Гражданское дело №
УИД: 05RS00№-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 25 марта 2021 г.
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Ахмедханова М.М.,
с участием истцов - Алиевой Ю.Ш., Сурхаева Б.М.,
представителя ответчика по доверенности - Рабаданова Р.Ж.,
при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алиевой Ю.Ш., Сурхаева Б.М. к Администрации ГО «<адрес>» об обязании построить дороги по <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, организовать наружное освещение по <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Алиева Ю.Ш. и Сурхаев Б.М. обратились в Избербашский городской суд РД с исковым заявлением к Администрации ГО «<адрес>» об обязании построить дороги по <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, организовать наружное освещение по <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, в обоснование которого указали следующее: они являются собственниками жилых домов, расположенных на <адрес>, Джандарова в <адрес>. Земельные участки, на которых расположены их дома, относятся к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования–индивидуальное жилищное строительство. На сегодняшний день улицы не имеют проезжей части в виде твердого покрытия, отсутствует уличное освещение.
На основании вышеизложенного, просит обязать Администрацию ГО «<адрес>» организовать построить дороги по <адрес> и <адрес> в <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, обязать организовать наружное освещение по <адрес> и <адрес> в <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с исковыми требованиями Алиевой Ю.Ш. и Сурхаева Б.М., представитель администрации городского округа «<адрес>» по доверенности Рабаданов Р.Ж., представил в суд письменные возражения на исковые требования, считая их не обоснованными и подлежащими отказу в удовлетворении, по следующим основаниям.
Алиева Ю.Ш. и Сурхаев Б.М. просят построить дороги и организовать наружное освещение в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, что не соответствует нормам законодательства РФ, так как понятие строительство дорог -это отрасль строительства, занимающаяся проектированием, строительством, ремонтом и техническим обслуживанием автомобильных дорог и городских улиц.
Администрация ГО «<адрес>», как организация строительством дорог и прокладкой электросетей, не занимается. Обязанности у муниципального образования покрыть дорогу асфальтовым покрытием- нет. Данный вопрос решается муниципальным образованием при принятии годового бюджета. Если данная дорога не имеется в едином реестре автомобильных дорог, то муниципальное образование не обязано выделять средства на покрытие дороги. Дорога, занесенная в единый реестр дорог, ремонтируется и покрывается асфальтовым покрытием в соответствии с финансированием.
Согласно закону, дорожная деятельность в отношении автодорог регионального и муниципального значения относится к собственным полномочиям субъектов РФ по вопросам совместного ведения.
При этом отдельные полномочия в этой сфере в соответствии с п. 6 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» могут передаваться органам местного самоуправления законом субъекта РФ. Это должно сопровождаться предоставлением субвенций, в пределах которых органы местного самоуправления и осуществляют соответствующую деятельность. При отсутствии в законе о бюджете средств на реализацию переданных полномочий органы местного самоуправления не должны и не вправе осуществлять такие полномочия.
Администрация населенного пункта должна проводить текущий ремонт дорог местного значения. Для этой цели привлекаются лицензированные организации. Если этого не происходит, собственники участков могут подать коллективное обращение на состояние проезжей части. Отклонения от нормативов установленных в ГОСТ Р 50597-2017, должны устранить. Обращение подается в следующих случаях: на дорожном полотне есть ямы длиннее 15-20 см.; выбоины на протяженности 100 метров; волны более 5 см. на улице местного значения; колеи определенной глубины и т.д.
Аналогичные нормы имеются и по электрификации городского хозяйства. При решении вопроса электрификации и определения технологического соединения к электрическим сетям, истец должен руководствоваться Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно- диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».
Освещение территорий города осуществляется энергоснабжающими организациями по договорам с физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм, являющимися собственниками, владельцами отведенных им в установленном порядке земельных участков. Строительство, эксплуатация, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляются специализированными организациями на основании муниципальных контрактов, заключенных с уполномоченным муниципальным заказчиком.
В исковом заявлении также отсутствуют подтверждающие акты обследования контрольной проверки улично-дорожной сети г.Избербаш, указывающие на нарушения и отсутствие уличного освещения.
В соответствии с п. 1 ст. 55 ГПК РФ, п. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании вышеизложенного, просит отказать в удовлетворении искового заявления Сурхаева Б.М. и Алиевой Ю.Ш. об обязании построить дороги и организовать наружное освещение по <адрес> в г.Избербаш в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании истцы Алиева Ю.Ш. и Сурхаев Б.М. поддержали исковые требования в полном объеме и просили удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности от 25.03.2021 № 20 и.о. ведущего специалиста отдела правовой работы и муниципальной службы Администрации ГО «г. Избербаш» Рабаданов Р.Ж. с заявленными требованиями не согласился, просил в иске отказать, по основаниям изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения истцов и представителя ответчика в судебном заседании, исследовав письменные доказательства и материалы гражданского дела, оценив относимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.
Согласно ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с п. 1 ст. 55 ГПК РФ, п. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 37 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, и организация в границах городского округа электро-тепло-газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно подп 4 п. 1 ст. 7 Устава Администрации городского округа "город Избербаш" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-тепло-газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Таким образом, суд приходит к выводу, что организация электро-тепло-газо- и водоснабжения населения, водоотведения, в границах города Избербаш, относится к компетенции администрации ГО «город Избербаш».
Вместе с тем, законодательно не урегулирован порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно. Также дорожная деятельность в отношении автодорог регионального и муниципального значения относится к собственным полномочиям субъектов России по вопросам совестного ведения. При этом полномочия в этой сфере могут передаваться органам местного самоуправления в соответствии с законами субъектов России с обязательным предоставлением субвенция для этих целей.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Кодексом.
При решении вопроса электрификации и определения технологического соединения к электрическим сетям истец должен руководствоваться Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
Как было указано выше, согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и подп. 4 п. 1 ст. 7 Устава Администрации городского округа "город Избербаш", к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-тепло-газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.
Из смысла указанных норм закона следует, что к полномочиям Администрации городского округа «город Избербаш» относятся вопросы организации в границах городского округа электро-тепло-газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а не вопросы проведения уличного освещения, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения указанных исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцы не приложили к своему исковому заявлению и не представили в суде доказательства об обязанности Администрации городского округа «<адрес>» построить дороги по <адрес> в течение одного месяца и организовать наружное освещение по <адрес> в течение одного месяца.
Таким образом, с учетом, всего вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Алиевой Ю.Ш. и Сурхаева Б.М. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении искового заявления Алиевой Юлии Шакирзановны и Сурхаева Багомеда Магомедовича к Администрации ГО «Город Избербаш» об обязании построить дороги по <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, организовать наружное освещение по <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи жалобы через Избербашский городской суд РД.
Судья М.М. Ахмедханов
Мотивированное решение
составлено 30.03.2021г.