Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0002-01-2021-006458-30
Производство № 2а-4473/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2021 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Котешко Л.Л.,
при секретаре судебного заседания - Петрушечкиной Е.А.,
с участием административного истца – Жукова К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жукова Константина Сергеевича к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Жуков К.С. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным решение от 16.09.2021 №92 об отказе в праве получения мер социальной поддержки по бесплатному проезду. Также просит обязать административного ответчика предоставить указанные меры социальной поддержки.
Исковые требования мотивированы тем, что 01.09.2021 Жуков К.С. обратился в Управление труда и социальной защиты населения Гагаринского района города Севастополя с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки по бесплатному проезду как ветерану боевых действий, приобщив к заявлению соответствующее удостоверение. Решением №92 от 16.09.2021 административному истцу в предоставлении указанной меры отказано на основании п. 2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление мер социальной поддержки по бесплатному проезду для отдельных категорий граждан» в связи с отсутствием документа, подтверждающего место жительства в городе Севастополе. С указанным решением Жуков К.С. не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии № от 23.10.2020, проживает в городе Севастополе, зарегистрирован по месту пребывания у своей матери – ФИО5 по адресу: г. Севастополь, <адрес> на срок до <данные изъяты>.2024.
Административный истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил.
С учетом изложенного, мнения административного истца, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон «О ветеранах», в соответствии с которым к одной из категории ветеранов относятся ветераны боевых действий, указанные в ст. 3 названного Федерального закона.
На территории г. Севастополя отношения по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям гражданам, проживающих на территории г. Севастополя, в том числе ветеранов боевых действий, регулируются Законом № 106-ЗС.
Частью 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» (далее – Закон № 106-ЗС) предусмотрено, что настоящий Закон распространяется на лиц, имеющих место жительства на территории города Севастополя: граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), за исключением норм II и IV разделов настоящего Закона, действие которых распространяется на вышеуказанных лиц, постоянно проживавших на территории города Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на 31 декабря 2014 года. Действие норм статей 9 и 10 настоящего Закона распространяется на граждан независимо от даты возникновения права на меры социальной защиты (поддержки), установленные указанными статьями Закона.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 21 Закона № 106-ЗС ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", предоставляются меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте, железнодорожном транспорте пригородного сообщения и автобусах пригородных маршрутов города Севастополя.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Жуков К.С. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии №, выданном 23.10.2020, и имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно штампу регистрации в паспорте Жуков К.С. состоит на регистрационном учете по адресу<адрес>.
В соответствии со свидетельством № от 25.08.2021 о регистрации по месту пребывания Жуков К.С. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: г. Севастополь, <адрес> на срок до <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ
01.09.2021 административный истец через МФЦ обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по бесплатном проезду для отдельных категорий граждан, приложив к нему копии удостоверения участника боевых действий, свидетельства о регистрации по месту пребывания и паспорта гражданина РФ.
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением труда и социальной защиты населения Гагаринского района Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя принято решение от 16.09.2021 №92 об отказе в праве получения мер социальной поддержки по бесплатному проезду на основании п. 2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление мер социальной поддержки по бесплатному проезду для отдельных категорий граждан», утвержденного Приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-о. Причиной отказа послужило отсутствие документа, подтверждающего место жительства в г. Севастополе.
На обращение Жукова К.С. от 27.09.2021 о повторном рассмотрении заявлений Управлением труда и социальной защиты населения Гагаринского района письмом за исх. № от 18.10.2021 отказано, разъяснено право на обжалование состоявшегося решения в досудебном либо в судебном порядке.
Предоставление мер социальной поддержки по бесплатному проезду для отдельных категорий граждан на территории г. Севастополя регулируется Порядком № 188-ПП, согласно положениям которого он определяет правила предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду для отдельных категорий граждан, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории города Севастополя, указанных в приложении № 1 к настоящему Порядку.
Пунктом 3 указанного Порядка установлен перечень документов, необходимых для предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду, представляемых гражданином в структурные подразделения Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя по месту жительства в городе Севастополе:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина и его место жительства;
2) документ, подтверждающий право гражданина на получение мер социальной поддержки по бесплатному проезду (документы, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя).
Основанием к отказу в предоставлении гражданам названной меры социальной поддержки относятся: а) представления заявителем документов, содержащих недостоверные или неполные сведения; б) отсутствия у заявителя статуса, дающего право на предоставление мер социальной поддержки по бесплатному проезду для отдельных категорий граждан.
Аналогичные по своей сути положения содержаться в Административном регламенте предоставления государственной услуги «Предоставление мер социальной поддержки по бесплатному проезду для отдельных категории граждан», утвержденном приказом Департамента труда и социальной поддержки населения г. Севастополя от 08.12.2017 № 489-о (п.п. 2.6.1, 2.8).
В части 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено право органов местного самоуправления устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Из совокупного анализа изложенных выше предписаний и положений статей 6.1, 6.3 и 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» следует, что названные нормативные правовые акты города Севастополя связывают право гражданина, имеющего статус «Ветеран боевых действий», на меру социальной поддержки, как бесплатный проезд на территории г. Севастополя, не с фактом регистрации на территории данного города по месту жительства гражданина, а с его проживанием на территории данного города, то есть имеющего место жительство на территории г. Севастополя (реально занимаемое, используемое и предназначенное для проживания, жилое помещение).
В тоже время, в соответствии с Порядком № 188-ПП, мера социальной поддержки по бесплатному проезду для отдельных категорий граждан предоставляется постоянно проживающим или временно пребывающим на территории города Севастополя (п.1).
Как установлено судом Жуков К.С. имеет место жительства на территории г. Севастополя, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
При этом статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что согласно положениям Закона № 106-ЗС мера социальной поддержки по бесплатному проезду предоставляется лицам, имеющим место жительства на территории города Севастополя, к каковым относится и административный истец, поскольку фактически проживает на территории г. Севастополя, отсутствие у Жукова К.С. зарегистрированного постоянного места жительства на территории г. Севастополя не является основанием для отказа в представлении указанной меры социальной поддержки. Кроме того, судом принимается во внимание, что административный истец ввиду его постоянного проживания на территории города Севастополя не является получателем спорной меры социальной поддержки по месту регистрации.
Такой вывод полностью согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 6 октября 2008 г. № 619-О-П, согласно которой регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, № 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.).
По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием «место жительства», является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, ввиду подтвержденного факта наличия у административного истца места жительства на территории города Севастополя и неполучения данной меры социальной поддержки по месту постоянной регистрации, суд приходит к выводу о незаконности обжалуемого решения административного ответчика об отказе Жукову К.С. в представлении указанной выше меры социальной поддержки на территории г. Севастополя.
Вместе с тем, требование Жукова К.С. об обязании административного ответчика предоставить ему меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда удовлетворению не подлежат, поскольку, в данном случае, суд не может подменять собой орган, к полномочиям которого относится рассмотрение названного вопроса.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Жукова Константина Сергеевича к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления труда и социальной защиты населения Гагаринского района города Севастополя №92 от 16.09.2021 об отказе в предоставлении Жукову Константину Сергеевичу мер социальной поддержки по бесплатному проезду.
Обязать Управление труда и социальной защиты населения Гагаринского района города Севастополя повторно рассмотреть заявление Жукова Константина Сергеевича о предоставлении меры социальной поддержки по бесплатному проезду.
В остальной части иска – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 17.12.2021.
Председательствующий –