№ 2-441/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2019 г. г. Ростова-на-Дону
Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Мудраковой А.И.,
при секретаре Храбровой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колодяжной З. Н. к Департаменту имущественно-земельных отношений ..., третьи лица: Администрация ..., Департамент архитектуры и градостроительств ..., Министерство природных ресурсов и экологии ... об обязании предоставления земельного участка в собственность за плату,
УСТАНОВИЛ:
Колодяжная З.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту имущественно-земельных отношений ..., третьи лица – Администрация ..., Департамент архитектуры и градостроительства ..., Министерство природных ресурсов и экологии ... об обязании предоставления земельного участка в собственность за плату. В обоснование иска указано, что истец является законным пользователем земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, находящимся по адресу: .... На указанном земельном участке находится жилой дом, литер ..., с кадастровым номером №, принадлежащий истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ...г. №. Также согласно выпискам из ЕГРН на земельном участке расположены сарай с кадастровым номером №, площадью 13,2 кв.м.; и летняя кухня с кадастровым номером №, площадью 23,7 кв.м. Право собственности РФ на данный земельный участок в установленном порядке не зарегистрировано. Поэтому право распоряжения этим земельным участком предоставлено согласно действующему законодательству Департаменту имущественно-земельных отношений ....
Согласно сведениям об основных характеристиках и зарегистрированных правах в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о наличии зарегистрированных прав и правопритязаний на земельный участок с кадастровым номером №. После проведения по заказу истца кадастровых работ, был составлен межевой план, границы земельного участка с кадастровым номером № были уточнены и уточнения внесены ...г. в Единый государственный реестр недвижимости.
Руководствуясь административным регламентом, истец подала через МФЦ ... в Департамент имущественно-земельных отношений ... заявление о предоставлении ей указанного земельного участка в собственность за плату, а также представила все необходимые документы в порядке, установленном ст. 39.3 Земельного кодекса РФ.
Департамент имущественно-земельных отношений ... принял решение об отказе передать в собственность указанный земельный участок в собственность за плату без проведения торгов.
Согласно ответу Департамента имущественно-земельных отношений ... от ...г. № основаниями для отказа послужили отсутствие в ЕГРН подтверждения имущественных прав на объекты недвижимости хозяйственного значения, указание на то, что западная граница земельного участка пересекает объект капитального строительства, расположенный на рассматриваемом земельном объекте, а также тот факт, что спорный земельный участок находится в пределах береговой полосы, а действующим земельным законодательством Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы.
Отказ Департамента имущественно-земельных отношений ... истец полагает незаконным, поскольку спорный земельный участок не изъят из оборота, частично расположен в прибрежной и водоохраной зонах.
Согласно ответу Департамента архитектуры и градостроительства, ... земельный участок с кадастровым номером № в пределах береговой полосы не расположен. Объекты хозяйственного назначения, расположенные совместно с жилым домом на земельном участке, являются собственностью истца, согласно договору купли-продажи от ...г., однако в единый государственный реестр недвижимого имущества при регистрации договора купли-продажи сведения о собственнике не были внесены, а на сегодняшний момент в связи с отсутствием зарегистрированных прав на земельный участок их регистрацию не производят. Согласно межевому плану, и заключению кадастрового инженера все строения, находящиеся на земельном участке, располагаются в пределах установленных границ земельного участка, пересечений строений границами земельного участка не выявлено.
На основании изложенного, просил суд обязать Департамент имущественно - земельных отношений ... передать истцу земельный участок, площадью 538 (+/-9), кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: ..., в собственность за плату.
Истец Колодяжная З.Н. в судебное заседание не явилась, о слушании дела должным образом извещена, представила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представители истца Серегина И.В., действующая на основании доверенности и ордера, требования иска поддержала, просила суд его удовлетворить, дала суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамента имущественно-земельных отношений ... Морозов Р.И., действующий в судебном заседании на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился, просил суд в удовлетворении иска отказать, представил письменный отзыв Дала суду пояснения, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии ... в судебное заседание не явился, о слушании дела должным образом извещен, в материалы дела был предоставлен отзыв, согласно которому просил суд вынести законное и обоснованное решение. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Министерством природных ресурсов и экологии ... в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица – администрации ..., в судебное заседание не явились, о слушании дела должным образом извещены. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица администрации ... в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Колодяжная З.Н. является пользователем земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, находящимся по адресу: ....
