УИД: 34RS0008-01-2023-007265-34
Дело № 2-95/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волгоград 12 марта 2024 г.
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Перемышлиной А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калиничевой Д.А.,
с участием:
истца – помощника прокурора Кировского района г. Волгограда Карташовой Л.А.,
представителя ответчика - администрации Волгограда и третьего лица - Департамента по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда – Плаксуновой К.С., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Волгограда о понуждении к расселению многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу,
установил:
прокурор Кировского района г. Волгограда, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Волгограда о понуждении к расселению многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Кировского района г. Волгограда проведена проверка исполнения жилищного законодательства в деятельности администрации Волгограда в части расселения аварийного жилищного фонда.
Проверкой установлено, что постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Волгоград, ..., признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с заключением о техническом состоянии основных строительных конструкций МУП «Центральное межрайонное БТИ» многоквартирный дом по адресу: г. Волгоград, ... находится в аварийном состоянии, выявленные повреждения свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения конструкций объекта, имеется угроза жизни и здоровью граждан. Фундаменты, стены, перегородки, отмостка, лестницы, крыльца и козырьки находятся в неудовлетворительном и аварийном состоянии.
Расселение указанного многоквартирного дома запланировано в рамках муниципальной программы «Жилище», утвержденной постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №..., в соответствии с которой, органом местного самоуправления определен срок расселения граждан – 2026 г.
Проверка показала, что многоквартирный дом, расположенный по указанному выше адресу, является пятиэтажным общежитием, входная группа разрушена, отмостка разрушена, под окнами по всему периметру здания установлен факт значительного захламления бытовым мусором, в подъезде на стенах имеются трещины, перила частично отсутствуют, стекла на окнах частично отсутствуют, имеется течь кровельного покрытия, на конструкциях лестниц имеются повреждения, сколы, частичное истирание. Выявленные повреждения свидетельствуют об исчерпании несущей способности здания и опасности обрушения конструкций объекта.
Обследованием, проведенным прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ совместно с МУП «Центральное межрайонное БТИ» и Управлением «Жилищная инспекция Волгограда», подтверждены факты ненадлежащего технического состояния конструктивных элементов дома.
Указывает, что действующим законодательством конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности. При этом, в случае возможного обрушения конструкции указанного многоквартирного дома создается опасность и угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что может привести к иным чрезвычайным последствиям.
Считает, что учитывая степень аварийности дома, конструктивные элементы которого (несущие конструкции) находятся в стадии разрушения, срок расселения жильцов указанного многоквартирного дома, определенный органом местного самоуправления до 2026 г., не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным и влекущим возможность причинения вреда жизни или здоровью граждан (жильцов дома), в случае его обрушения или иного повреждения конструктивных элементов.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Кировского района г. Волгограда просит возложить на администрацию Волгограда обязанность по расселению граждан из многоквартирного ... в г. Волгограде, признанного аварийным и подлежащим сносу, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Департамент финансов администрации Волгограда, ООО «Парадигма», протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена администрация Кировского района г. Волгограда.; протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Управление «Жилищная инспекция Волгограда».
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Волгограда – Карташова Л.А. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Волгограда и третьего лица Департамента по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда по доверенностям Плаксунова К.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представители третьих лиц Департамента финансов администрации Волгограда, ООО «Парадигма», администрации Кировского района г. Волгограда, Управления «Жилищная инспекция Волгограда» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
От представителя ООО «Парадигма» в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, в котором просит исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей. Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья.
Частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу требований ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости создания органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Основание и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №....
В соответствии с п. 7 указанного выше Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
В соответствии с п. 34 указанного Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Согласно п. 43 при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 85 ЖКРФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Как следует из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 г., утвержденного постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №..., к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст.ст. 85,86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Аналогичная позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ и согласуется с позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №...-П).
В силу п. 3 ст.2 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоначальном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествуют годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Учитывая изложенное, для правильного разрешения возникшего спора имеет значение установление фактов наличия задержки в реализации программы расселения граждан, наличия опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц в связи с угрозой проживания в конкретном жилом помещении, которая требует незамедлительного решения вопроса о его переселении в другое жилое помещение.
Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Кировского района г. Волгограда проведена проверка исполнения жилищного законодательства в деятельности администрации Волгограда в части расселения аварийного жилищного фонда.
Проверкой установлено, что постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... многоквартирный жилой ..., расположенный по адресу ..., признан аварийным и подлежащим сносу (т. №... л.д. 57).
Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... земельный участок (кадастровый №...), на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: г..., изъят для муниципальных нужд (т. №... л.д. 58).
В соответствии с заключением МУП «Центральное межрайонное БТИ» №... о техническом состоянии основных строительных конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ..., на момент обследования (октябрь 2021 г.) основные строительные конструкции многоквартирного жилого ..., расположенного по адресу: г. Волгоград, Кировский район, ..., ..., находятся в аварийном состоянии.
Выявленные повреждения, свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения конструкций объекта, что не позволяет проводить дальнейшую безопасную эксплуатацию объекта, имеется угроза жизни и здоровью граждан.
По данным результатов визуального обследования, а также анализа технической документации (год постройки, износ несущих конструкций и инженерных систем) проведение капитального ремонта и восстановление объекта нецелесообразно (т. №... л.д. 19-35).
Расселение указанного многоквартирного дома запланировано в рамках муниципальной программы «Жилище», утвержденной постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №..., в соответствии с которой, органом местного самоуправления определен срок расселения граждан – 2026 г.
В подтверждение заявленных требований прокурором представлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирного жилого ... по ул. им. ... в г. Волгограде (т. №... л.д. 11-18).
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора Кировского района г. Волгограда .... совместно с представителями Управления «Жилищная инспекция Волгограда» ... и Кировского отделения МУП «Центральное межрайонное БТИ» ... при осмотре фасада выявлено разрушение кирпичной кладки, наблюдаются трещины на кирпичной кладке, выявлено значительное отслоение штукатурного слоя на фасаде многоквартирного дома. Техническое состояние фасада ненадлежащее. По периметру здания в покрытии отмостки наблюдаются просадки, щели, трещины, участки разрушения покрытия, трещины в местах сопряжения цоколя и отмостки, выявлены участки обрастания ее растительным слоем. При осмотре кровли выявлены повреждения асбестоцементных листов в виде сколов и трещин, а также частичное отсутствие асбестоцементных листов. Имеются сквозные щели, выявлено сквозное отверстие в потолочном перекрытии. При осмотре системы электроснабжения в местах общего пользования выявлены соединения проводов скрутками и провисания электропроводки, техническое состояние системы электроснабжения ненадлежащее. Установлено, что места общего пользования находятся в ненадлежащем санитарном состоянии, на лестничных клетках выявлено скопление пыли и паутины. На потолке и стенах в местах общего пользования наблюдаются желтые затечные пятна, поврежденные участки штукатурного, побелочного и окрасочного слоя. Выявлены отсутствие остекления, значительное повреждение входного крыльца, на потолке последнего этажа, на стенах возле окон выявлены затечные пятна от проникновения осадков, значительные повреждения перекрытий. В общем коридоре на втором этаже разрушения напольного покрытия, разрушение в виде сквозной дыры в комнатах общего пользования. Техническое состояние перекрытий ненадлежащее. Состояние многоквартирного дома аварийное. С момента обследования МУП «Центральное межрайонное БТИ» от 2021 г., согласно которому имеется угроза обрушения конструкций объекта, состояние многоквартирного дома не улучшилось.
Их материалов дела также следует, что в производстве третьего отдела по ОВД СУ СК Российской Федерации по Волгоградской области находится уголовное дело №..., возбужденное в отношении должностных лиц администрации Волгограда по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, по факту несвоевременного признания дома аварийным и не расселения граждан из аварийного дома (т. №... л.д. 148-161).
В ходе расследования данного уголовного дела в ФБУ «Волгоградская ЛСЭ Минюста России» назначена строительно-техническая судебная экспертизы с целью определения технического состояния многоквартирного ... в г. Волгограде.
Согласно заключению эксперта №... от ДД.ММ.ГГГГ техническое состояние ... в Кировском районе г. Волгограда является ограниченно работоспособным, а отдельных конструктивных элементов аварийным, при котором повреждения и деформации свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Обрушение ... в Кировском районе г. Волгограда, с учетом его технического состояния, возможно. Техническое состояние ... районе г. Волгограда является ограниченно работоспособным, а отдельных конструктивных элементов авариным, при котором повреждения и деформации свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Отдельные конструктивные элементы многоквартирного жилого ... в Кировском районе г. Волгограда в 2013 и 2016 гг. имели все признаки аварийности (т. №... л.д. 165-191).
Данная экспертиза выполнена экспертом, имеющим специальные познания в области строительства. Заинтересованности эксперта не установлено. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Указанные обстоятельства свидетельствую об опасности жизни и здоровья проживания в указанном многоквартирном доме граждан, существует угроза обрушения обследуемого многоквартирного дома по причине ветхости несущих конструкций.
Таким образом, суд полагает, что установленный органом местного самоуправления срок для принятия мер по расселению граждан - 2026 г., является чрезмерно длительным, допускающим возможность дальнейшего проживания собственников, нанимателей и членов их семей в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, поскольку износ конструкций жилого дома достиг недопустимого уровня.
При таких обстоятельствах, оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, об обоснованности заявленных прокурором Кировского района г. Волгограда требований о возложении на администрацию Волгограда обязанности по расселению граждан из многоквартирного ... в г. Волгограде, поскольку указанный дом представляет собой угрозу обрушения, в результате которого может быть причинен вред здоровью, имуществу как проживающим в нем собственникам, нанимателям, так и иным лицам, посещающим данный аварийный, подлежащий сносу дом, либо находящимся рядом, что является неопределенным кругом лиц. Учитывая данное обстоятельство, суд полагает, что прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском в порядке ст. 45 ГПК РФ.
С учетом приведенных выше норм права, а также установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Кировского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о понуждении к расселению многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу. Факт наличия опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц в связи с угрозой проживания в конкретном жилом помещении, которая требует незамедлительного решения вопроса о переселении жильцов в другое жилое помещение, нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания.
При этом доказательств тому, что указанный многоквартирный дом пригоден для проживания граждан, ответчиком суду не представлено.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Заявленный прокурором срок (до ДД.ММ.ГГГГ), в течение которого ответчиком должна быть исполнена обязанность судом признается как соответствующим возможности ответчика по исполнению данной обязанности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Кировского района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Волгограда о понуждении к расселению многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу – удовлетворить.
Возложить на администрацию Волгограда (ОГРН 1023403433822) обязанность по расселению граждан из многоквартирного ... в г. Волгограде, признанного аварийным и подлежащим сносу, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.С. Перемышлина
Справка: мотивированный текст решения составлен 19 марта 2024 г.
Судья А.С. Перемышлина