25 коп. с указанием срока оплаты ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган в сроки, установленные НК РФ не обращался.
Согласно п. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, срок для обращения в суд о взыскании недоимок по налогам, установленный ст. 48 НК РФ по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ; по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ; по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ; по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец обратился с иском в суд о взыскании с административного ответчика обязательных платежей и санкций ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного срока.
Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 КАС Российской Федерации.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, указывая на то, что пропуск срока допущен по уважительной причине.
По мнению суда, приведенные налоговым органом причины пропуска не могут являться уважительными, поскольку анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на дату обращения с настоящим иском в Лысьвенский городской суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с административного ответчика налоговый орган уже утратил право на принудительное их взыскание, поскольку срок, установленный ст. 48 НК РФ, истек, доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено.
На основании ч. 5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Пермскому краю в удовлетворении административного иска к Сихарулидзе Заалу Гивиевичу о взыскании транспортного налога за 2016 год в сумме 8289 руб., налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 9329 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 2064 руб. 25 коп., земельного налога с физических лиц за 2016 год в сумме 48280 руб. 01 коп., земельного налога с физических лиц за 2017 год в сумме 52041 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись)
Копия верна.
Судья Н.Р. Войтко