Дело №12-761/2021 мировой судья Желонкина О.А.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 19 июля 2021 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по жалобе ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» на постановление мирового судьи судебного участка № Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 18 июня 2021 года, которым
Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл «Марийскавтодор», <иные данные> ранее привлекавшееся к административной ответственности за однородное правонарушение,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 18 июня 2021 года ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 105000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, директор ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» Ш.К.А. обратился в Йошкар-Олинский городской суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» предприняло все возможные и необходимые меры по соблюдению правил и норм, предусмотренных ГОСТ Р 50597-2017. По результатам ежегодного комплексного обследования в весенний период автодорог общего пользования республиканского значения <иные данные> определяются адреса, объемы и сроки проведения работ по весенне-летнему содержанию, а также по ликвидации дефектов проезжей части, в пределах лимитов выделенных средств из бюджета <иные данные> по статье «Дорожное хозяйство». По результатам обследования 2021 года, согласно сводной ведомости по приведению а/д общего пользования республиканского значения <иные данные> в нормативное состояние, на ликвидацию дефектов покрытия всей сети автомобильных дорог, с учетом ремонтных работ необходимо 16522 млн. руб., из них 14601 млн. руб. необходимо на ликвидацию дефектов на а/д <иные данные>, подвергшихся сплошному разрушению покрытия проезжей части. Всего, согласно утвержденного Министерством транспорта и дорожного хозяйства плана мероприятий по дорожной деятельности на а/д общего пользования республиканского значения на 2021 года выделено 4519,486 млн. руб., с учетом исполнения национальной программы «Безопасные качественные дороги». Выделяемые денежные средства направляются на выполнение дорожных работ на приоритетных а/д, т.е. с высокой интенсивностью движения транспортных средств (в приоритете а/д с интенсивностью более 1500-2000 автомобилей в сутки). Интенсивность движения на автомобильной дороге «Верх Ушнур-Курумбал-Колокуда» составляет всего 12 автомобилей в сутки, автомобильной дороге присвоена IV категория. В пределах выделенных лимитов до факта выявления правонарушения ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» были выполнены действия по проведению закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по результатам которых были заключены государственные контракты по содержанию и приведению автомобильных дорог в соответствие с требованиями законодательства. Заявитель указывает, что на постоянной основе проводится профилактика и устранение возникающих повреждений элементов дороги, обеспечение сохранности автодороги и дорожных сооружений, поддержания их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми но условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения транспортных средств. Кроме того, в оперативном управлении ГКУ «Марийскавтодор» находится 431 автомобильные дороги, которые нуждаются в ремонте. Нарушения требований ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечение безопасности дорожного движения. Методы контроля», статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лип по обеспечению безопасности дорожного движения ПДД РФ, не выполнено соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, на автомобильной дороге «Вepx Ушнур-Куркумбал-Колокуда» <иные данные>, связаны с недостатком финансирования дорожных мероприятий ГКУ Марийскавтодор». Ввиду недостаточности финансирования, ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» ежегодно обращается в Министерство транспорта и дорожного хозяйства РМЭ о необходимости выделения дополнительного финансирования из республиканского бюджета РМЭ на ликвидацию дефектов покрытия проезжей части а/д общего пользования республиканского значения (письма от 15.06.2020, 29.09.2020, 26.02.2021, 15.06.2021). Порядок и сроки, предусмотренные законодательством для направления предложений о выделении бюджетных ассигнований, были соблюдены. При рассмотрении жалобы заявитель просит принять во внимание отсутствие должного финансирования для своевременной профилактики и устранения постоянно возникающих мелких повреждений элементов дороги, обеспечение сохранности автодороги и дорожных сооружений, поддержание их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения. ГКУ «Марийскавтодор» предприняло и предпринимает все возможные и необходимые меры по соблюдению правил и норм, предусмотренных ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Заявитель считает, что вина ГКУ «Марийскавтодор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, не доказана материалами дела.
Защитник ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» Е.Е.С. (доверенность от 11.01.2021) доводы и требования жалобы поддержала, суду пояснила аналогично изложенному в жалобе, просила постановление от 15 июня 2021 года отменить, дополнительно пояснила, что интенсивность движения транспортных средств по автомобильной дороге «Верх-Ушнур-Куркумбал-Колокуда» составляет 12 а/м в сутки, паспортом автомобильной дороги и ГОСТ Р 52289-2019 не предусмотрено нанесение дорожной разметки, о чем необоснованно указано в протоколе об административном правонарушении.
Законный представитель ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» и должностное лицо ОГИБДД МО МВД России «<иные данные>» в суд не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, поэтому считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела №, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ), содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п.2 ст.12), мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог (ч.1 ст.21).
ГКУ РМЭ «Марийскавтодор», учитывая наделение его полномочиями исполнительных органов в сфере использования автомобильных дорог, обязано обеспечить безопасность дорожного движения в рамках указанных полномочий.
Согласно ст.14 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22.04.2011 №123 «Об утверждении правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования Республиканского значения Республики Марий Эл», организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется государственным казенным учреждением Республики Марий Эл «Марийскавтодор».
Согласно п.2.1 устава ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» предметом деятельности учреждения является осуществление в пределах определенной уставом компетенции полномочий исполнительных органов в сфере использования автомобильных дорог общего пользования республиканского или межмуниципального значения на территории Республики Марий Эл и осуществления на них дорожной деятельности.
В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30 апреля 2021 года в 9 часов 40 мин. ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» (адрес: <адрес>), ответственное за эксплуатационное состояние автомобильной дороги республиканского значения «Верх-Ушнур-Куркумбал-Колокуда» с 0 км по 4+200 км, нарушило требований ст.12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.1 ст.17 Федерального закона РФ от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007, требований п.5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения ГЩД РФ, допустило образование многочисленных выбоин площадью более 0,06 кв.м., занижение обочин более 4 см и иных дефектов обочин.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вывод о доказанности вины ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» основан на собранных по делу доказательствах: протоколом об административном правонарушении от 21 мая 2021 года, заявлением от 17 марта 2021 года; актом выявленных недостатков от 30 апреля 2021 года; фотоматериалами; проектом организации дорожного движения и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст) предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Все требования данного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Довод заявителя о неоднократном обращении в Министерство транспорта и дорожного хозяйства <иные данные> о включении в бюджет расчетов потребности денежных средств на финансирование мероприятий, в том числе на автомобильной дороге «Верх-Ушнур-Куркумбал-Колокуда» с 0 км по 4+200 км <иные данные>, об отсутствии финансирования, применения положении ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, суд отклоняет, поскольку согласно данной норме руководитель учреждения должен внести или направить в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований на выполнение учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись.
На территории <иные данные> названный порядок определен Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18.09.2018 №379 «Об утверждении Порядка составления проекта республиканского бюджета <иные данные> на очередной финансовый год и на плановый период».
Как следует из материалов дела и установлено судом, бюджетные ассигнования на 2021 год на выполнение учреждением соответствующих уставных задач выделялись, о чем свидетельствует заключение ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» государственных контрактов с подрядчиком на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения <иные данные>, по электронным аукционам от 18 декабря 2019 года (предмет договора: оказание услуг по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения <иные данные> и искусственных сооружений на них в период с января 2020 года по декабрь 2021 года); от 13 апреля 2021 года (предмет контракта: выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения <иные данные>; действие контракта: с момента заключения до 15 декабря 2021 года), где в перечень включена автомобильная дорога «Верх-Ушнур-Куркумбал-Колокуда» с 0 км по 4+200 км <иные данные>. Однако, заключение данных контрактов не освобождает ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» от необходимости осуществления контроля (надзора) за качеством выполненных работ и в целом за сохранностью автомобильных дорог и от обязанности по содержанию упомянутой выше автомобильной дороги.
В связи с вышеизложенным ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом учреждения, обеспечивать сохранность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории <иные данные>, а также безопасное, бесперебойное движение транспортных средств по данным автомобильным дорогам (раздел 2).
Заключение государственного контракта с подрядной организацией не освобождало ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» от обязанности по содержанию автомобильной дороги «Верх-Ушнур-Куркумбал-Колокуда», в т.ч. путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.
При рассмотрении дела мировым судьей дана оценка всем имеющиеся в деле доказательствам в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения, также признаются несостоятельными, поскольку направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, основаны на неправильном толковании норм права и противоречат вышеизложенному.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу ГКУ РМЭ «Марийскавтодор», по делу не усматривается.
Вместе с тем, из постановления подлежит исключению указание на нарушение, допущенное ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» в процессе содержания автодороги «Верх-Ушнур-Куркумбал-Колокуда», в виде отсутствия дорожной разметки, поскольку ни административным органом, ни мировым судьей не обосновано данное нарушение, не установлено каким нормативно-правовым актом предусмотрена необходимость нанесения дорожной разметки на данной автодороге, не определена интенсивность движения на дороге за сутки на момент составления протокола об административном правонарушении, а также данное нарушение не зафиксировано в акте №33 о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии данной автомобильной дороги от 30.04.2021.
Учитывая, что деяние посягает на общественные отношения, складывающиеся в процессе регулирования отношений, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, где задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, важностью, охраняемых государством этих отношении, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании заявителем требований законодательства о безопасности дорожного движения Российской Федерации, не нахожу основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» от административной ответственности.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, считаю, что постановление о назначении ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» административного наказания с учетом положений ч.3.2, 3.3. ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 105000 рублей соответствует требованиям закона и характеру совершенного правонарушения, оснований для его отмены не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности юридического лица, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, мировым судьей не нарушен.
По смыслу ч.1 ст.29.11 КоАП РФ, в исключительных случаях по решению лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Как следует из материалов административного дела, резолютивная часть постановления мировым судьей оглашена 15 июня 2021 года, а мотивированное постановление составлено 18 июня 2021 года, следовательно, днем вынесения обжалуемого постановления является 18 июня 2021 года.
В жалобе заявителя ошибочно указана дата вынесения постановления 15 июня 2021года.
Оснований для удовлетворения жалобы заявителя судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 18 июня 2021 года, которым ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, изменить:
исключить из мотивировочной части постановления указание на нарушение, допущенное ГКУ РМЭ «Марийскавтодор», в виде отсутствия дорожной разметки на автомобильной дороге «Верх-Ушнур-Куркумбал-Колокуда».
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения.
Судья - Т.Н. Касаткина