На спорном земельном участке с кадастровым номером № по адресу: ... расположены следующие объекты капитального строительства: жилой дом, литер ..., с кадастровым номером №, который, как было установлено судом принадлежит истице на праве собственности, а также сарай, площадью 13,2 кв.м с кадастровым номером №; и летняя кухня, площадью 23,7 кв.м. с кадастровым номером №, что подтверждается представленными в материалы гражданского дела сведениями из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах.
Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту от .... указанные объекты недвижимости существовали на момент совершения сделки купли-продажи, были переданы Колодяжной З.Н. по договору купли-продажи, однако не были зарегистрированы согласно Федеральному закону от .... №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с тем, что в соответствии с ним не подлежали обязательной регистрации.
Как следует, из представленных суду сведений из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах данные о регистрации права собственности на сарай, площадью 13,2 кв.м. с кадастровым номером №; и летнюю кухню, площадью 23,7 кв.м. с кадастровым номером № отсутствуют.
Судом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: ..., сформирован и поставлен на кадастровый учет с номер №. Границы земельного участка уточнены.
В едином государственном реестре недвижимого имущества отсутствуют сведения о собственнике указанного земельного участка, и о правопритязаниях на данный участок третьих лиц. Указанные факты подтверждаются сведениям из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах, а также приобщенным в материалы гражданского дела межевым планом.
В силу ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ защите подлежит нарушенное или оспариваемое право. Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в других формах.
Согласно ст. 12 ГПК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права должен привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного Кодекса Российской Федерации право собственности на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
В соответствии со ст.130 и 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности подлежит государственной регистрации.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии пп. 7 п. 1 названной статьи Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о заключении договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно ст. 39.15 п. п. 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч.5. указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Из приведенных положений следует, что не могут предоставляться в частную собственность, только земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, или ограниченные в обороте.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ... относится к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте.
Пунктом 1 ст.273 Гражданского Кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, провозглашенный Земельным кодексом Российской Федерации, в соответствии с этими нормами при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Аналогичное положение содержит и п.3 ст.552 Гражданского Кодекса Российской Федерации в соответствии с которым при продаже недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Данные нормы также отражены в подпункте 5 п.1 ст.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, и ими также предусмотрено, что принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В силу указанных норм, правопреемник здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Согласно п.1 ст.39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Частью 1 ст.271 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. Частью 2 этой же статьи установлено, что при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.
В силу ч.1 ст.35 Земельного Кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с п.2 ст.217 Гражданского Кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
До введения в действие Земельного кодекса РСФСР земельные участки не могли являться объектом личной собственности граждан, находились исключительно в государственной собственности и предоставлялись гражданам только в бессрочное или временное пользование. Письмом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР №\Е-9808р было разъяснено, что в случае отсутствия землеотводных документов следует руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определяют границы, размеры земельного участка индивидуального землевладения.
Согласно выписке из реестровой книги МУПТИиОН ..., а также предоставленной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ...» в материалы дела копии регистрационного дела видно, что право собственности на указанное имущество по адресу: ..., принадлежало продавцу Кружалиной М.Д. на основании свидетельства о праве на наследство от ...г. указанные выписки содержат сведения, что при первичной инвентаризации, определены границы и размеры земельного участка индивидуального землевладения, которые были переданы ... в Единый государственный реестр недвижимого имущества, и земельный участок был поставлен на кадастровый учет с номером №.
В силу ч.2. ст.15 Земельного Кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Одним из принципов землепользования, отраженном в п.7 ч.1 ст.1 Земельного Кодекса Российской Федерации является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
Согласно статье 36 Земельного Кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным Кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу ч. 2 ст. 28 Земельного Кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд; не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст.9.1. Федерального закона от ... N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В ходе судебного заседания установлено, что Колодяжная З. Н., на основании договора купли-продажи является собственником жилого дома, литер ..., общей площадью 30,9 кв.м., в том числе жилой площадью 27,1 кв. м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: ..., что подтверждается представленными суду договором купли-продажи от ..., свидетельством о государственной регистрации права от ...г. №, а также выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах.
С момента подписания договора купли-продажи и до настоящего времени законность владения и пользования истицей указанными хозяйственными постройками никем не оспаривалось и доказательств обратного суду ответчиком не предоставлено.
При этом следует отметить, что в отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок по адресу: ... истица, в силу в силу п. 10 ст. 40, п. 7 ст. 70 Федерального закона от ... N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», лишена возможности зарегистрировать в ЕГРН право собственности на объекты вспомогательного назначения, расположенные на территории земельного участка, в связи с чем требование ответчика представить правоустанавливающие документы на указанные строения, как условие реализации истцом права на предоставление земельного участка в собственность за плату, является заведомо невыполнимым.
Таким образом, спорный земельный участок сформирован и является объектом гражданских прав, истец является собственником расположенного на земельном участке жилого дома и хозяйственных построек в виде сарая и летней кухни, которые в момент регистрации договора купли-продажи не подлежали обязательной государственной регистрации и пользуется данным участком по назначению. Следовательно, суд не может принять доводы ответчика в этой части, как основание для отказа Колодяжной З.Н. в праве на получение земельного участка в собственность за плату.
Исходя из приведенных нормативных положений следует, что при переходе права собственности на жилой дом к истице перешло и право бессрочного пользования земельным участком, который был выделен её правопредшественнице Кружалиной М.Д. под указанный жилой дом.
Следовательно, Колодяжная З.Н. имеет право на получение земельного участка, в связи с тем, что право собственности на жилой дом было приобретено истицей уже после вступления в силу Земельного Кодекса Российской Федерации ...г., то земельный участок возможно ей предоставить в собственность только за плату.
Выразив желание приобрести в собственность земельный участок под принадлежащим ей жилым домом, Колодяжная З.Н. в соответствии с действующим законодательством обратилась к Департаменту имущественно-земельных отношений г.ростова-на-Дону с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ... собственность за плату, а также представила все необходимые для этого документы.
Департамент имущественно-земельных отношений ... отказал Колодяжной З.Н. в предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
В представленном в материалы дела ответе от ...г. №, а также в письменном отзыве на исковое заявление ответчик указал такие основания для отказа, как отсутствие в ЕГРН подтверждения имущественных прав на объекты недвижимости хозяйственного значения: сарай, летнюю кухню, постройку хозяйственного значения, туалет, расположенные на спорном земельном участке, возникшие до вступления в силу Федерального закона от .... №- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Также ответчик посчитал, что западная граница земельного участка пересекает объект капитального строительства, расположенный на рассматриваемом земельном объекте и испрашиваемый земельный участок находится в пределах береговой полосы, приватизация в пределах которой законодательно запрещена.
Доводы ответчика о том, что западная граница земельного участка пересекает объект капитального строительства, расположенный на рассматриваемом земельном объекте не нашли подтверждения в суде.
Согласно предоставленному стороной истца межевому плану границы земельного участка сформированы и уточнены, при этом отсутствуют пересечения объектами капитального строительства границ земельного участка.
Указанные факты также подтверждаются предоставленным в материалы дела в качестве доказательства заключением кадастрового инженера Карпенко И.В. от ...., согласно которому все строения, а именно, жилой дом литер ...., летняя кухня лит. ..., сарай лит. ..., хозпостройки литер ... и литер ... располагаются в пределах установленных границ земельного участка, пересечений строений границами земельного участка не выявлено.
Что касается доводов ответчика о том, что спорный земельный участок находится в пределах береговой полосы и в связи с этим его приватизация запрещена, то суд в этой части приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного Кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров; ширина береговой полосы таких водных объектов составляет пять метров.
Согласно п. 4 ст. 97 ЗК РФ в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель.
В силу пункта 2 статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 8 этой же статьи запрещена приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территории общего пользования.
В приобщенном в материалы гражданского дела представителем истца письме от ...г № Департамент архитектуры и градостроительства ... разъяснил, что согласно данным ИСОГД сформированным на основании Правил землепользования и застройки ..., принятых решением Ростовской-на-Дону городской думы от ...г. № (ред. от ...г.) запрашиваемый земельный участок находится в водоохранной зоне реки ..., с частично попаданием в прибрежную защитную полосу. При этом данные о нахождении земельного участка с кадастровым номером № в береговой полосе в Департаменте отсутствуют.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: ... не находится в пределах береговой полосы, следовательно, отсутствуют основания для отказа в предоставлении Колодяжной З.Н. земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ... собственность за плату.
Положения вышеуказанной ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ограничения оборотоспособности земельных участков, не относят земельные участки, расположенные в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе, непосредственно к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте.
Статьей 65 Водного Кодекса Российской Федерации установлено, что территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, являются водоохранными зонами, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Из совокупного анализа приведенных положений Земельного и Водного кодексов Российской Федерации следует, что законодательство не содержит запрета на предоставление в собственность гражданам земельных участков, которые расположены в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы.
Также согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2005 года, утвержденному Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ..., следует, что земельное законодательство не содержит ограничений на передачу в собственность земельных участков, которые расположены в водоохранной зоне.
Верховный суд Российской Федерации в указанном обзоре разъясняет, что рассматриваемая категория земельных участков, исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации, не относится к категориям земель, которые изъяты из оборота; в настоящее время не имеется федерального закона, который устанавливает прямой запрет на их приватизацию; факт резервирования земельных участков в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от ... N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" должен быть установлен нормативным правовым актом соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, земельное законодательство не содержит ограничений на передачу в собственность земельных участков, которые расположены в водоохранной зоне.
Однако в ст. 112 Водного кодекса Российской Федерации в качестве обязательного условия для предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков в водоохранных зонах водных объектов предусмотрено согласование с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.
В Земельном кодексе Российской Федерации и Водном кодексе Российской Федерации под предоставлением понимается также передача в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, предоставленных им ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При предоставлении земельных участков, которые расположены в водоохраной зоне водного объекта, в постоянное (бессрочное) пользование согласия федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда не требовалось, при предоставлении же в собственность этих земельных участков согласование с указанными органами необходимо в каждом конкретном случае.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ... N 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» в пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.
Поэтому порядок передачи в собственность земельных участков, которые расположены в пределах прибрежных защитных полос водных объектов, должен быть таким же, как и порядок передачи в собственность земельных участков, расположенных в водоохранной зоне, то есть при наличии согласия федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.
Таким образом, действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи в собственность земельных участков только на том основании, что они расположены в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта.
Следовательно, если гражданин обладает правом пользования земельным участком, который расположен в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта, или находящимся на данном земельном участке строением, то он может приобрести этот земельный участок в собственность с согласия соответствующего федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.
Отказ федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда в предоставлении в собственность указанных земельных участков должен быть мотивирован и в каждом конкретном случае может быть оспорен гражданином в судебном порядке.
Кроме того, привлеченное при рассмотрении иска в качестве третьего лица Министерство природных ресурсов и экологии ..., являющееся федеральным органом власти в ... в области управления использованием и охраной водного фонда в предоставленном суду отзыве не указало каких-либо оснований для отказа в предоставлении Колодяжной З.Н. в собственность земельного участка за плату.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство не содержит запрета в предоставлении земельного участка, находящегося в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы и испрашиваемого для целей, не связанных со строительством, - для эксплуатации жилого дома. Сам по себе факт нахождения земельного участка в пределах водоохранной зоны (в состав которой не входит береговая полоса) не означает, что собственник объектов недвижимости, расположенных на таком участке, не вправе приобрести такой участок в собственность.
В соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом обязанность представить в суд соответствующие доказательства законом возложена на стороны и лиц, участвующих в деле.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
По мнению суда, Департаментом имущественно-земельных отношений ... в обоснование своих доводов о том, что участок находится в пределах береговой зоны не представил достаточных и достоверных доказательств.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу состязательного построения процесса представление доказательств возлагается на стороны и других лиц, участвующих в деле. Стороны сами должны заботиться о подтверждении доказательствами фактов, на которые ссылаются. Суд не уполномочен собирать или истребовать доказательства по собственной инициативе. Суд вправе при недостаточности доказательств, предложить сторонам представить дополнительные доказательства.
Гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, и лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Исследовав представленные доказательства каждое в отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что у административного истца имеются препятствия к осуществлению своих прав на земельный участок, на котором расположен жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности, а данные препятствия возможно разрешить только в судебном порядке.
Поскольку на спорном земельном участке, по адресу: ..., находятся строения, принадлежащие на праве собственности Колодяжной З.Н., то суд приходит к выводу о том, что восстановить нарушенное право истца на владение и пользование земельным участком, возможно обязав Департамент имущественно-земельных отношений ... передать Колодяжной З. Н. земельный участок, площадью 538 (+/-9), кв.м., кадастровый номер № расположенный по адресу: ..., в собственность за плату.
На основании указанных положений закона и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что учитывая представленные в дело доказательства, нормативные требования, суд приходит к выводу, что требования Колодяжной З.Н. об обязании предоставления земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ..., в собственность за плату являются незаконными, необоснованными, удовлетворению не подлежащими.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Колодяжной З. Н. к Департаменту имущественно-земельных отношений ..., третьи лица: Администрация ..., Департамент архитектуры и градостроительств ..., Министерство природных ресурсов и экологии ... об обязании предоставления земельного участка в собственность за плату - удовлетворить.
Обязать Департамент имущественно-земельных отношений ... передать Колодяжной З. Н. земельный участок, площадью 538 (+/-9), кв.м., кадастровый номер № расположенный по адресу: ..., в собственность за плату.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд ... в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 5 февраля 2019 г.