Дело №
Уникальный идентификатор дела 62RS0№-81
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 марта 2022 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захаровой С.В.,
судей Бибеевой С.Е. и Курчевской С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 к Государственному бюджетному учреждению <адрес> «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» о признании права на стимулирующие выплаты и о выплате денежного вознаграждения за оказание медицинской помощи лицам, зараженным коронавирусной инфекцией, в условиях стационара (COVID госпиталя) (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-315/2021)
по кассационной жалобе представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 – ФИО18 на решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ,
которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО17,
судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 обратились в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению <адрес> «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» (далее также - ГБУ РО «ГКБСМП») о признании права на стимулирующие выплаты и о выплате денежного вознаграждения за оказание медицинской помощи лицам, зараженным коронавирусной инфекцией, в условиях стационара (COVID госпиталя).
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются медицинскими работниками рентгенологического отделения ГБУ РО «ГКБСМП», непосредственно оказывающими медицинскую помощь в условиях стационара гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция в тяжелой форме, которая требует госпитализации и лечения в условиях стационара.
С ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РО «ГКБСМП» в соответствии с приказом Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № было перепрофилировано в карантинный госпиталь для оказания помощи пациентам с заболеванием новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
С этого времени все сотрудники рентгенодиагностического отделения работают только с пациентами, зараженными COVID-19. Часть врачей-рентгенологов и все рентгенолаборанты практически всю рабочую смену проводят в «красной» зоне, непосредственно контактируя с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19.
Истцы работают в приемном отделении, кабинете КТ, в реанимации и в палатах, где лежат больные, так как рентгенодиагностику и КТ-исследования необходимо проводить на всех этапах лечения пациентов с диагнозом COVID-19. Рентгеновские снимки и КТ-исследования имеют право делать только рентгенолаборанты, и никто не может их заменить. Все истцы имеют диплом о среднем либо высшем медицинском образовании в соответствии с занимаемыми должностями в лечебном учреждении.
ФИО1 занимает должность рентгенолаборанта, ФИО2 -рентгенолаборанта, ФИО4 - врача-рентгенолога, ФИО3 - рентгенолаборанта, ФИО5 - рентгенолаборанта, ФИО6 - рентгенолаборанта, ФИО7 - рентгенолаборанта, ФИО8 - рентгенолаборанта, ФИО9 - врача-рентгенолога, ФИО10 - рентгенолаборанта, ФИО11 - рентгенолаборанта, ФИО12 - рентгенолаборанта.
Все истцы прошли обучение в ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. ФИО15 Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по дополнительной профессиональной программе «Коронавирусная инфекция COVID-19» в соответствии с имеющимся высшим или средним медицинским образованием, со всеми истцами ДД.ММ.ГГГГ (с истцом ФИО10 - ДД.ММ.ГГГГ) заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, заключенным с ними ранее при поступлении на работу в ГК РО «ГКБСПМ».
В соответствии с пунктом 1 указанных дополнительных соглашений работник обязан пройти обучение на курсах повышения квалификации по работе с больными COVID-19 - 36 часов, регулярно проводит прием пациентов, в том числе больных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) по утвержденному графику, непосредственно проводит рентгеновские исследования, рентгеновские томографические исследования пациентов, в том числе больных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), (рентгенографии органов и систем) с целью своевременной постановки диагноза, раннего выявления заболевания, контроля лечебного процесса (для среднего медицинского персонала) /проводит интерпретацию рентгенограмм и рентгеновских компьютерных томограмм пациентов, в том числе больных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), с целью своевременной постановки диагноза, раннего выявления заболевания, контроля проводимой лечебной терапии (для врачей).
В соответствии с пунктом 2 дополнительных соглашений выплаты стимулирующего характера за работу с пациентами, больными новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) будут производиться ежемесячно из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Стимулирующие выплаты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, истцам не выплачиваются.
Как следует из ответов на их многочисленные обращения в различные инстанции, Министерство здравоохранения <адрес> руководствовалось письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/И/1-6965 «Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам».
Согласно разъяснениям, изложенным в данном письме, которое, по их мнению, не является нормативным актом и не имеет никакой юридической силы, врачи-рентгенологи и средний медицинский персонал, работающий с указанными выше врачами - специалистами, имеют право на получение выплат стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № за фактически отработанное время. Вывод Министерства здравоохранения Российской Федерации о том, что вышеуказанные категории медицинских работников, к которым относятся истцы, не подпадают под действие постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, не имеет под собой никаких оснований, более того, прямо противоречит положениям, изложенным в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
С учетом уточнения требований, истцы просили суд признать за ними право на получение выплат стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в размере врачам - 80 000 руб. в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 000 руб. в месяц; взыскать с ответчика в их пользу выплаты стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №: за апрель-июль 2020 г. в пользу ФИО8 в сумме 200 000 руб.; за апрель-август 2020 г. в пользу ФИО9H. в сумме 400 000 руб.; за апрель-август 2020 г. в пользу ФИО10 в сумме 250 000 руб.; за май-июнь 2020 г. в пользу ФИО4 в сумме 160 000 руб.; за апрель-август и октябрь 2020 г. в пользу ФИО2 в сумме 300 000 руб.; за апрель-октябрь 2020 г. в пользу ФИО1 в сумме 350 000 руб.; за апрель-октябрь 2020 г. в пользу ФИО3 в сумме 350 000 руб.; за апрель-октябрь 2020 г. в пользу ФИО5 в сумме 350 000 руб.; за апрель-октябрь 2020 г. в пользу ФИО6 в сумме 350 000 руб.; за апрель-октябрь 2020 г. в пользу ФИО16 в сумме 350 000 руб.; за апрель-октябрь 2020 г. в пользу ФИО11 в сумме 350 000 руб.; за апрель-октябрь 2020 г. в пользу ФИО12 в сумме 350 000 руб.
Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 – ФИО18, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, как незаконных, и удовлетворении иска.
Заявитель утверждает, что истцы выполняли особо важные работы, дающие право на получение стимулирующих выплат в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
От ГБУ РО «ГКБСМП», Министерства здравоохранения <адрес> поступили возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, представитель третьего лица Министерства здравоохранения Российской Федерации, не представившие сведений о причинах неявки, представитель ответчика ГБУ РО «ГКБСМП», представители третьих лиц Министерства здравоохранения <адрес> и ГУ - Рязанского регионального отделения ФСС РФ, просившие о рассмотрении дела в их отсутствие. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поступивших относительно нее возражений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно ст. 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела по доводам жалобы и материалам дела допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы в спорный период осуществляли трудовую деятельность в Государственном бюджетном учреждении <адрес> «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи»: ФИО1 - в должности рентгенолаборанта, ФИО2 - в должности рентгенолаборанта, ФИО4 - в должности врача - рентгенолога, ФИО3 - в должности рентгенолаборанта, ФИО5 - в должности рентгенолаборанта, ФИО6 - в должности рентгенолаборанта, ФИО7 - в должности рентгенолаборанта, ФИО8 - в должности рентгенолаборанта, ФИО9H. - в должности врача - рентгенолога, ФИО10 - в должности рентгенолаборанта, ФИО11 - в должности рентгенолаборанта, ФИО12 - в должности рентгенолаборанта.
Согласно приказу Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении временного порядка работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в <адрес>» ГБУ РО «ГКБСМП» вошло в перечень медицинских организаций для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Такая помощь оказывалась в ГБУ РО «ГКБСМП» с ДД.ММ.ГГГГ.
Со всеми истцами ДД.ММ.ГГГГ (с истцом ФИО10 - ДД.ММ.ГГГГ) заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, заключенным с ними ранее при поступлении на работу в ГБУ РО «ГКБСМП».В соответствии с пунктом 1 указанных дополнительных соглашений работник обязан пройти обучение на курсах повышения квалификации по работе с больными COVID-19 - 36 часов, регулярно проводит прием пациентов, в том числе больных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) по утвержденному графику, непосредственно проводит рентгеновские исследования, рентгеновские томографические исследования пациентов, в том числе больных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), (рентгенографии органов и систем) с целью своевременной постановки диагноза, раннего выявления заболевания, контроля лечебного процесса (для среднего медицинского персонала) /проводит интерпретацию рентгенограмм и рентгеновских компьютерных томограмм пациентов, в том числе больных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), с целью своевременной постановки диагноза, раннего выявления заболевания, контроля проводимой лечебной терапии (для врачей).
В соответствии с пунктом 2 дополнительных соглашений выплаты стимулирующего характера за работу с пациентами, больными новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), работникам будут производиться ежемесячно из федерального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Все истцы прошли обучение в ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. ФИО15 Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по дополнительной профессиональной программе «Коронавирусная инфекция COVID-19» в соответствии с имеющимся высшим или средним медицинским образованием.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка определения объема и условия предоставления из областного бюджета государственным бюджетным учреждениям <адрес> и государственным автономным учреждениям <адрес> субсидий на иные цели» выплаты стимулирующего характера, установленные Правилами 415 и Правилами 484, отнесены к целевым субсидиям и предоставляются медицинским организациям на основании соглашений о предоставлении субсидии на иные цели.
Условиями предоставления целевой субсидии является наличие локального нормативного акта медицинской организации, согласованного с Министерством здравоохранения <адрес>, принимаемого в соответствии с Правилами 415 и Правилами 484 и включающего в себя, в том числе перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера; перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, имеющих право на установление выплат стимулирующего характера.
ГБУ РО «ГКБСМП» во исполнение данных нормативных актов были вынесены следующие приказы:
- приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня подразделений и должностей медицинских работников для выплаты стимулирующего характера «за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», в соответствии с которым рентгенологическое отделение ГБУ РО «ГКБСМП», где работают истцы, было включено в локальный акт для осуществления выплат стимулирующего характера в соответствии с Правилами 415, и данные выплаты в соответствии с данным приказом были произведены сотрудникам рентгенологического отделения в полном объеме;
- приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня подразделений и должностей медицинских работников для выплаты стимулирующего характера «за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19». Согласно перечню подразделений и должностей (приложение № к данному приказу) рентгеновское отделение и его сотрудники в данный перечень не включены. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения, согласно перечню подразделений и должностей (приложение № к данному приказу) рентгеновское отделение и его сотрудники в данный перечень также не были включены.
Министерством локальные акты ГБУ РО «ГКБСМП» были соответствующим образом согласованы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцами требований, судебные инстанции руководствовались, в том числе, положениями статей 21, 22, 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», и исходили из того, что право на получение выплат стимулирующего характера, предусмотренных утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Правилами, за выполнение особо важных работ, имеют медицинские работники, непосредственно оказывающие скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, к которым истцы не относятся.
Суды отметили, что истцы, являясь врачами-рентгенологами и рентгенлаборантами, специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, не оказывали, а проводили диагностические мероприятия, что не входит в объем особо важных работ, дающих право на получение стимулирующих выплат в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; структурное подразделение - рентгеновское отделение ГБУ РО «ГКБСМП», как и занимаемые истцами должности, не включены в перечень структурных подразделений и должностей, дающих право на получение спорных выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам медицинских организаций, в то время как истцы имеют право лишь на стимулирующие выплаты в связи с оказанием медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которые им начислены.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно письму Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №/И/1-6965 выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом новая коронавирусная инфекция, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации (от ДД.ММ.ГГГГ Пр-665) установлены стимулирующие выплаты работникам здравоохранения, деятельность которых непосредственно связана с оказанием медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией, определены размеры указанных выплат в стационарах медицинских организаций, осуществляющих лечение больных с коронавирусной инфекцией и в организациях и подразделениях, оказывающих скорую медицинскую помощь больным с новой коронавирусной инфекцией, которые установлены п. 11 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
С учетом вышеприведенного правового регулирования стимулирующие выплаты, предусмотренные Правилами предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, могут быть назначены определенным категориям медицинских работников осуществляющих свою деятельность в указанных условиях. При этом, судебными инстанциями подробно мотивированы выводы относительно отсутствия оснований для включения истцов в указанные категории работников.
Приведенные в кассационной жалобе заявителя доводы, в том числе о том, что с истцами заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, по условиям которых предусмотрены дополнительные спорные выплаты, являлись предметом исследования и оценки нижестоящих судебных инстанций, необоснованность их отражена в обжалуемых судебных актах с изложением соответствующих мотивов, и по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем, изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судом применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности не вызывают, а доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 379? Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379?, 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 – ФИО18 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи