Решение по делу № 2-3086/2016 от 28.03.2016

Дело 2-3086(2016)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июня 2016г. Мотовилихинский суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Вязовской М.Е.

при секретаре Шаляпиной Л.,

с участием представителя ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе по доверенности Кусакиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сбоевой Е.М. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,

у с т а н о в и л:

Сбоева Е.М. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г.Перми о включении периодов работы в спецстаж, назначении пенсии, указав в заявлении, что согласно п.1 ст.28 Закона РФ от 17.12.2001г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что досрочная пенсия по возрасту назначается лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах. Она обратилась в территориальный орган ПФР по месту жительства за трудовой пенсией 23.10.2015г. На этот момент она имела требуемую законом продолжительность специального трудового стажа и занимается лечебной деятельностью по настоящее время. Однако ответчик отказал ей в досрочном назначении пенсии. При подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету некоторые периоды ее работы, в частности, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в результате чего специальный стаж, принятый к зачету составил 29 лет 1 мес. 10 дн. При подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету следующие периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 05.09.1994г.по 24.12.1994г.- 111 дней; с 02.09.1996г. по 26.10.1996г. - 55 дней; с 08.09.1997г. по 30.09.1997г. - 23 дня; с 01.11.1999г. по 10.11.1999г. - 10 дней; с 28.10.2000г. по 28.12.2000г. - 62 дня; с 19.11.2003г. по 19.11.2003г. - 1 день; с 10.05.2005г. по 30.06.2005г. - 52 дня; с 23.05.2006г. по 23.05.2006г. - 1 день; с 03.04.2010г. по 04.04.2010г. - 2 дня; с 23.11.2010г. по 27.11.2010г. - 5 дней; с 20.11.2012г. по 21.11.2012г. - 2 дня. В общей сложности это составило 324 дня.

Пенсионный фонд РФ обязан был назначить ей трудовую пенсию с момента обращения за ее назначением 23 октября 2015г., однако отказал, не имея на это оснований, чем нарушил ее право на получение пенсии.

На основании изложенного просит признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми № 03 от «21» января 2016г. об отказе в назначении пенсии незаконным; включить периоды повышения квалификации с отрывом от работы с 05.09.1994г. по 24.12.1994г.- 111 дней; с 02.09.1996г. по 26.10.1996г. - 55 дней; с 08.09.1997г. по 30.09.1997г. - 23 дня, с 01.11.1999г. по 10.11.1999г. - 10 дней; с 28.10.2000г. по 28.12.2000г. - 62 дня; с 19.11.2003г. по 19.11.2003г. - 1 день; с 10.05.2005г. по 30.06.2005г. - 52 дня; с 23.05.2006г. по 23.05.2006г. - 1 день; с 03.04.2010г. по 04.04.2010г. - 2 дня; с 23.11.2010г. по 27.11.2010г. - 5 дней; с 20.11.2012г. по 21.11.2012г. - 2 дня (в общей сложности это составило 324 дня) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать Управление Пенсионного фонда РФ назначить досрочную трудовую пенсию с момента ее первоначального обращения, т.е. с 23.10.2015г., взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми государственную пошлину в размере 300 рублей.

Впоследствии Сбоевой Е.М. был подано уточненное исковое заявление, из которого следует, что просит признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми № 03 от «21» января 2016г. об отказе в назначении пенсии незаконным; включить периоды повышения квалификации с отрывом от работы с 05.09.1994г. по 24.12.1994г.- 111 дней; с 02.09.1996г. по 26.10.1996г. - 55 дней; с 01.11.1999г. по 10.11.1999г. - 10 дней; с 28.10.2000г. по 28.12.2000г. - 62 дня; с 19.11.2003г. по 19.11.2003г. - 1 день; с 10.05.2005г. по 30.06.2005г. - 52 дня; с 23.05.2006г. по 23.05.2006г. - 1 день; с 03.04.2010г. по 04.04.2010г. - 2 дня; с 23.11.2010г. по 27.11.2010г. - 5 дней; с 20.11.2012г. по 21.11.2012г. - 2 дня; с 06.05.2013г. по 06.06.2013г. – 32 дня (в общей сложности это составило 333 дня) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать Управление Пенсионного фонда РФ назначить досрочную трудовую пенсию с момента ее первоначального обращения, т.е. с 23.10.2015г., взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми государственную пошлину в размере 300 рублей.

