03RS0№-95 №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2022 года <адрес>
Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Каримовой Е.М.,
при секретаре Кучумовой Г.Ф.
с участием помощника прокурора Мухаметова Т.Ф.,
с участием истца Бекеневой Л.Д., ее защитника - адвоката Янгирова Р.Ф.,
представителя ответчика ООО «АвтоСпецТранс» - Арсланова Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бекеневой ФИО10 к ООО «АвтоСпецТранс» о взыскании компенсации морального вреда, в связи со смертью, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, судебных расходов,
установил:
Бекенёва Л.Д. обратилась в суд с иском к ООО «АвтоСпецТранс» о взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ около 14 часов 30 минут Мухтаруллин Р.М., следуя на 34 км автодороги «Уфа-Инзер Белорецк» <адрес> РБ, пренебрег требованиями п. 1.3, 1.5, 9.1, 10.1 ПДД, не выбрал должную условиям скорость движения, при обнаружении опасности не принял мер к снижению скорости транспортного средства вплоть до его полной остановки, пересек горизонтальную разметку 1.1. и, не справившись с управлением, допустил выезд автомобиля на полосу, предназначенную для встречного движения, где совершил столкновение с движущимся во встречном направлении по своей полосе движения автомобилем «Газель 300926», государственный регистрационный знак №, в направлении <адрес> под управлением водителя Исламгулова Д.А.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ Исламгулову Д.А. причинены телесные повреждения по своему характеру несовместимые с жизнью.
Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГ Мухтаруллин Р.М. осуществляет трудовую деятельность на специальном транспортном средстве КАМАЗ КО-440-5, государственный регистрационный знак № по вывозу ТБО.
Истица указывает, что, состояла в браке с Исламгуловым Д.А., в результате дорожно-транспортного происшествия, потеряла самого близкого человека, что не могло не сказаться на ее психо-эмоциональном состоянии, постоянные переживания и стресс причинили ей существенный моральный вред.
Ссылаясь на положения ст.ст.1064, 1079,150, 151 ГК РФ, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 1 500 000 рублей, расходы на оплату юридических услуг.
Приговор Кармаскалинского межрайонного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Бекенёва Л.Д. исковые требования поддержала.
Ее представитель адвокат Янгиров Р.Ф. просил суд заявленные требования удовлетворить в части не взысканной суммы. Пояснил, что в результате происшествия супругу истца причинены травмы, от которых он скончался на месте, причинно-следственная связь между телесными повреждениями и наступившими последствиями установлена экспертным заключением.
Свидетели Бекенёва Н.Г. и Бекенёв Д.В. суду пояснили, что их дочь в период времени после смерти супруга потеряла сон, находилась в депрессивном состоянии, испытывала стресс из-за несостоявшихся надежд по планируемой беременности.
Представитель ответчика Арсланов Р.Р. считает исковые требования завышенными, а поведение истца свидетельствующим о злоупотреблении правом, поскольку часть денежных средств по своему требованию она получила в период вступившего в законную силу приговора суда.
Выслушав представителей обеих сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п.2 ст.1064 ГК РФ).
Частью 1 ст. 1079 ГК РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
На основании абз.2 ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 ст.1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.
В случаях, специально предусмотренных законом, вред возмещается независимо от вины причинителя вреда (п.1 ст.1070, ст.1079, п.1 ст.1095, ст.1100 ГК РФ). Обязанность по возмещению вреда может быть возложена на лиц, не являющихся причинителями вреда (ст.ст.1069, 1070, 1073, 1074, 1079 и 1095 ГК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ около 14 часов 30 мин. Мухтаруллин Р.М., следуя на 34 км автодороги Уфа-Инзер <адрес>, пренебрег требованиями п. 1.3, 1.5, 9.1, 10.1 ПДД, не выбрал должную условиям скорость движения, при обнаружении опасности не принял мер к снижению скорости транспортного средства вплоть до его полной остановки, пересек горизонтальную разметку 1.1. и, не справившись с управлением, допустил выезд автомобиля на полосу, предназначенную для встречного движения, где совершил столкновение с движущимся во встречном направлении по своей полосе движения автомобилем «Газель300926», государственный регистрационный знак №, в направлении <адрес> под управлением водителя Исламгулова Д.А. В результате ДТП последнему причинены телесные повреждения, приведшие к смерти.
В силу ч.4 ст.61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, по вопросам о том, имели ли место действия и совершены ли они данным лицом.
Суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может лишь разрешать вопрос лишь о размере возмещения ( п.8 Постановления пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении»)
Из приговора Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ суда следует, что Мухтаруллин Р.М., осужден по ч. 3 ст.264 УК РФ к 2 годам лишения свободы, с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами сроком на один год. В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное Мухтаруллину Р.М. наказание в виде лишения свободы постановлено считать условным с испытательным сроком два года, в течение которого осужденный должен своим поведением доказать свое исправление. В соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ на Мухтаруллина Р.М. возложена обязанность в период испытательного срока не менять постоянное место жительство без уведомления уголовно - исполнительной инспекции, не реже одного раза в месяц являться для регистрации в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в определенные уголовно - исполнительной инспекцией дни. Наказание в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами сроком на один год постановлено исполнять самостоятельно.
Гражданский иск потерпевшей Бекеневой Л.Д. о взыскании компенсации морального вреда в размере 1500000 рублей удовлетворен частично. Взыскана с Мухтаруллина Р.М. в пользу Бекеневой Л.Д. компенсация морального вреда в размере 1 200000 рублей.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ приговора Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Мухтаруллина Р.М. в части разрешения гражданского иска Бекеневой Л.Д. о взыскании компенсации морального вреда отменено, уголовное дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд руководствуется следующим.
В силу ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и ст.151 ГК РФ. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст.151 ГК РФ).
В соответствии со ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Следует отметить, что жизнь и здоровье человека бесценны и не могут быть возвращены и восполнены выплатой денежных средств. При этом согласно п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №«О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина», при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, иждивенцам, суду необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий. Указанные обстоятельства влияют также и на определение размера компенсации этого вреда. Наличие факта родственных отношений само по себе не является достаточным основанием для компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
В рассматриваемом случае факт причинения истцу морального вреда очевиден и не подлежит самостоятельному доказыванию. Смерть родного человека является наиболее тяжелым и необратимым по своим последствиям событием, влекущим глубокие и тяжкие страдания, переживания, вызванные такой утратой, затрагивающие личные структуры, психику, здоровье, самочувствие и настроение.
При определении размера компенсации суд принимает во внимание обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, близкие родственные отношения между погибшим и истцом, то обстоятельство, что неожиданная, трагическая смерть близкого человека для истца повлекла значительные нравственные страдания, и считает возможным определить размер компенсации морального вреда – 1 200 000 рублей, что с учетом вышеизложенного и всех значимых обстоятельств, по мнению суда, будет наиболее полно соответствовать принципу разумности и справедливости.
С учетом того, что Бекеневой Л.Д. получена сумма в размере 718 252 руб. 01 коп. окончательно ко взысканию определить 481 747 руб. 99 коп.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Бекеневой ФИО11 к ООО «АвтоСпецТранс» о взыскании компенсации морального вреда, в связи со смертью, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «АвтоСпецТранс» компенсацию морального вреда в размере 1 200 000 рублей, с учетом взысканной суммы в размере 718 252, 01 рублей, окончательно взыскать 481 747,99 руб.
В части требований о возмещении судебных расходов в размере 100 000 рублей вынесено отдельное постановление по делу 4/17-15/2021.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья подпись Е.М.Каримова
Копия верна: судья Е.М.Каримова