Дело № 2-181/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2014 года пос. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Соловьевой К.А.,
с участием пом. прокурора Урмарского района Исаевой К.Р.,
при секретаре Кузьминой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Урмарского района к администрации Урмарского района о возложении обязанности устранить нарушения требований Федеральных законов «О противодействии коррупции», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Урмарского района обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности устранить нарушения требований Федеральных законов «О противодействии коррупции», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» по тем мотивам, что проведенной проверкой в деятельности администрации Урмарского района выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации в деятельности органов местного самоуправления. На официальном сайте ответчика отсутствует информация об установленных формах обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых муниципальных правовых актов; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; информация о результатах проверок, проведенных в органах местного самоуправления и подведомственных организациях. Часть размещенной на сайте администрации района информации о деятельности органов местного самоуправления района носит не оперативный и не актуальный характер. Так, в баннере «Противодействие коррупции» имеется распоряжение главы администрации Урмарского района от 19.12.2007 года № 71-рл «О кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы». Согласно распоряжению в резерве на замещение должностей муниципальной службы числятся лица, находящиеся на пенсии по возрасту (Г., Н., В. и П.). В баннере имеется утратившее силу постановление главы администрации района от 13.02.2009 № 72 «О создании Единой комиссии по размещению муниципальных заказов для муниципальных нужд Урмарского района». В баннере «Приватизация» информация об итогах приватизации муниципального имущества Урмарского района за 2014 год отсутствует. В баннере «Сельское хозяйство» последней размещена информация от 08.10.2013 года «дорожа каждым погожим часом, аграрии Урмарского района ведут уборку картофеля» Какой-либо информации за 2013 год – истекший период 2014 года по вопросам развития сельского хозяйства в районе не имеется. В баннере «Прием граждан, обращения граждан» информация о порядке и времени приема представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления отсутствует. В разделе «Календарные планы закупок» баннера «Муниципальный заказ» информация о календарном плане закупок на 2014 год не имеется. В разделе «Информация по итогам размещения заказов» имеется лишь информация об итогах размещения муниципальных заказов за 9 месяцев 2013 года, аналогичная информация по итогам 2013 года и за истекший период 2014 года отсутствует. В разделе «Информация по осуществлению контрольных функций» сведений о плановых проверках соблюдения муниципальными заказчиками законодательства о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд не имеется. Информация о сводном объеме закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд (адрес изъят) за 2014 год в разделе «Сводный объем муниципального заказа» отсутствует. Просит обязать администрацию (адрес изъят) устранить указанные нарушения законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
В судебном заседании пом. прокурора Урмарского района Исаева К.Р. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика по доверенности Родионова Н.С. в ходе судебного заседания иск прокурора признала полностью, указав, что выявленные в ходе проверки в деятельности администрации Урмарского района нарушения по исполнению законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации имели место. Администрацией Урмарского района требования по исполнению законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в течение месяца будут исполнены, так как устранение нарушений, указанных в иске прокурора, ими начато сразу после проведенной 29 марта 2014 года проверки.
Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Согласно п.7 ст.7 этого Федерального закона одним из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Указанные принципы законодательства о противодействии коррупции конкретизированы в Федеральном законе от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.В соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит, в том числе, информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых муниципальных правовых актов; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; сведения об использовании органом местного самоуправления выделяемых бюджетных средств, информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе:
- порядок поступления граждан на муниципальную службу;
- сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;
- квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
- условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
- номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления;
информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
- порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
- фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
- обзоры обращений лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Судом установлено, что в ходе проверки прокуратурой Урмарского района выявлены нарушения требований федерального законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. На официальном сайте администрации Урмарского района отсутствуют: информация об установленных формах обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых муниципальных правовых актов; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; информация о результатах проверок, проведенных в органах местного самоуправления и подведомственных организациях. Часть размещенной на сайте администрации района информации о деятельности органов местного самоуправления района носит не оперативный и не актуальный характер.
Нарушение требований законодательства ответчиком об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может привести к нарушениям одних из основных принципов законодательства о противодействии коррупции, предусмотренных ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», о законности, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Отсутствие официальной информации о деятельности органов местного самоуправления ограничивает право неопределенного круга граждан на получение доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления администрации Урмарского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Урмарского района Чувашской Республики устранить нарушения требований Федеральных законов «О противодействии коррупции» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в части размещения на официальном сайте администрации Урмарского района информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; установленных форм обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; порядка обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых муниципальных правовых актов; информации о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; информации о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, информации о результатах проверок, проведенных в органах местного самоуправления и подведомственных организациях в течение 30 дней.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения через районный суд.
Председательствующий К.А.Соловьева