Дело № 2-1898/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Санкт-Петербург 29 мая 2018 года
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Носковой Н.В.,
при секретаре Ловдиной А.А.,
с участием помощника прокурора Кировского района г.Санкт-Петербурга – Зубачека А.С., представителя ответчика Администрации Кировского района Санкт-Петербурга Портной Т.И., представителя третьего лица АО «Морской порт Санкт-Петербург» Сластихиной Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга об обязании совершить действия,
у с т а н о в и л:
Природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга, действующий в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга в котором просил обязать ответчика организовать уборку территории земельного участка по адресу: <адрес> от отходов производства и потребления.
В обоснование своих требований указал следующее.
Природоохранной прокуратурой г.Санкт-Петербурга проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов на территории земельного участка по адресу: <адрес>
В ходе проведения проверки установлено, что на указанном земельном участке размещены отходы производства и потребления: отходы грунта, бой бетона и кирпича, древесные отходы, отходы разборки зданий и др.
Земельный участок по указанному адресу объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии со ст. 12 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не является.
Выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, прокурор обратился в суд с данным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ.
Помощник прокурора Кировского района Санкт-Петербурга Зубачек А.С. в судебном заседании вышеуказанные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, на удовлетворении требований настаивал.
Представитель ответчика Администрации Кировского района Санкт-Петербурга Портная Т.И., в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения требований, пояснив, что на спорном земельном участке действительно обнаружены отходы, которые появились уже после подачи иска суд, кроме того требования в заявленном виде являются неисполнимыми, поскольку необходимо соблюдение определенной процедуры по утилизации данных отходов, в том числе включение данных свалочных масс в адресную программу, которая уже сформирована. Также указала, что оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины действующим законодательством не предусмотрено.
Представитель третьего лица АО «Морской порт Санкт-Петербурга» Сластихина Е.М. указала, что ранее данный земельный участок на основании договора аренды от 12.01.2005 года № находился в пользовании АО «Морской порт Санкт-Петербург», однако соглашением от 2 марта 2018 года данный договор был расторгнут.
Представитель третьего лица Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении, уважительных причин неявки суду не указал.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Статьей 11 названного Федерального закона установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1 статьи 13 Закона об отходах производства и потребления).
Согласно п. 2.4.4 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" одной из задач Администрации является участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
В соответствии с п.п. 3.4.68, 3.4.75, 3.4.96.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" администрация района в сферах городского хозяйства, жилищной политики Санкт-Петербурга, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, транспорта, энергетики, природопользования наделена следующими полномочиями: организовывать благоустройство территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района в соответствии с адресными программами; организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга; утверждать адресные программы уборки и санитарной очистки территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Судом установлено, что природоохранной прокуратурой г.Санкт-Петербурга проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов на территории земельного участка по адресу: г№.
В ходе проведения проверки установлено, что на указанном земельном участке размещены отходы производства и потребления: отходы грунта, бой бетона и кирпича, древесные отходы, отходы разборки зданий и др, что подтверждается актом проверки 28.11.2017 года с приложением (8-13).
Как усматривается из сообщения Управления контроля использования имущества южных районов Санкт-Петербурга от 29.11.2017 года Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга при обследовании установлено, что на данном участке размещена свалка строительного мусора, складирован бытовой мусор, выявлено содержание участка № 1 в неудовлетворительном состоянии. (л.д.14-30).
Данный земельный участок на основании договора аренды от 12.01.2005 года № находился в пользовании АО «Морской порт Санкт-Петербург», однако соглашением от 2 марта 2018 года данный договор был расторгнут. (л.д.43-50).
При этом указание АО «Морской порт Санкт-Петербург», что по состоянию на 05.02.2018 года была организована уборка территории участка от отходов производства и потребления, суд находит несостоятельными, поскольку данные доводы не подтверждены представленными фотографиями. (л.д.116-118, 101-107).
При этом изучив указанные фотографии суд приходит к выводу, что достоверно установить производство уборки территории от мусора и бытовых отходов не представляется возможным, в связи с наличием снежного покрова.
Не усматриваются указанные обстоятельства из фототаблицы, представленной Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга по состоянию на 20 февраля 2017 года.
Из акта обследования земельного участка от 20 февраля 2018 года (л.д.144) усматривается, что участок представляет собой площадку с кустарниковой растительностью, покрытую снегом. При этом указание на то, что признаков самовольного размещения элементов благоустройства не выявлено, также не опровергает доводы истца о наличии мусора и бытовых отходов начиная с 28.11.2017 года, поскольку данные обстоятельства указанным актом не зафиксированы.
Также судом установлено, что согласно представленного ответчиком фотоотчета (л.д.174-184) была произведена фиксация на ином земельной участке, а также в иных местах, чем указанных прокурором местах расположения мусора и отходов.
Кроме того, из акта приемки-сдачи работ от 19 февраля 2018 года, и представленных договоров (л.д.128-143), усматривается, что были произведены работы по сортировке и вывозу отходов – в виде грунта, образовавшегося в результате землеройных работ по адресу: <адрес>, что также не свидетельствует о выполнении требований прокурора в полном объеме, а также не свидетельствует, что данные работы были произведены на земельном участке по адресу: <адрес>
Наоборот, как усматривается из актов проверки природоохранной прокуратуры от 12.04.2018 года и от 24.05.2018 года с приложенными фототаблицами с уточнением и дополнением, на спорной территории выявлено наличие несанкционированно размещенных отходов производства и потребления, а именно грунт, полиэтиленовые пакеты, остатки древесины, автомобильные покрышки, бой бетона, кирпича, картон, алюминиевые баки, полиэтилен (л.д.157-161).
Также данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра Администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 29.05.2018 года с приложением, согласно которому в результате осмотра было установлено наличие несанкционированной свалки отходов (грунт, бой кирпича и бетона).
С учетом вышеизложенного суд находит факт нахождения на вышеуказанном участке в спорный период отходов производства и потребления установленным.
Земельный участок по указанному адресу объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии со ст. 12 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не является.
Таким образом, в связи с тем, что требование прокурора об обязании организовать уборку территории земельного участка по адресу: <адрес> кадастровый номер № от отходов производства и потребления до настоящего времени ответчиком не исполнено, суд считает его подлежащим удовлетворению.
При этом доводы ответчика о том, что данное решение является неисполнимым без заявления требований об обязании произвести действия, предусмотренные необходимой процедурой, суд также находит несостоятельными, поскольку право выбора комплекса мероприятий, связанных с очисткой территории в рамках действующего законодательства принадлежит ответчику, в том числе и при необходимости разработки адресной программы по ликвидации несанкционированных свалок, ее утверждению и реализации согласно административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района Санкт-Петербурга, в соответствии с адресными программами, утверждаемыми администрацией района Санкт-Петербурга, утвержденного Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 02.04.2018 N 100-р.
Применительно к правилам ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд приходит к выводу о необходимости установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено с учетом необходимости совершить комплекс мероприятий, установленных действующим законодательством, в размере 200 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
При этом оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины в доход местного бюджета в силу ст. ст. 103 ГПК РФ, пп.19 п.1 ст. 333 36 Налогового кодекса РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░.░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░.░░░░░░░