Истица в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в возражениях, из которых следует, что основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 1 января 2015 года регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона пользуются лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости за лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения включаются периоды работы в соответствии со Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781; постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» и другими нормативными актами.

Согласно Постановлению № 665 применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работе по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.

Перечень учреждений, организаций и должностей работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Сбоева Е.М. обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости 23.10.2015.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления от 21.01.2016 № 93 заявителю, в соответствии с действующим законодательством, в специальный стаж включено 29 лет 01 месяц 10 дней и отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью по причине отсутствия не менее 30 лет специального стажа работы.

Не подлежат включению в стаж на соответствующих видах периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации: 05.09.1994 - 24.12.1994 (00-03-20); 02.09.1996 - 26.10.1996 (00-01-25); 08.09.1997 - 30.09.1997 (00-00-23); 01.11.1999 - 10.11.1999 (00-00-10); 28.10.2000 - 28.12.2000 (00-02-01); 19.11.2003 - 19.11.2003 (00-00-01); 10.05.2005 - 30.06.2005 (00-01-21); 23.05.2006 - 23.05.2006 (00-00-01); 03.04.2010 - 04.04.2010 (00-00-02); 23.11.2010 - 27.11.2010 (00-00-05); 20.11.2012 -21.11.2012 (00-00-02). Всего 00 лет 10 мес. 21 дня.

В соответствии с п.п. 4, 5 Правил № 516 (постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации к таким отпускам не относятся.

Тот факт, что за время нахождения на курсах повышения квалификации за Сбоевой Е.М. сохранялась заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, юридического значения не имеет, поскольку в указанные периоды непосредственно медицинской деятельностью, с которой закон связывает право на досрочное назначение трудовой пенсии, истица не занималась.

Данные нормы объясняются разной правовой природой соответствующих периодов и корреспондируют принципу охраны здоровья и компенсации гражданам повышенных психических и эмоциональных нагрузок, вызванных длительным неблагоприятным воздействием на организм человека работы, а не иных периодов, которые протекают в нормальных условиях и не отличаются интенсивным вредным воздействием на организм человека. Такие периоды протекают в равных для всех категорий граждан условиях и могут быть засчитаны в общий или страховой стаж. Для медицинских работников - также в стаж непрерывной работы для установления, согласно Положению об оплате труда работников здравоохранения, надбавок за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения. К периодам, подлежащим включению в специальный стаж, должны быть отнесены периоды непосредственно трудовой деятельности по охране здоровья населения. Во время нахождения на курсах повышения квалификации за работником сохраняются только трудовые отношения, лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения как таковая не осуществляется.

Вместе с тем, с 01.01.2015 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013    № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в целях определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости части 3 и 4 статьи 30 указанного Федерального закона предусматривают возможность включения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы (деятельности), которые имели место до дня вступления этого закона и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.

В соответствии с Правилами № 1066 включение в стаж для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения иных периодов, в том числе таких, как обучения на курсах повышения квалификации также не предусматривалось.

Требование истицы по взысканию с Управления судебных расходов в виде государственной пошлины в размере 300 рублей также не должно подлежать удовлетворению.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» денежные средства Пенсионного фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджетное финансирование носит строго целевой характер, т. е. исключительно на цели, предусмотренные законом (статья 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Положением о Пенсионном фонде РФ (России), утвержденном Постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 г. № 2122-1, установлено, что Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, его денежные средства находятся в федеральной собственности РФ, являются частью бюджета России, имеют строго целевое назначение и направляются только на выплату государственных пенсий.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном законом порядке.

Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Следовательно, использование бюджетных средств ПФР не по целевому назначению, которое предусмотрено соответствующими федеральными законами, в том числе выплата судебных расходов приведет к прямому нарушению бюджетного регулирования. При формировании бюджета на очередной год, устанавливается норматив оборотных денежных средств и в территориальные органы ПФР поступают лимиты бюджетных ассигнований. Вместе с тем, денежных средств на выплату судебных расходов в бюджете ПФР не предусмотрено. В соответствии со статьей 18 Закона № 167-ФЗ средства бюджета Пенсионного фонда имеют строго целевое назначение и направляются на выплату и доставку трудовых пенсий и пособий, а так же иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании. В настоящее время статьи бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (Федеральный закон от 14.12.2015 N Э64-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год») средства на возмещение судебных расходов по судебным делам не предусматривают.

Учитывая изложенное, просят суд, в удовлетворении исковых требований включить в специальный медицинский стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, обязать Управление назначить досрочную пенсию с 23 октября 2015 года, взыскать с Управления, уплаченную при подаче иска, государственную пошлину Сбоевой Е.М. отказать.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст.8 ФЗ "О страховых пенсиях" №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пп. 20 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста…

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014г. N665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:

н) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утвержден Список работ профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В соответствии со Списком право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, имеют врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков) больниц и поликлиник всех наименований.

Согласно п. 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.

Согласно п. 2. Правил при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии со Списком право на досрочное назначение пенсии по старости имели врачи-специалисты в больницах.

Постановлением также установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999г.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991г. N464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно данного Списка право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности (п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.09.93г. №953).

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. N1397 (с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 593 - СП СССР, 1972, N 17, ст. 87; Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 N 313) право на пенсию за выслугу лет имели врачи больничных учреждений всех типов и наименований. Кроме того, в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа, утвержденного данным Постановлением, врачам и другим работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с которым в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными актами.

В судебном заседании установлено, что истец Сбоева Е.М. (Лосерович, Башкова) начала свою трудовую деятельность с 01.08.1985 года, принята для прохождения интернатуры по уч. терапии МСЧ № 4. В период с 01.08.1987 года по 15.11.1992г. Сбоева Е.М. работала в должности уч. врача-терапевта поликлиники № 1 ГКБ №6. С 16.11.1992 года по 4.06.1998г. работала врачом-психотерапевтом ОВЛ поликлиники №1, кабинет врача-психотерапевта консультативно-диагностического отделения поликлиники №2 ГКБ №6 (с 25.12.1992 года ГКБ №6 переименована в МП ГКБ № 6, с 11.906.1999г. в МУЗ ГКБ №6). С 5.06.1998г. по 31.08.1998г. работала врачом-психотерапевтом лечебного отделения в санаторий «Ключи». С 01.09.1998г. по 6.06.1999г. работала врачом-психотерапевтом отделения восстановительного лечения поликлиники №1, кабинет врача-психотерапевта консультативно-диагностического отделения поликлиники №2 в МУЗ ГКБ №6 (в настоящее время ГБУЗ ГП №7). С 7.06.1999г. по 22.07.1999г. работала врачом-психотерапевтом лечебного отделения в санаторий «Ключи». С 23.07.1999г. по 31.08.2011г. Сбоева Е.М. работала врачом-психотерапевтом отделения восстановительного лечения поликлиники № 1; кабинет врача-психотерапевта консультативно-диагностического отделения поликлиники № 2 в МУЗ ГКБ №6. 31.08.2011 года уволена по сокращению штата. С 05.09.2011 года по 22.10.2015г. работала врачом-психотерапевтом консультативно-диагностического отделения МАУЗ ГБ №8, в том числе с 01.09.2013 года переведена заведующей отделением, врачом-психотерапевтом, с 01.06.2015 года переведена заведующей поликлиникой – врачом–психотерапевтом в МАУЗ г.Перми ГБ №8 (с 1.07.2014г. – ГАУЗ Пермского края ГБ №8). 23.11.2015 года принята в амбулаторно-поликлиническое отделение врачом-психотерапевтом АО «Реабилитационный центр для инвалидов «Преодоление», где работает по настоящее время. Указанные сведения подтверждаются копией трудовой книжки истицы.

Сбоева Е.М. 23.10.2015 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г.Перми с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 №400–ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».

Указанное заявление было рассмотрено на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан протокол №03 от 21.01.2016 года. Комиссией Сбоевой Е.М. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400–ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Истице комиссией по назначению пенсии зачтен стаж 29 лет 1 месяц 10 дней при требуемом 30-летнем стаже.

Комиссией не включены в специальный стаж следующие периоды работы: 05.09.1994 - 24.12.1994 (00-03-20); 02.09.1996 - 26.10.1996 (00-01-25); 08.09.1997 - 30.09.1997 (00-00-23); 01.11.1999 - 10.11.1999 (00-00-10); 28.10.2000 - 28.12.2000 (00-02-01); 19.11.2003 - 19.11.2003 (00-00-01); 10.05.2005 - 30.06.2005 (00-01-21); 23.05.2006 - 23.05.2006 (00-00-01); 03.04.2010 - 04.04.2010 (00-00-02); 23.11.2010 - 27.11.2010 (00-00-05); 20.11.2012 - 21.11.2012 (00-00-02) – курсы повышения квалификации; с 06.05.2013 по 06.06.2013(00-01-01) – прочие отвлечения.

Суд считает, что требования истицы о включении спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 05.09.1994 - 24.12.1994; 02.09.1996 - 26.10.1996; 01.11.1999 - 10.11.1999; 28.10.2000 - 28.12.2000; 19.11.2003 - 19.11.2003; 10.05.2005 - 30.06.2005; 23.05.2006 - 23.05.2006; 03.04.2010 - 04.04.2010; 23.11.2010 - 27.11.2010; 20.11.2012 - 21.11.2012, а также период с 06.05.2013 по 06.06.2013, который в протоколе поименован как прочие отвлечения, однако согласно представленных документов истица в данный период также находилась на курсах повышения квалификации, в специальный стаж подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

По мнению суда, при разрешении исковых требований истицы, следует принимать во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в своих постановлениях. Так в Постановлении КС РФ от 29 января 2004 года № 2-П указано: принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

В Постановлении КС РФ от 3 июня 2004г. N 11-П указано, что важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Анализируя ранее действующее законодательство: статью 91 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которой устанавливалось что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона; статью 112 КЗоТ РФ, которой устанавливалось, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством; Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 (с изм. и доп.), утвердившее Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое предусматривало включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности, можно сделать вывод, что время нахождения медицинских работников для повышения уровня профессиональной деятельности, подтверждения квалификации включалось в стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Федеральным законом от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, а также Федеральным законом "О страховых пенсиях" №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года также сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству. Согласно ст. ст. 27, 28 №173-ФЗ и ст. 30 №400-ФЗ граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Из анализа указанных норм следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Так, согласно ранее действовавшего Положения «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности (Приложение 1 к приказу Минздрава РФ от 19.12.94г. № 286 в ред. Приказа Минздрава РФ от 09.12.1999 N 441) к занятию профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности допускаются лица, получившие высшее или (и) среднее медицинское и фармацевтическое образование и специальное звание (квалификацию) в Российской Федерации, имеющие диплом и сертификат специалиста…. Сертификат специалиста - это документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам. Сертификат специалиста свидетельствует о достижении его обладателем определенного уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности. Сертификат специалиста выдают государственные медицинские (фармацевтические) образовательные и научно - исследовательские учреждения, осуществляющие последипломную подготовку врачей, фармацевтических работников и специалистов со средним медицинским образованием по Государственным образовательным программам. Сертификат специалиста действует на всей территории Российской Федерации и подтверждается каждые пять лет после соответствующей подготовки в системе дополнительного профессионального образования. К квалификационному экзамену (проверочному испытанию) допускаются лица, прошедшие полный курс обучения в соответствии с программой после вузовского профессионального образования (докторантура, аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация, интернатура), а также лица со средним медицинским и фармацевтическим образованием, не работавшие по специальности более пяти лет и подтвердившие свою квалификацию в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения… Время дополнительной подготовки (переподготовки) засчитывается в стаж работы по специальности и в стаж непрерывной работы. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995г. N 610 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 N 213, от 23.12.2002 N 919, от 31.03.2003 N 175) в п. 26 также регламентирует, что за слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

В соответствии со ст. 69 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет.

В соответствии со ст. 72 указанного ФЗ медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:

2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 73 указанного ФЗ медицинские работники обязаны: 3) совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти….

Таким образом, из вышеназванного анализа законодательства следует, что как ранее, так в настоящее время медицинские работники для осуществления своей деятельности обязаны периодически подтверждать свою квалификацию, соответственно, должны проходить курсы повышения квалификации.

В ходе рассмотрения дела из представленных письменных доказательств установлено, что истица для осуществления своей лечебной деятельности обязана повышать свою квалификацию, обязательное повышение квалификации является инициативой руководства лечебного учреждения.

Факт направления работника Сбоевой Е.М. (Лосерович, Башковой) на курсы повышения квалификации подтверждается приказами: от 05.09.1994 №169-к по ГКБ № 6, от 02.09.1996 года № 167-к по ГКБ №6, от 25.10.1999 года № 204-к по МП ГКБ № 6, от 13.10.2000 года № 197-к по МП ГКБ №6, от 19.11.2003 года № 210-О по МУЗ ГКБ № 6, от 24.03.2005 года № 104-д, от 23.05.2006 года № 178-д по МУЗ ГКБ № 6, от 01.04.2010 года № 145-д по МУЗ ГКБ №6, от 23.11.2010 года № 475-д по МУЗ ГКБ №6, от 10.11.2012 года № 157 по МАУЗ ГБ №8, лицевыми счетами за указные периоды, а также удостоверениями, сертификатами и свидетельствами о повышении квалификации, выданными на имя истицы (л.д.18-29, 37-63, 83-85).

Таким образом, исходя из собранных по делу доказательств и в соответствии с действующим законодательством судом установлено, что периодическое повышение истицей квалификации вызвано не ее личной инициативой, а являлось необходимым условием осуществления ею лечебной деятельности. В связи с этим суд считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При таких обстоятельствах, спорные периоды прохождения истицей курсов повышения квалификации с 05.09.1994 - 24.12.1994; 02.09.1996 - 26.10.1996; 01.11.1999 - 10.11.1999; 28.10.2000 - 28.12.2000; 19.11.2003 - 19.11.2003; 10.05.2005 - 30.06.2005; 23.05.2006 - 23.05.2006; 03.04.2010 - 04.04.2010; 23.11.2010 - 27.11.2010; 20.11.2012 - 21.11.2012; 06.05.2013 по 06.06.2013 подлежат включению в стаж работы Сбоевой Е.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Федерального закона.

Учитывая стаж истицы, учтенный комиссией по назначению пенсии 29 лет 1 месяц 10 дней и стаж, включенный судом 11 месяцев 22 дня, что, в общем, составляет 30 лет 1 месяц 2 дня, суд считает, что у истицы право на назначение досрочной пенсии возникло.

Как было указано выше, с заявлением о назначении пенсии истица обратилась 23.10.2015 года. С учетом включенных периодов 30 лет стажа у истицы определяется, в том числе на дату 23.10.2015г., поэтому право на назначение трудовой пенсии по старости Сбоевой Е.М. следует признать с 23.10.2015г.

На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Таким образом, с ответчика в пользу Сбоевой Е.М. следует взыскать в возврат госпошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – управление Пенсионного фона РФ в Мотовилихинском районе № 3 от 21.01.2016г. в части отказа Сбоевой Е.М. во включении в специальный стаж периодов работы в период нахождении на курсах повышения квалификации.

Включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения периоды работы Сбоевой Е.М. с 05.09.1994г. по 24.12.1994г., с 02.09.1996г. по 26.10.1996г., с 01.11.1999г. по 10.11.1999г., с 28.10.2000г. по 28.12.2000г., с 19.11.2003г. по 19.11.2003г., с 10.05.2005г. по 30.06.2005г., с 23.05.2006г. по 23.05.2006г., с 03.04.2010г. по 04.04.2010г., с 23.11.2010г. по 27.11.2010г., с 20.11.2012г. по 21.11.2012г., с 06.05.2013г. по 06.06.2013г. - курсы повышения квалификации (прочие отвлечения).

Признать за Сбоевой Е.М. право на назначение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью с 23.10.2015г.

Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе в пользу Сбоевой Е.М. госпошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский суд в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.

Судья: подпись

Копия верна. Судья:

2-3086/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сбоева Е.М.
Ответчики
Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) В Мотовилихинском районе г. Перми
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
motovil.perm.sudrf.ru
28.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2016Передача материалов судье
30.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.04.2016Предварительное судебное заседание
24.05.2016Судебное заседание
24.06.2016Судебное заседание
01.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее