Дело №2-4241/2024 31 июля 2024 года
29RS0014-01-2024-005140-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Уваровой Е.В.
при секретаре судебного заседания Стафеевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Плетневой С. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости,
установил:
Плетнева С.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с <Дата>.
В обоснование исковых требований указала, что <Дата> подала в пенсионный орган заявление о назначении пенсии. Решением <№> отказано в досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» ввиду того, что ребенок, <Дата> года рождения, рожден на территории Украины. Полагая, что данное решение пенсионного органа является незаконным, истец обратилась в суд с заявленным иском.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласилась, ссылаясь на то, что истец не вправе претендовать на назначение пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку первый ребенок рожден на территории Украины.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 01 января 2015 года установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ, Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Из материалов дела следует, что <Дата> Плетнева С.В., <Дата> года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ.
Решением ответчика <№> истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ ввиду того, что ребенок, <Дата> года рождения, рожден на территории Украины.
При этом страховой стаж истца был определен продолжительностью в календарном исчислении – 26 лет 15 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в календарном исчислении – 24 года 11 месяцев 26 дней.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 400-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В связи с заключением Соглашения от 08 декабря 1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированного Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1, СССР как геополитическое образование прекратил свое существование 12 декабря 1991 года.
Для определения права на страховую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-республик бывшего СССР, следует принимать во внимание соответствующие соглашения с Российской Федерацией.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками Содружества независимых государств (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее по тексту также - Соглашение от 13 марта 1992 г.), денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 1 января 2023 г., в соответствии со статьей 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения).
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 175-ФЗ Соглашение от 13 марта 1992 г. денонсировано Российской Федерацией.
Между тем, как следует из положений п. 2 ст. 13 Соглашения от 13 марта 1992 г., пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в силу вышеуказанного Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в области социального обеспечения, принцип территориальности применяется только к вопросам учета стажа и не охватывает никакие другие элементы социально-демографического статуса лица, претендующего на назначение пенсии.
Поскольку в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ требование о необходимости рождения двоих детей в целях установления права на установление пенсии именно на территории Российской Федерации законодателем не установлено, суд полагает довод ответчика несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права.
При этом судом учитывается, что родившийся на территории Украины ребенок истца является в настоящее время гражданином Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, поскольку все предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» условия для назначения пенсии были соблюдены, исковые требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с <Дата> подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Плетневой С. В. (СНИЛС <№>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН 2901038317) о признании решения незаконным, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу <№> об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости по заявлению Плетневой С. В. от <Дата>.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу назначить Плетневой С. В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с <Дата>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 7 августа 2024 года.
Председательствующий Е.В. Уварова