Дело №2а-1043/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2018 года Кировский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Каменщиковой А.А.,
при секретаре Чижовкиной О.В.,
с участием прокурора Малкина А.А., представителя административного истца Мытаревой Е.Н., иностранного гражданина Шпак О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Пермскому краю о продлении срока пребывания гражданки Шпак О.В. в специальном учреждении,
У С Т А Н О В И Л:
Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Пермскому краю обратилось в суд с административным иском о продлении срока пребывания иностранного гражданина Шпак О.В., подлежащей депортации, в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г. Перми до исполнения процедуры депортации сроком на 90 суток.
В обоснование иска указано, что гражданка Республики ....... Шпак О.В. приговором ....... от ДД.ММ.ГГГГ осуждена за совершение преступлений, предусмотренного ....... Уголовного кодекса Российской Федерации к ........ Отбывала назначенное наказание в исправительном учреждении ФКУ №, освободилась ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ пребывание (проживание) в Российской Федерации Шпак О.В. признано нежелательным. ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Пермскому краю в отношении Шпак О.В. принято решение о депортации с территории Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ ....... было принято решение о помещении Шпак О.В. в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Перми до исполнения решения о депортации сроком на три месяца, до ДД.ММ.ГГГГ включительно. ДД.ММ.ГГГГ ....... принято решение о продлении срока содержания Шпак О.В. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Перми до исполнения решения о депортации сроком на три месяца, до ДД.ММ.ГГГГ включительно. За указанное время исполнить решение о депортации в отношении Шпак О.В. не представилось возможным ввиду отсутствия документов, необходимых для пересечения государственной границы. Запрос на определение принадлежности Шпак О.В. к гражданству Республики ....... и оформления свидетельства на возвращение в Республику был направлен в Консульский отдел Посольства Республики ....... в Российской Федерации в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, повторно ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю получен ответ о том, что провести надлежащую проверку по месту жительства Шпак О.В. на сегодняшний день не представляется возможным. ДД.ММ.ГГГГ в ....... направлены документы для оформления документов, необходимых для пересечения государственной границы Российской Федерации Шпак О.В. ДД.ММ.ГГГГ направлены материалы о реадмиссии в отношении Шпак О.В. До настоящего времени ответ не поступил. В настоящее время Консульским отделом Посольства Республики ....... в Российской Федерации в <адрес> проводится дополнительная проверка в связи с возбуждением процедуры реадмиссии. Законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации Шпак О.В. не имеет, с учетом данных о личности Шпак О.В. ее пребывание на территории Российской Федерации вне специально отведенных мест, предусмотренных для данной категории граждан, представляет угрозу общественному порядку, общественной безопасности, правам и законным интересам граждан российской Федерации.
Кроме того, Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю заявлено требование об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Представитель административного истца Мытарева Е.Н. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным выше.
Иностранная гражданка Шпак О.В., участвовавшая в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, пояснила, что с требованиями не согласна.
Заинтересованное лицо Центр временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что иск удовлетворению не подлежит, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Исходя из положений части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее - специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее - административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении).
В соответствии со статьей 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции). Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.
С учетом того, что Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению и депортации, находится на территории Кировского района г. Перми суд приходит к выводу о том, что настоящее административное дело подсудно Кировскому районному суду г. Перми.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статья 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года
№ 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В силу статьи 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под депортацией в соответствии со статьей понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Из материалов дела следует, что Шпак О.В., является гражданкой Республики ........
Приговором ....... от ДД.ММ.ГГГГ осуждена за совершение преступлений, предусмотренного ....... Уголовного кодекса Российской Федерации к ........ Отбывала назначенное наказание в исправительном учреждении ФКУ №
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № пребывание (проживание) гражданки Республики ....... Шпак О.В., в Российской Федерации признано нежелательным.
Распоряжение, принятое в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в установленном законом порядке не отменено и не признано недействующим.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ГУ МВД России по Пермскому краю утверждено решение о депортации гражданки Республики ....... Шпак О.В., за пределы Российской Федерации.
Шпак О.В. освободилась из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ГУ МВД России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Шпак О.В. помещена в Центр временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми на срок до 48 часов для исполнения решения о депортации.
Решением ....... от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, постановлено: «Административный иск Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Пермскому краю удовлетворить. Поместить Шпак О.В., в Центр временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми, расположенном по <адрес>, до исполнения решения о депортации, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Пермскому краю, но не более чем на три месяца, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Обратить решение суда к немедленному исполнению».
Решением ....... от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, постановлено: «Административный иск Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Пермскому краю удовлетворить. Продлить срок временного размещения иностранной гражданки Шпак О.В., в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми, расположенном по адресу<адрес>, установленный решением ....... от ДД.ММ.ГГГГ, до исполнения решения о депортации, вынесенного ГУ МВД России по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ, но не более чем на три месяца, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Обратить решение суда к немедленному исполнению».
Решением ....... от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, постановлено: «Административный иск Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Пермскому краю удовлетворить. Поместить Шпак О.В. в Центр временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми, расположенный по <адрес>, до исполнения решения о депортации, вынесенного ГУ МВД России по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ, но не более чем на три месяца, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно».
В рамках рассматриваемого дела судом установлено, что Шпак О.В., не имеет документы, необходимые для пересечения Государственной границы Российской Федерации, поэтому до настоящего времени решение о депортации не исполнено, в связи с чем административный истец обратился в суд с иском о продлении срока временного размещения иностранной гражданки Шпак О.В., в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми.
Возможность продления срока помещения иностранного гражданина в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан до исполнения решения о депортации предусмотрена главой 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерацией.
Из материалов дела следует, что с целью определения принадлежности гражданки Шпак О.В. к гражданству Республики ......., ДД.ММ.ГГГГ и повторно ДД.ММ.ГГГГ в Консульский отдел Посольства Республики ....... в Российской Федерации в <адрес> были направлены запросы на определение принадлежности Шпак О.В. к гражданству Республики ....... и оформления свидетельства на возвращение в Республику.
ДД.ММ.ГГГГ УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю получен ответ о том, что в <адрес>, в связи с проведением на данной территории активной фазы антитеррористической операции с боевыми действиями, работа подразделений ......., которые находятся на неподконтрольной ....... стороне территории приостановлена, в связи с этим провести надлежащую проверку факта регистрации Шпак О.В. по указанному адресу, документирования ее паспортом гражданина ......., а так же принадлежность к гражданству ....... на сегодняшний день не представляется возможным.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Пермскому краю направлены документы в ....... для организации оформления документов, необходимых для пересечения Государственной границы Российской Федерации в отношении Шпак О.В.
Из сообщения ....... следует, что согласно полученной информации из ......., гражданка Шпак О.В. по учетам службы ....... зарегистрированной или снятой с регистрационного учета не значится; основания для документирования временным удостоверением личности гражданки ....... отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление по вопросам гражданства ГУВМ МВД России направлены материалы о реадмиссии в отношении Шпак О.В. для направления запроса о реадмиссии в Республику ........
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 сентября 2014 года №1830-О разъяснил, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком пребывания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его пребывания в специализированном учреждении.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени сведения о возбуждении процедуры реадмиссии гражданки Шпак О.В. в Республику ....... отсутствуют, как и отсутствуют сведения о наличии перспективы подтверждения принадлежности Шпак О.В. к гражданству Республики ........
Доказательств обратного административным истцом не представлено.
Таким образом, суд полагает, что определить срок депортации (реадмиссии) Шпак О.В. не представляется возможным ввиду наличия объективных обстоятельств, препятствующих депортации указанного лица.
Учитывая, что срок пребывания Шпак О.В. в специальном учреждении исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ, сведений о наличии перспективы получения необходимых документов для исполнения решения о депортации не имеется, а также учитывая, что административным истцом принимаются не достаточно активные действия для исполнения решения о депортации, основания полагать о необходимости продления срока пребывания Шпак О.В. в специальном учреждении у суда отсутствуют.
Суд полагает, что наличие распоряжения о нежелательности пребывания Шпак О.В. на территории Российской Федерации и решения о ее депортации не могут служить достаточными основаниями для продления срока пребывания в специальном учреждении, поскольку не представляется возможным определить, когда Шпак О.В. будет фактически депортирована за пределы территории Российской Федерации. Пребывание Шпак О.В. в условиях специального учреждения в течение длительного периода времени, разумную и обоснованную продолжительность которого не представляется возможным определить, противоречит вышеназванной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю о продлении срока пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми, подлежащей депортации Шпак О.В.
При этом данный вывод суда полностью согласуется с правовой позицией Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают от 13 декабря 1985 года, Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, с учетом статьи 22, частей 2, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Пермскому краю о продлении срока временного размещения Шпак О.В., в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми, до исполнения решения о депортации сроком на 90 суток, отказать.
Решение в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми.
Судья подпись А.А. Каменщикова