Судья Сверчков И.В. Дело № 33а-5707/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе
председательствующего судьи Голикова А.А.,
судей Колесниковой Д.А., Пристром И.Г.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрев 12 сентября 2019 года в городе Сыктывкаре Республики Коми в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Коми на решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 27 июня 2019 года, которым
исковые требования Алыевой Н.А.к. удовлетворены; признано незаконным и отменено решение, изложенное в заключении специалиста-эксперта отдела разрешительно-визовой работы Управления по вопросам миграции МВД по Республике Коми от 16.04.2019 № <Номер обезличен> Бутко К.И., об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации Алыевой Н.А.к..
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения представителя МВД по Республике Коми Яганова Н.Н., судебная коллегия
установила:
Алыева Н.А. кызы обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Коми от 16.04.2019 № <Номер обезличен> об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. В обоснование требований указала, что 15 декабря 2018 года въехала в Российскую Федерацию, встала на миграционный учет и зарегистрировалась по адресу: <Адрес обезличен>, где постоянно проживает. На территории Российской Федерации находится ее муж - гражданин ..., являющийся учредителем ООО «...» и имеющий собственную недвижимость. Считает, что оспариваемое решение нарушает ее право на частную и семейную жизнь, лишает возможности общения с супругом. Также указывает, что в течение пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, решений и уведомлении об административных правонарушениях и депортации не получала, в списке лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации запрещен, не состоит.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечен специалист-эксперт отдела разрешительно-визовой работы Управления по вопросам миграции МВД по Республике Коми Бутко К.И., в качестве заинтересованного лица – МВД по Республике Коми.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, с которым не согласилось МВД по Республике Коми. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на законность оспариваемого решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, так как в отношении административного истца принято решение о депортации за пределы Российской Федерации, в связи с чем Алыевой Н.А. кызы не разрешен въезд на территорию Российской Федерации в течение пяти лет, в настоящее время она находится на территории России незаконно.
Участвующий в суде апелляционной инстанции представитель МВД по Республике Коми Яганов Н.Н. поддержал доводы жалобы.
Административный истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.
Судебная коллегия в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ), определила рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В соответствии с положениями части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 25.07.2018 в отношении Алыевой Н.А.кызы принято решение ОМВД России по г. Ухте о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации на основании пункта 3 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Алиевой Н.А. кызы срок для выезда за пределы Российской Федерации установлен до 28.07.2018.
Основанием для принятия данного решения послужило то, что Алыева Н.А. кызы превысила срок пребывания в Российской Федерации в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, чем нарушила ст. 14.1 приказа ФМС "Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" от 29.06.2015 г. N 321.
С указанным решением Алыева Н.А. кызы ознакомлена 25.07.2018.
В связи с отсутствием в АС ЦБДУИГ СПО «Мигрант-1» сведений о выезде Алыевой Н.А.кызы за пределы Российской Федерации 15.10.2018 УВМ МВД по Республике Коми вынесено решение о депортации Алыевой Н.А. кызы за пределы Российской Федерации.
15.12.2018 гражданка ... Алыева Н.А. кызы въехала в Российскую Федерацию, 21.12.2018 встала на миграционный учет и зарегистрировалась по месту пребывания по адресу: <Адрес обезличен>.
19.02.2019 административный истец обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Ухте с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в пределах квоты, установленной на 2019 год, указав в качестве мотивов желание жить и работать на территории Российской Федерации.
В ходе проверочных мероприятий было установлено, что 15.10.2018 МВД по Республике Коми в соответствии с пунктами 1, 3 ст. 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в отношении Алыевой Н.А. кызы принято решение о депортации за пределы Российской Федерации.
Решением УВМ МВД по Республике Коми от 16.04.2019 № <Номер обезличен> Алыевой Н.А. кызы. отказано в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", так как в отношении нее 15.10.2018 было принято решение о депортации за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан, их пребывание (проживание) в Российской Федерации, в том числе в части предоставления им разрешений на временное пребывание (проживание) в РФ, определяет и регулирует Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 вышеназванного Федерального закона разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющего документа, удостоверяющего его личность.
В силу подпункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае если данный иностранный гражданин в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы РФ, депортации или передавался РФ иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии либо в течение десяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, неоднократно (два и более раза) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался РФ иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии.
С учетом приведенных правовых норм и принимая во внимание, что в отношении иностранного гражданина Алыевой Н.А.кызы принято решение о депортации, которое в установленном законом прядке незаконным не признано и не отменено, то у административного ответчика имелись правовые и фактические основания для принятия оспариваемого решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
В связи с изложенным, вывод суда первой инстанции о том, что решение УВМ МВД по Республике Коми соответствует требованиям закона, является правильным.
В то же время нельзя согласиться с выводом суда о том, что реализация оспариваемого решения повлечет чрезмерное ограничение прав административного истца и будет несоразмерным тяжести допущенных ею требований закона, кроме того, оспариваемое решение не обусловлено защитой интересов национальной безопасности, общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности, не вызвано обстоятельствами крайней социальной необходимости, так как к уголовной или административной ответственности заявитель не привлекалась, нарушений публичного порядка не допускала.
Принимая решение об удовлетворении требований Алыевой Н.А. кызы о признании незаконным решения МВД по Республике Коми от 16.04.2019 № <Номер обезличен>, суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
Исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели. Государство вправе устанавливать ответственность иностранных граждан за нарушение ими порядка пребывания в Российской Федерации в целях обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, предотвращения преступлений, защиты здоровья или нравственности населения. Наличие у иностранного гражданина супруги, имеющей гражданство Российской Федерации и проживающей на территории Российской Федерации, не освобождает иностранного гражданина от соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение.
Оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление от 15 июля 1999 года N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции").
Поскольку отказ в выдаче разрешения на временное проживание или аннулирование ранее выданного разрешения за неоднократные нарушения установленного порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации в отношении иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданкой Российской Федерации и имеющего ребенка, влечет его обязанность в течение 15 дней добровольно покинуть Россию, что представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, такие меры могут быть применены уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом личности правонарушителя и характера совершенного административного правонарушения, т.е. степени его общественной опасности.
В нарушение вышеприведенных правовых положений вывод суда о нарушении прав административного истца сделан без учета конкретных обстоятельств, связанных с нарушением миграционного законодательства, которые подлежат оценке в соответствии с общими правилами, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, без учета характера нарушений и личности иностранного гражданина, его семейного положения.
Так, принятие в отношении иностранного гражданина решения о депортации в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, в силу прямого указания закона является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
Как следует и материалов дела Алыева Н.А. кызы решение о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации, решение о депортации за пределы Российской Федерации в установленном законом порядке не оспаривала, с наличием оснований, предусмотренных подпунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, для отказа в выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину согласилась.
Кроме того, согласно материалам дела Алыева Н.А.кызы на территории России находится непродолжительное время, впервые заехала в 2016 году по миграционной карте, при этом никогда не работала, русским языком не владеет, в судебном заседании принимала участие посредством переводчика, близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, не имеет. Алыева Н.А. кызы состоит в браке с гражданином ... ФИО19. Несовершеннолетние дети от данного брака - ФИО20 кызы, <Дата обезличена> г.р., ФИО21, <Дата обезличена> г.р., а также мать административного истца – ФИО22, также являются гражданами ... и постоянно проживают в Республике <Адрес обезличен>, что следует из приложения № 1 к заявлению о выдаче разрешения на временное проживание, поданному истцом в УВМ МВД по Республике Коми 19.02.2019.
Длительное постоянное проживание Алыевой Н.А.кызы с дочерьми на территории Российской Федерации материалами дела не подтверждается.
Как следует из сведений, имеющихся АС ЦБДУИГ СПО «Мигрант-1», в 2016-2019 г.г. Алыева Н.А.кызы неоднократно въезжала в Российскую Федерацию по миграционной карте. Вместе с тем аналогичных сведений в отношении несовершеннолетних детей истца, как и сведений о посещении ими образовательных учреждений на территории России, истцом не представлено и материалы дела не содержат.
Из объяснений административного истца Алыевой Н.А.кызы и показаний свидетеля ФИО19 следует, что их старшая дочь учится в ..., а в Россию приезжает на каникулы.
Утверждение истца о том, что супруг Алыев Н.Ш.кызы, проживающий на территории России, является единственным кормильцем семьи, материалами дела не подтверждается. Документов, свидетельствующих о том, что супруг истца имеет официальный источник дохода в России, за счет которого оказывает материальную помощь Алыевой Н.А.кызы и несовершеннолетним детям, административным истцом не представлено. В судебном заседании, будучи допрошенным в качестве свидетеля, ФИО19 показал, что официально не работает.
Совокупность исследованных доказательств и установленных обстоятельств с достоверностью свидетельствует об отсутствии у Алыевой Н.А. кызы устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации, поскольку семья Алыевых, за исключением супруга, имеющего вид на жительство, постоянно проживает в Республике ..., где старшая дочь посещает образовательное учреждение.
Право административного истца на совместное проживание и общение с супругом, обладающим правом на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, может быть реализовано по месту жительства семьи в Республике ....
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение УВМ МВД по Республике Коми от 16.04.2019 об отказе в выдаче Алыевой Н.А. кызы разрешения на временное проживание, принято уполномоченным миграционным органом при соблюдении положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основным свобод, поскольку не свидетельствует о разрушении устойчивых семейных связей административного истца, не влечет разлучение ее с семьей, что в свою очередь, не позволяет сделать вывод о вмешательстве в ее личную и семейную жизнь.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Такой совокупности условий по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда на основании пункта 3 части 2 статьи 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу МВД по Республике Коми удовлетворить.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 27 июня 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска Алыевой Н.А.к. о признании незаконным решения МВД по Республике Коми от 16.04.2019 № <Номер обезличен> об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации Алыевой Н.А.к..
Председательствующий-
Судьи-