Судья 1 инстанции Исакова Н.Н.
Судья-докладчик Гусарова Л.В. По делу № 33а-4366/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 мая 2017 года г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Папуши А.С.,
судей Харина Р.И., Гусаровой Л.В.,
при секретаре Седых М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области об обязании провести мероприятия по очистке от загрязнений отходами производства и потребления лесных участков,
по апелляционной жалобе Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 февраля 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование административного искового заявления прокурор указал, что Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории Сосновоборского муниципального образования установлены факты размещения отходов на землях лесного фонда. В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> размещены отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы, строительные отходы, емкости из-под лакокрасочных материалов, отходы деревообработки и другие. Площадь загрязнения составляет 3694,13 кв.м. На земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> размещены отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы, отработанные ртутные лампы, емкости из-под лакокрасочных материалов, отходы деревообработки и другие. Обнаружены очаги горения отходов. Площадь загрязнения составляет 4585,56 кв.м. Лица, совершившие захламление названных лесных участков, в ходе проверки не установлены.
С учетом уточнения предмета административного иска прокурор просил обязать министерство лесного комплекса Иркутской области в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда провести мероприятия по очистке от загрязнения отходами производства и потребления 2 лесных участков.
Решением суда от 21 февраля 2017 года заявленные требования удовлетворены. На Министерство лесного комплекса Иркутской области возложена обязанность провести мероприятия по очистке от загрязнения отходами производства и потребления лесных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>, <номер изъят>.
В апелляционной жалобе, поданной и подписанной представителем административного ответчика Саженовой С.А., поставлен вопрос об отмене решение суда и о принятии нового решения по существу рассматриваемого спора.
В обосновании жалобы указано, что суд первой инстанции при рассмотрении дела не учел, что несанкционированные свалки возникли по вине органов местного самоуправления. В свою очередь возложение судом обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на министерство противоречит принципу законодательства об охране окружающей среды «загрязнитель платит». По мнению административного ответчика, судом не учтено действующее законодательство, по смыслу которого обязанность обеспечить благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность возложена на органы местного самоуправления. На органы местного самоуправления возложена обязанность организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов. Несанкционированные свалки образовались по причине не принятия должных и своевременных мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов органами местного самоуправления Никольского и Сосновоборского муниципальных образований. Указанное, является основанием для возложения на органы местного самоуправления обязанностей по принятию мер по очистке территории. Выводы суда о возложении на административного ответчика обязанности по очистке от загрязнения отходами производства и потребления противоречат положениям Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку предусмотренные кодексом меры не включают в себя мероприятия по очистке лесных участков от отходов производства и потреблении, в том числе твердых коммунальных отходов. Судом допущены нарушения норм процессуального права. Не применен срок давности, о котором заявлял административный ответчик в ходе судебного разбирательства.
В своих возражениях административный истец, заинтересованное лицо администрация Сосновоборского муниципального образования просили решение Кировского районного суда г. Иркутска оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представители заинтересованных лиц – администрации Сосновоборского муниципального образования, администрации Никольского муниципального образования, ОАО «Иркутская электросетевая компания», извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя Министерства лесного комплекса Иркутской области – Саженовой С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы в полном объеме, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Иркутской области Попова А.Б., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.
Охрана лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 Положения о министерстве лесного комплекса (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп) Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области.
Исходя из системного толкования положений Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установив, что несанкционированные свалки бытовых отходов расположены на земельных участках лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, не переданных по договорам аренды муниципальным образованиям, суд пришел к обоснованному выводу, что организация мероприятий по ликвидации этих свалок в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Иркутской области отнесено к полномочиям Министерства лесного комплекса Иркутской области, должна быть возложена на указанный орган государственной власти Иркутской области.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении полномочий по очистке от загрязнения отходами производства и потребления на административного ответчика, состоятельными признаны быть не могут.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм материального права, а также неверном толковании выводов Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 13 октября 2015 года № 26-П.
Административным ответчиком не учтено, что возложение на органы местного самоуправления обязанности по очистке территорий, находящихся в федеральной собственности и не вверенных органу местного самоуправления повлечет нарушение не только закрепленного Бюджетным кодексом Российской Федерации в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принципа самостоятельности бюджетов, но и конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, а также конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления и, соответственно, - нарушение статей 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации.
Поскольку лесные участки в ставе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации. В системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, на не находящиеся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм процессуального кодекса, состоятельными признаны быть не могут. Указанные доводы аналогичны тем, что были приведены административным ответчиком в ходе рассмотрения дела по существу. Судом первой инстанции данным доводам дана соответствующая правовая оценка, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области – без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Папуши
Судьи: Р.И. Харин
Л.В. Гусарова