Решение по делу № 12-159/2020 от 07.08.2020

Дело № 12-159/2020

25 сентября 2020 года                         г. Архангельск

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Соломбальского районного суда города Архангельска Беляева Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда административное дело по жалобе исполняющего обязанности начальника ФГБУ «Северное Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Баракова А.А. на постановление начальника 1 отделения (с дислокацией в г. Архангельске) отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району подполковника юстиции Касьянова А.В. № СА/318-20 от 09.07.2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ,

установил:

постановлением начальника 1 отделения (с дислокацией в г. Архангельске) отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по западному арктическому району А.В. Касьянова по делу об административном правонарушении № СА/318-20 от 09.07.2020 ФГБУ «Северное Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ФГБУ «Северное УГМС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 800000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, исполняющий обязанности начальника ФГБУ «Северное Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Бараков А.А. подал жалобу в районный суд о его отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, также просил снизить штраф, если суд признает доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения не обоснованными.

В обоснование жалобы указано, что неосуществление подачи данных НЭС «Михаил Сомов» о местоположении судна в российский центр системы опознания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии каждые 2 часа на основании пунктов 4-5 постановления Правительства РФ № 811 от 15.08.2014 в период с 12:56 UТC 28.05.2020 до 18:26 UTC 28.05.2020 возникло по неустановленным причинам в связи со сбоем системы ОСДР установленной на судне, а также ввиду не поступления в ФГБУ «Северное УГМС» от ФГУП «Морсвязьспутник» информации об отсутствии отчетов системы ОСДР и передачи данных о местоположении судна с использованием иных доступных средств. В БЭФ ФГБУ «Северное УГМС» поступило лишь одно сообщение в виде SMS 28.05.2020 в 18 час. 30 мин. мск, в котором содержалась информация о том, что связь восстановлена. Учитывая, что сообщение от ФГУП «Морсвязьспутник» было направлено в ФГБУ «Северное УГМС» 28.05.2020 в 18 час. 30 мин. мск, а передача уведомлений о местонахождении НЭС «Михаил Сомов» была восстановлена 28.05.2020 в 18 ч. 26 мин., то передача данных о местоположении НЗС «Михаил Сомов» в автоматическом режиме не осуществлялась менее 6 часов. Следовательно, с 18 ч. 30 мин. мск. у ФГБУ «Северное УГМС» прекращено обязательство по обеспечению передачи данных о местоположении судна в ручном режиме, поскольку указанные сведения стали передаваться в автоматическом режиме. Таким образом, ФГБУ «Северное УГМС» не совершало административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, поскольку срок обеспечения передачи с судна информации, предусмотренный постановлением Правительства РФ № 811 от 15.08.2014 нарушен не был. В связи с чем, просят отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по административному делу из-за отсутствия состава административного правонарушения. В случае, если суд придет к выводу о необходимости назначения административного наказания, просит уменьшить размер штрафа до 100000 рублей.

Определением судьи Ломоносовского районного суда г.Архангельска от 04.08.2020 указанная жалоба была передана по подсудности в Соломбальский районный суд г. Архангельска.

Защитники ФГБУ «Северное УГМС» Матвеев Ф.И. и Гарькавенко В.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержали, сообщили, что при рассмотрении жалобы нашел свое подтверждение факт неполучения ФГБУ «Северное УГМС» смс-сообщений о прекращении подачи сигнала. В судебном заседании, состоявшемся 17.09.2020, защитник Матвеев Ф.И. заявил ходатайство об истребовании доказательств – запросе в ПАО «Мегафон» сведений о входящих смс-сообщениях 28.05.2020 на корпоративный номер, указанный в заявке, а также допросе в качестве Гарькавенко В.В., который в судебное заседание, состоявшееся 25.09.2020, явился в качестве защитника.

Должностное лицо начальник 1 отделения (с дислокацией в г. Архангельске) отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району подполковник юстиции Касьянов А.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, указав, на законность и обоснованность обжалуемого постановления

Заслушав защитников, должностное лицо, проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Процессуальными требованиями статьи 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены в статье 26.1 КоАП РФ.

Так, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статье 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Данное правонарушение относится к правонарушениям в области охраны Государственной границы Российской Федерации.

Объектом посягательства является установленный порядок управления в виде пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах, а также в российской части вод пограничных водоемов.

Объективная сторона правонарушения проявляется в ведение деятельности с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления).

Диспозиция части 1 статьи 18.1 КоАП РФ является бланкетной, в связи с чем при вынесении постановления по делу об административном правонарушении необходимо указание на конкретные правила пересечения Государственной границы Российской Федерации.

В обжалуемом Постановлении в вину ФГБУ «Северное УГМС» вменяется нарушение требований статьи 9.1 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и пункта 7 Правил передачи в пограничные органы федеральной службы безопасности данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 № 811

Согласно положениям статьи 9.1 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля (далее - неоднократное пересечение Государственной границы):

а) российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;

б) российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации.

Неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий:

а) выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов;

б) передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов;

в) уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении Государственной границы.

Порядок определения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов и правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В целях реализации порядка передачи в пограничные органы данных о местоположении судов Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 № 811 утверждены Правила передачи в пограничные органы федеральной службы безопасности данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее – Правила).

Согласно пункту 4 Правил данные о местоположении судна, указанные в пункте 3 Правил, передаются с периодичностью не реже чем один раз в 2 часа с момента начала передачи данных о местоположении судна в соответствующий центр и до входа судна в акваторию порта назначения.

Пунктом 7 правил предусмотрено, что в случае если в соответствующий центр не поступают в установленном порядке данные о местоположении судна в течение 2 часов с момента поступления последних данных о местоположении, этот центр направляет по электронной почте судовладельцу судна сообщение о прекращении получения данных о местоположении судна. Судовладелец должен обеспечить передачу с судна информации, предусмотренной пунктом 9 настоящих Правил, в течение 6 часов с момента получения указанного сообщения.

Как следует из материалов дела 25.05.2020 капитаном судна «Михаил Сомов» Гиль В.И. в Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району (далее – Пограничное управление) было подано уведомление о намерении пересечения Государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Судовладельцем судна «Михаил Сомов» является ФГБУ «Северное УГМС».

Согласно уведомлению в 12 час. 00 мин. мск. 26.05.2020 судно «Михаил Сомов» ИМО 7518202 под управлением капитана судна Гиль В.И. планировало выход из порта Архангельск для осуществления деятельности (проведение северного завоза в труднодоступные станции РОСГИДРОМЕТ) в соответствии с планом похода по маршруту: порт Архангельск - Белое море – Баренцево море - порт Архангельск в период с 26.05.2020 по 10.06.2020.

Между ФГБУ «Северное УГМС» (пользователь) и ФГУП «Морсвязьспутник» (исполнитель) 23.12.2019 был заключен договор № ПП811-0439/127-ЕВН в соответствии с которым Исполнитель обязуется оказать Пользователю возмездные услуги по осуществлению мониторинга судов в соответствии с Правилами, Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 № 811.

26.05.2020 в 12 ч. 20 мин. мск., перед выходом судна из порта Архангельск, ФГУП «Морсвязьспутник» подтверждено поступление данных о местоположении судна «Михаил Сомов» согласно пункта 6 Правил.

После выхода судна из порта 26.05.2020 и до 28.05.2020 до 12 час. 56 мин. ФГУП «Морсвязьспутник» в автоматическом режиме в соответствии с пунктом 4 Правил передавало данные о местоположении судна.

28.05.2020 в 15 час. 30 мин ФГУП «Морсвязьспутник» во исполнение пункта 7 Правил и пункта 4.7. договора № ПП811-0439/127-ЕВН направило на электронную почту ФГБУ «Северное УГМС» «befxflot@arh.ru» (указанную в заявке и договоре) информацию о том, что судно прекратило передачу отчетов согласно требованиям Постановления № 811. Повторно письмо было направлено на указанный электронный адрес 28.05.2020 в 16 час.59 мин.

Вместе с тем, в предусмотренный пункте 7 Правил порядке и срок ФГБУ «Северное УГМС» не обеспечило передачу данных о местоположении судна «Михаил Сомов» после получения электронного письма от прекращении передачи отчетов в автоматическом режиме.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГБУ «Северное УГМС» к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершенного ФГБУ «Северное УГМС» административного правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: сведениями их ФГУП «Морсвязьспутник», информацией о месте нахождения судна «Михаил Сомов», журналом рейса, заявкой судовладельца, электронным письмом от 19.06.2020 на электронный адрес befxflot@arh.ru, скриншотами писем от 28.05.2020 на электронный адрес pu.murmanobl2@fsb.ru, протоколом об административном правонарушении от 25.06.2020, сообщением о выявленном признаке административного правонарушения от 10.06.2020, объяснениями капитана судна Гиль В.И., судовым журналом и другим материалами дела.

Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Нормы материального и процессуального права при вынесении обжалуемого Постановления применены и истолкованы правильно, нарушений не допущено и правовых оснований для пересмотра постановления не имеется.

Неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, не имеется. Имеющиеся доказательства обоснованно признаны допустимыми, полученными в соответствии с требованиями КоАП РФ, а также достаточными для рассмотрения дела по существу, и достоверными относительно обстоятельств правонарушения.

Довод ФГБУ «Северное УГМС» о том, что организация не получала сообщения о прекращении подачи сигнала не нашел своего подтверждения, поскольку обязанность извещать посредством смс-сообщений у ФГУП «Морсвязьспутник» о прекращении передачи отчетов согласно требованиям Постановления № 811 не предусмотрена ни положениями Правил, ни договором № ПП811-0439/127-ЕВН. Доказательств того, что ФГУП «Морсвязьспутник» не направил сообщение на электронный адрес «befxflot@arh.ru» в 15 час. 30 мин. и в 16 час.59 мин 28.05.2020 или направленное сообщение по электронной почте на электронный адрес «befxflot@arh.ru» не было получено ФГБУ «Северное УГМС» при рассмотрении дела не установлено.

Довод ФГБУ «Северное УГМС» о том, что поскольку сведения не передавались в период с 12 час. 56 мин. до 18 час. 35 мин. (время восстановления передачи сигнала о местоположении судна в автоматическом режиме) 28.05.2020, т.е. сведения о месте нахождения судна отсутствовали менее 6 часов, также отклоняется судом.

Из буквального толкования пунктов 3, 4, 7, 9, 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 № 811, в их взаимосвязи следует, что обязанность судовладельца, установленная пунктом 7 Правил по передаче информации, предусмотренной пунктом 9 Правил, наступает вне зависимости от срока восстановления передачи данных в автоматическом режиме, поскольку объем информации передаваемой в автоматическом режиме, установленный пунктом 3 Правил, существенно отличается от объема информации, установленной в пункте 9.

В частности, согласно пункту 9 судовладелец должен передать сведения, которые не передаются в автоматическом режиме, а именно: г) географические координаты местоположения судна на момент обнаружения прекращения передачи данных о местоположении судна; е) порт регистрации судна; ж) краткое описание маршрута следования судна; з) курс и скорость судна на момент обнаружения прекращения передачи данных о местоположении судна; и) причины, дата и время остановки судна (если судно на момент передачи информации не имеет движения); к) причины прекращения передачи данных о местоположении судна (если известны); л) планируемое время возобновления передачи данных о местоположении судна с использованием технических средств контроля местоположения судна (если известно).

При восстановлении передачи сигнала в автоматическом режиме у судовладельца не наступает обязанность, предусмотренная пунктом 10 Правил, но не отменяется предусмотренная пунктом 7 Правил.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Административное наказание ФГБУ «Северное УГМС» назначено в пределах санкции части 1 статьи 18.1 КоАП РФ.

Основания для признания правонарушения малозначительным, применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности также отсутствуют, поскольку допущенное правонарушение нарушало установленный порядок обеспечения безопасности Государственной границы Российской Федерации, входящий в систему мер, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения национальной безопасности.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Принимая во внимание цели и характер деятельности ФГБУ «Северное УГМС», связанные в рассматриваемом случае с проведением северного завоза в труднодоступные станции РОСГИДРОМЕТ, обстоятельства совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, полагаю возможным снизить ФГБУ «Северное УГМС», размер административного штрафа до 400000 рублей на основании положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, что будет в данном случае отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.

Судья, руководствуясь пунктами 3.2, 3.3 статьи 4.1, пунктом 2 части 1 статьи 30.7 и статьи 30.9 КоАП РФ,

решил:

жалобу исполняющего обязанности начальника ФГБУ «Северное Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Баракова А.А. удовлетворить частично.

Постановление начальника 1 отделения (с дислокацией в г. Архангельске) отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району подполковника юстиции Касьянова А.В. № СА/318-20 от 09.07.2020 изменить, снизив размер назначенного штрафа до 400000 (четырехсот тысяч) рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Соломбальский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                            Н.С.Беляева

12-159/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ФГБУ "Северное УГМС"
Суд
Соломбальский районный суд г. Архангельск
Судья
Беляева Наталья Сергеевна
Статьи

18.1

Дело на странице суда
solombsud.arh.sudrf.ru
07.08.2020Материалы переданы в производство судье
17.09.2020Судебное заседание
25.09.2020Судебное заседание
28.09.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
05.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее