ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88А-5460/2020
№ 2а-3619/2019
г. Пятигорск 26 августа 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.,
судей Зайнуллиной Г.К.,
Нафикова И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Петрусенко В.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным решения об отказе в обращении с заявлением о проведении государственного кадастрового учета
по кассационной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 5 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 10 марта 2020 г.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петрусенко В.В. обратился в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным решения об отказе в обращении с заявлением о проведении государственного кадастрового учета.
В обоснование требований указано, что Петрусенко В.В. является членом садоводческого товарищества СНТ СН «Октябрьское», согласно выписке из протокола СНТ СН «Октябрьское» от 19 сентября 2017 г. № 4 и справке от 27 октября 2017 г. № ему в указанном товариществе выделен земельный участок №, поле 2, площадью <данные изъяты> кв.м с учетом имеющегося проекта организации и застройки территории. 16 августа 2019 г. административный истец обратился к административному ответчику по вопросу постановки на государственный кадастровый учет используемого земельного участка, приобщив к заявлению межевой план на бумажном носителе и в электронном виде в порядке информационного взаимодействия, но письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 12 сентября 2019 г. № 08/15-8478 ему было отказано в предоставлении данной услуги в связи с отсутствием утвержденного проекта организации и застройки территории СНТ СН «Октябрьское» и проекта межевания территории товарищества. Петрусенко В.В. полагал отказ незаконным, поскольку данное обстоятельство как основание запрета постановки на государственный учет земельного участка члена садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан не предусмотрено.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 5 декабря 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 10 марта 2020 г., требования Петрусенко В.В. удовлетворены, решение от 12 сентября 2019 г. № 08/15-8478 признано незаконным, на Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Петрусенко В.В. об обращении в орган государственного кадастрового учета с заявлением об уточнении местоположения границы и площади земельного участка № поле 2 в СНТ СН «Октябрьское» города Ставрополя.
В кассационной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, поданной через суд первой инстанции 9 июля 2020 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 15 июля 2020 г., ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Ставрополя от 26 октября 1993 г. № 1667 утверждено образование садоводческого товарищества «Октябрьское» на земельном участке общей площадью 23,2 га в районе центральной селекционной станции.
План землепользования Ставропольской селекционной опытной станции с изображением существующих коллективных садов, а также земельного участка, намеченного к отводу под коллективные сады с указанием его площади, границ и их измерений по периметру, утвержден 12 января 1993 г. Управлением архитектуры и градостроительства края, председателем горкомзема, главным врачом городского центра госсанэпиднадзора и директором селекционной станции.
Земельный участок садоводческого товарищества «Октябрьское» поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный 26 октября 1993 г. с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, описание границ указанного земельного участка в государственном кадастре недвижимости отсутствует.
В пределах СНТ СН «Октябрьское» на кадастровый учет 5 июля 2016 г. поставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, относящийся к имуществу общего пользования (дороги). Сведения об указанном земельном участке имеют описание и носят временный характер сроком до 6 июля 2021 г.
Петрусенко В.В. является членом СНТ СН «Октябрьское» и пользуется земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м адресу: <адрес>, СНТ СН «Октябрьское», №, поле <данные изъяты>.
Указанный земельный участок передан административному истцу истицу из земельного надела СНТ СН «Октябрьское», что подтверждается выпиской из протокола внеочередного общего собрания СНТ СН «Октябрьское» от 19 сентября 2019 г. № и справкой о членстве СНТ СН «Октябрьское» от 13 августа 2019 г. №.
При рассмотрении дела стороны не опровергали, что проект организации и застройки территории СНТ СН «Октябрьское» существовал и существует до настоящего времени. Имеющаяся в материалах дела выкопировка из схемы размещения садовых участков, выделенных городской администрацией, подтверждает наличие садового участка № на поле № СНТ СН «Октябрьское».
Согласно схеме расположения дачных участков СТ «Октябрьское» на 2011 г., утвержденной руководителем Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, главным архитектором г. Ставрополя и председателем правления ДСНТ «Октябрьское», участок <данные изъяты> поля № расположен в границах товарищества, ограничен другими участками товарищества и внутренней дорогой, относящейся к имуществу общего использования.
Наличие земельного участка, выделенного Петрусенко В.В. в границах СНТ СН «Октябрьское», подтверждается также ситуационной схемой 2018 г. и схемой расположения дачных участков.
16 августа 2019 г. Петрусенко В.В. обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка №, приложив к заявлению межевой план, содержащий описание границ земельного участка и их согласование со смежными землепользователями в установленном порядке, на бумажном носителе и в электронном виде.
В ответ на данное обращение в адрес Петрусенко В.В. направлено уведомление от 12 сентября 2019 г. №08/15-8478 об отказе в предоставлении данной услуги.
В обоснование отказа приведена ссылка на пункт 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, а в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. Утвержденный проект организации и застройки территории СНТ СН «Октябрьское», проект межевания данной территории в настоящее время отсутствует.
Кроме того, в отказе указано, что при анализе представленных документов выявлены противоречия в части площади земельного участка ДСНТ «Октябрьское» (согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в настоящее время 26,9 га), являющегося правопреемником СТ «Октябрьское» (согласно документу об образовании товарищества в 1993 году 23,2 га). А также указано, что в выписке из протокола общего собрания ДСНТ «Октябрьское» от 19 сентября 2017 г. № 4 отсутствует информация о количестве членов товарищества и о количестве проголосовавших.
Удовлетворяя требования Петрусенко В.В., суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 12 сентября 2019 г. №08/15-8326 об отказе в предоставлении муниципальной услуги не соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и нарушает права и законные интересы административного истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что отсутствие утвержденного проекта границ садоводческого товарищества не может повлечь отказ в реализации права члена данного товарищества на оформление земельного участка, поскольку имеющиеся в материалах дела схема размещения садовых участков на территории CHТ СН «Октябрьское» г. Ставрополя, ситуационный план СНТ СН «Октябрьское», а также изготовленный по заказу административного истца межевой план земельного участка № <данные изъяты> позволяют однозначно индивидуализировать находящийся в пользовании Петрусенко В.В. участок на поле № СНТ СН «Октябрьское» с той степенью точности, которая необходима как условие для закрепления его границ и постановки на кадастровый учет.
Судебная коллегия, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанции находит обоснованными.
Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2022 г. члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 г. для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.
В силу части 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Согласно положениям части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется, в том числе, для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
В соответствии с пунктом 5 части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
Вместе с тем, в силу пунктов 1, 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции на день вынесения оспариваемого письма от 12 сентября 2019 г.) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу части 2 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Из содержания приведенных правовых норм в совокупности следует, что приобретение права собственности на земельный участок гражданином, являющимся членом садоводческого товарищества или иной аналогичной некоммерческой организации, в период до 1 марта 2022 г. обусловлено образованием испрашиваемого участка из земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, решением общего собрания членов указанной некоммерческой организации земельный участок, который не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте либо зарезервированным для государственных или муниципальных нужд, распределен данному гражданину. При этом правом обращения с заявлением о кадастровом учете образуемого земельного участка обладает орган местного самоуправления, осуществляющий правомочия по распоряжению в отношении земельного участка, предоставленного для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, чьи права в установленном порядке не зарегистрированы.
Каких-либо иных условий для приобретения земельного участка указанной категории до 1 марта 2022 г. в собственность Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для граждан не предусмотрено.
Судами при рассмотрении дела установлено, что земельный участок по адресу: город Ставрополь, СНТ СН «Октябрьское» №, поле <данные изъяты> отвечает вышеприведенным требованиям. При этом местоположение границ образуемого земельного участка № установлено кадастровым инженером в межевом плане с указанием координат характерных точек таких границ, а местоположение границ измененного земельного участка подлежит определению исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Наличие сведений о местоположении границ земельного участка, раздел которого произведен, и подлежащего сохранению в измененных границах, в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании в 1993 г., подтверждается как приобщенными к материалам дела планом землепользования от 12 января 1993 г., схемой расположения дачных участков СТ «Октябрьское» по состоянию на 2011 г., так и сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, на которые имеется ссылка в оспариваемом письме от 12 сентября 2019 г. № 08/15-8478.
При таких обстоятельствах, определение местоположения границ измененного земельного участка в соответствии с проектом межевания территории не требуется, поскольку необходимость их определения возникает только в случае отсутствия сведений о местоположении таких границ в документах, подтверждающих права на земельный участок или определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Таким образом, доводы по которым Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя отказано в удовлетворении заявления Петрусенко В.В. об обращении в орган кадастрового учета по вопросу постановки используемого им земельного участка на учет, опровергнуты исследованными судами первой и апелляционной инстанций доказательствами. Каких-либо иных доказательств о том, что садовый участок № находится за пределами СНТ СН «Октябрьское», административным ответчиком в суд не представлено.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на то, что имеющиеся в материалах дела документы об описании границ земельных участков позволяют однозначно индивидуализировать находящийся в пользовании Петрусенко В.В. участок № на поле 2 СНТ СН «Октябрьское», что указывает на отсутствие оснований для отказа в удовлетворении заявленных в административном иске требований.
Доводы жалобы о том, что площадь земельного участка, выделенного СТ «Октябрьское» в 1993 г. составляет 23,2 га, что значительно меньше площади, внесенной в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, которая составляет 26,9 га, не влекут отмены либо изменения постановленных по делу судебных актов, поскольку административным ответчиком, несущим бремя доказывания законности оспариваемого письма от 12 сентября 2019 г. № 08/15-8478 не подтвержден факт неправомерного использования Петрусенко В.В. испрашиваемого земельного участка №, повлиявшего на увеличение площади, занимаемой садоводческим товариществом.
Ссылка административного ответчика на отсутствие информации о количестве членов товарищества, участвовавших во внеочередном общем собрании 19 сентября 2017 г., а также о количестве проголосовавших, что влияет на кворум, является не состоятельной, поскольку указанные вопросы подлежат разрешению в порядке, предусмотренном главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагающей специальные способы защиты права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, приведенным комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе, были предметом исследования и оценки судов обеих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 5 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 10 марта 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
И.А. Нафиков