ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 2-403/2022 Председательствующий в суде первой инстанции Басараб Д.В.
Дело № 33-8266/2022
УИД 91RS0018-01-2022-003453-74
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 октября 2022 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Готовкиной Т.С.,
судей: Мотиной И.И., Синани А.М.,
при секретаре Гусевой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Сакского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, ФИО3, ФИО4 в лице законного представителя ФИО1 о признании права на получение мер социальной поддержки, признании незаконными уведомлений, решений, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации Сакского района Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 1 марта 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
В октябре 2021 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Сакского района Республики Крым и с учетом уточненных исковых требований просила признать право на получение мер социальной поддержки: ежемесячное пособие на ребенка, ежемесячную денежную выплату для приобретения социально значимых сортов хлеба, государственную социальную помощь; признать незаконными уведомления №№ от 17.07.2021г.; обязать назначить денежные выплаты с даты обращения в орган социальной защиты с заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки.
Заявленные требования мотивированы тем, что 27.05.2021г. ФИО1 обратилась в ДТСЗН администрации Сакского района Республики Крым с заявлениями о назначении ежемесячного пособия на ребенка, ежемесячной денежной выплаты на приобретение социально значимых сортов хлеба и государственной социальной помощи, по результатам рассмотрения которых в назначении соответствующих пособий было отказано, ввиду отсутствия у заявителя места жительства в Республике Крым. Не согласившись с отказами ответчика ФИО1 обратилась в суд с соответствующим иском.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 1 марта 2022 года исковые требования удовлетворены; признаны незаконными уведомления Департамента труда и социальной защиты населения администрации Сакского района Республики Крым от 17.07.2021г. №№ на Департамент труда и социальной защиты населения администрации Сакского района Республики Крым возложена обязанность с 27.05.2021г. назначить ФИО1 социальные выплаты: «Государственная социальная помощь (ГСП», «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба», «Пособие на ребенка».
Не согласившись с таким решением суда, Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Сакского района Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Определением Верховного Суда Республики Крым 02.09.2022г. судебная коллегия перешла к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены несовершеннолетние ФИО3, ФИО4 в лице законного представителя – ФИО1.
Заявлением от 01.09.2022г., принятым судебной коллегией, истец уточнила исковые требования и просила суд отменить решения Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Сакского района Республики Крым от 27.07.2021г. об отказе в назначении государственная социальная помощь – ежемесячно; ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба; ежемесячного пособия на ребенка.
При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции истец ФИО1, действующая также в качестве законного представителя третьих лиц – несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 заявленные исковые требования в уточненной редакции поддержала и просила удовлетворить последние.
Представитель ответчика – Департамента труда и социальной защиты населения администрации Сакского района Республики Крым ФИО2 против удовлетворения заявленных исковых требований возражала, указывая на их необоснованность. Дополнительно пояснил, что при подтверждении постоянного проживания истицы на территории Республики Крым последняя имеет право на получение соответствующих пособий и выплаты, за назначением которых истица обращалась в Департамент.
Представитель третьего лица - Министерства труда и социальной защиты Республики Крым ФИО5 против удовлетворения заявленных исковых требований возражал.
Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, приходит к нижеследующему.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 02.09.2022г. судебная коллегия перешла к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены несовершеннолетние ФИО3, ФИО4 в лице законного представителя – ФИО1.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене как постановленное с нарушением норм процессуального права.
Отменяя решение суда первой инстанции по вышеуказанным основаниям и разрешая настоящий спор по существу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 27 мая 2021 года ФИО1 обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Сакского района Республики Крым с заявлениями о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года №10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым»; ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба; пособия на ребенка в соответствии с Законом Республики Крым от 12.11.2014 №20-ЗРК «О ежемесячном пособии на ребенка» (л.д.25-29).
По результатам рассмотрения поданных заявлений Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Сакского района Республики Крым принят решения об отказе в назначении соответствующих мер социальной поддержки, что подтверждается соответствующими протоколами об отказе в назначении «Государственная социальная помощь (ГСП) – ежемесячно»; «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба»; «»Пособие на ребенка» (л.д.30-32), о чем заявитель была уведомлена в письменном виде уведомлениями от 17.07.2021г. №№ (л.д.9-11).
Из содержания уведомлений Департамента труда и социальной защиты населения администрации Сакского района Республики Крым следует, что основанием к отказу в назначении соответствующих пособий и выплаты явились то, что право на получение ежемесячной денежной выплаты имеют малоимущие семьи, местом жительства которых является Республика Крым; действия Закона №20-ЗРК/2014 от 03.12.2014г. распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым; в назначении ГСП отказано ввиду отсутствия регистрации на территории Республики Крым.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В целях реализации Федерального закона "О государственной социальной помощи" в субъекте Российской Федерации – Республике Крым утвержден Закон Республики Крым «О государственной социальной помощи в Республике Крым» №10-ЗРК/2014 от 27.11.2014г. (далее Закон №10-ЗРК/2014).
Согласно ст.1 Закона №10-ЗРК/2014 государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым (далее - получатели государственной социальной помощи).
В силу абз.2 ст.2 Закона №10-ЗРК/2014 малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым; социальное пособие - безвозмездное предоставление получателям государственной социальной помощи денежной суммы за счет средств бюджета Республики Крым.
Согласно ч.1 ст.5 Закона №10-ЗРК/2014 расчет среднедушевого дохода и учет доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Частями 1-3 ст.6 Закона №10-ЗРК/2014 государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым (далее - орган социальной защиты населения).
Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в электронной либо письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) в органы социальной защиты населения либо через многофункциональный центр, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
При необходимости представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно путем направления межведомственных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, необходимые для принятия решения об оказании государственной социальной помощи.
Порядок предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014г. №587 (далее Порядок).
В силу п.5 Порядка, пособие назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания в Республике Крым малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Пособие назначается на основании заявления гражданина, составленного по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан), или от имени своей семьи (для малоимущей семьи), или опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина, поданного в орган социальной защиты населения. Заявление может быть направлено в форме электронного документа с использованием государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг Республики Крым" после перевода данной государственной услуги в электронную форму в порядке, установленном действующим законодательством (п.6 Порядка).
В заявлении, в частности указываются: фамилия, имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность; сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность; сведения о месте жительства указываются на основании записи в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность (если предъявляется не паспорт), о месте пребывания на основании документа, подтверждающего регистрацию по месту пребывания (п.7 Порядка).
В п.9 Порядка определен перечень документов, прилагаемых к заявлению для назначения и выплаты пособия.
В случае если заявителем, постоянно проживающим на территории Республики Крым, заявление и документы подаются в орган социальной защиты населения по месту пребывания на территории Республики Крым, орган социальной защиты в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления запрашивает в органах социальной защиты населения Республики Крым по месту жительства заявителя сведения о неполучении пособия, назначенного по аналогичному основанию по месту жительства (п.11 Порядка).
Согласно п.28 Порядка решение об отказе в назначении пособия принимается, если: не представлены необходимые документы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка; в представленных документах выявлена недостоверная или искаженная информация; среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) выше величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым для семьи (одиноко проживающего гражданина).
Механизм назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба определен Порядком назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым №480 от 25.08.2015г.
В силу п.2 вышеназванного Порядка право на получение ежемесячной денежной выплаты имеют малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, местом жительства которых является Республика Крым и среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым.
Согласно п.6 Порядка ежемесячная денежная выплата малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам назначается органами труда и социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) получателя в Республике Крым с месяца подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты (далее - заявление).
Ежемесячная денежная выплата назначается на двенадцать месяцев.
Для назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты к заявлению о назначении ежемесячной денежной выплаты в органы труда и социальной защиты населения предоставляются: копия паспорта (с одновременным предъявлением оригинала для обозрения); документы о доходах каждого члена семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения; копия трудовой книжки (с одновременным предъявлением оригинала для обозрения либо предоставляется копия, заверенная уполномоченным лицом по месту работы).
В случае отсутствия у лица, имеющего право на получение ежемесячной денежной выплаты, трудовой книжки получатель отражает это в заявлении с описанием имеющихся обстоятельств.
Для подтверждения фактического места проживания малоимущей семьи и малоимущего одиноко проживающего гражданина составляется акт о проведении обследования семьи непосредственно органами труда и социальной защиты населения (п.9 Порядка).
В силу п.16 Порядка решение о назначении (отказе в назначении) ежемесячной денежной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами, а в случае направления межведомственных запросов - в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, но не позднее тридцати календарных дней со дня регистрации заявления.
Решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты принимается, если: в представленных документах выявлена недостоверная или искаженная информация; среднемесячный доход семьи (одиноко проживающего гражданина) выше величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым для семьи (одиноко проживающего гражданина) (п.18 Порядка).
Размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка в Республике Крым установлен Законом Республики Крым «О пособии на ребенка» №20-ЗРК/2014 от 03.12.2014г. (далее – Закон №20-ЗРК/2014).
В силу п.1 ч.1 ст.1 Закона №20-ЗРК/2014 действие настоящего Закона распространяется, в частности на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым.
Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым №588 от 23.12.2014г.
В силу п.2 вышеназванного Порядка, в соответствии с настоящим Порядком лицам, имеющим детей, включая одиноких матерей, лиц, имеющих ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, либо когда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, взыскание алиментов невозможно, при условии, что среднедушевой доход семьи таких лиц не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Республике Крым, назначается и выплачивается пособие.
Согласно п.3 Порядка пособие назначается и выплачивается, в частности гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Крым.
Перечень документов, предоставляемых для назначения пособия, определен в п.7 Порядка.
В частности, в абз.31 п.7 Порядка определено, что для подтверждения фактического и совместного места проживания семьи составляется акт обследования семьи непосредственно органами труда и социальной защиты населения.
В заявлении, которое подается в орган социальной защиты населения, в частности указываются сведения о месте жительства, месте пребывания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, месту пребывания (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность) (п.8 Порядка).
Согласно п.11 Порядка решение о назначении (об отказе в назначении) пособия принимается органом социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок, не позднее чем через 10 дней после дня подачи в орган социальной защиты населения заявления со всеми необходимыми документами.
Основания для отказа в назначении пособия приведены в п.14 Порядка, среди которых, в частности изменение места жительства в связи с выездом лица, имеющего право на пособие, за пределы территории Республики Крым.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что заявитель ФИО1 согласно данных паспорта зарегистрирована по адресу: Чувашская Республика, <адрес> согласно данных свидетельства о регистрации по месту пребывания адресом регистрации по месту пребывания ФИО1 с 16.02.2021г. по 08.02.2027г. является: Республика Крым, <адрес> (л.д.5-6, 73).
Согласно данных свидетельств о рождении ФИО1 является матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.р. и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.р. (л.д.33-34), которые были указаны ею в качестве членов семьи в поданных в Департамент заявлениях и согласно данных свидетельств о регистрации по месту пребывания с 16.02.2021г. по 08.02.2027г. также зарегистрированы по адресу: Республика Крым, <адрес> (л.д.3-4, 74-75).
Согласно имеющихся в материалах дела сведений, несовершеннолетние ФИО3 и ФИО4 с 2020 года обучаются в ГБУЗ РК «Евпаторийская санаторная школа-интернат».
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 29.11.2021г. постановлено взыскивать с ФИО6 в пользу ФИО1 алименты на содержание несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4 в размере 1/3 доли заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с 12.07.2021г. (л.д.58-59).
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в ряде решений (постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П и от 4 октября 2016 года N 18-П; определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П и др.), что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; место жительства гражданина может быть установлено судом общей юрисдикции на основе юридических фактов, необязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами (абз. 6 п. 11абз. 6 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Так, из вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что соответствующие виды пособия и выплаты могут быть назначены лицу, проживающим на территории Республики Крым / местом жительства которых является Республика Крым.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждено, что на момент обращения к ответчику истица проживала на территории Республики Крым, что в частности подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания; доказательств обратного материалы дела не содержат, ни суду первой, ни апелляционной инстанции ответчиком в нарушение ст.56 ГПК РФ не предоставлено.
Более того, ответчик в нарушение вышеприведенных положений действующего законодательства, регламентирующих порядок назначения соответствующих пособий, акт обследования семьи заявителя с целью подтверждения фактического места проживания не составлял; доказательства, подтверждающих, что место проживания заявителя и членов его семьи за пределами Республики Крым, в материалах учетного дела отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, исходя из того, что иных оснований к отказу в назначении соответствующих пособий и выплаты оспариваемые решения не содержат, представителем ответчика в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции подтверждено право заявителя на соответствующие виды пособий и выплаты (при условии ее фактического проживания на территории Республики Крым), судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные исковые требования о признании незаконными решений об отказе в назначении пособий и выплаты, а также возложении на ответчика обязанности назначить соответствующие пособия подлежат удовлетворению.
В части заявленных исковых требований о признании права на получение мер социальной поддержки и признании уведомлений незаконными, от которых истец не отказывалась, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения, поскольку оспариваемые уведомления не являются распорядительными либо иными актами, принятыми по результатам рассмотрения поданных истицей заявлений, носят уведомительный характер, потому оснований для признания таких уведомлений незаконными не имеется.
Исковые требования о признании за истицей права на получение мер социальной поддержки также не подлежат удовлетворению, поскольку право на получение определенных мер социальной поддержки регламентировано законом и дополнительного признания в судебном порядке не требует.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, а также судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, решение суда подлежит отмене на основании п.п.3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 01 марта 2022 года отменить.
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконными и отменить решения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Сакского района Республики Крым от 22.07.2021г. об отказе в назначении ФИО1 «Государственной социальной помощи (ГСП) – ежемесячно»; «Ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба»; «Пособие на ребенка».
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения администрации Сакского района Республики Крым (Республика Крым, <адрес>, ОГРН №) назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: Чувашская Республика, <адрес>; адрес регистрации по месту пребывания: Республика Крым, <адрес>) государственную социальную помощь в виде социального пособия в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года №10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым»; ежемесячную денежную выплату для приобретения социально значимых сортов хлеба; пособие на ребенка в соответствии с Законом Республики Крым от 12.11.2014 №20-ЗРК «О ежемесячном пособии на ребенка» с 27 мая 2021 года.
В удовлетворении иной части исковых требований отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.10.2022.
Председательствующий: Т.С. Готовкина
Судьи: И.И. Мотина
А.М. Синани