УИД 29RS0026-01-2024-000121-89
Строка 2.054, г/п 0 руб.
Судья Коржина Н. В.
Докладчик Сафонов Р. С. Дело № 33-5910/2024 1 августа 2024 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Хмара Е. И.,
судей Поповой Т. В., Сафонова Р. С.,
при секретаре Бурковой Н. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-118/2024 по исковому заявлению Борткевича А.Н. к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда с апелляционной жалобой федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 5 апреля 2024 года с учётом определения о разъяснении решения суда от 8 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Сафонова Р. С., судебная коллегия
установила:
Борткевич А. Н. обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что с 11 февраля 2020 года по настоящее время работает на производственном участке № 3/2 (архипелаг Новая Земля) жилищно-коммунальной службы № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по 12 ГУ МО) вахтовым методом. По окончании учётного периода в 2023 году работодателем не выплачена ему в полном объёме компенсация за сверхурочную работу. В связи с несвоевременной выплатой в соответствии со статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации он имеет право на проценты за задержку выплаты заработной платы. Неправомерными действиями работодателя в связи с задержкой выплаты заработной платы ему причинён моральный вред, который подлежит компенсации. С учётом уточнения исковых требований просил взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату за сверхурочную работу в размере 55 520 рублей 76 копеек, денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 16 января 2024 года по 5 апреля 2024 года в размере 4 796 рублей 99 копеек, денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы со дня вынесения решения суда по день фактического исполнения обязательства в размере 59 рублей 22 копейки в день, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей, а также расходы на нотариальное удостоверение доверенности в размере 3 500 рублей.
Истец, представитель ответчика, представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимали.
Представитель истца Антонов М. С. в судебном заседании на иске настаивал.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Решением Холмогорского районного суда Архангельской области от 5 апреля 2024 года исковые требования Борткевича А. Н. к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о взыскании недоплаченной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворены частично. С ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в пользу Борткевича А. Н. взыскана компенсация за сверхурочную работу за период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года в размере 55 507 рублей 20 копеек, компенсация за задержку выплат за период с 16 января 2024 года по 5 апреля 2024 года в размере 4 795 рублей 83 копейки, компенсация морального вреда в размере 3 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, расходы на оформление доверенности в размере 3 499 рублей 30 копеек. С ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в пользу Борткевича А. Н. взыскана денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы в виде платы за сверхурочные работы за период с 6 апреля 2024 года до даты вступления решения суда в законную силу в размере 59 рублей 21 копейка в день. В удовлетворении остальной части иска отказано.
С решением суда не согласилась представитель ответчика Кошелева М. С., ею подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права.
Считает ошибочным расчёт платы за сверхурочную работу, приведённый в решении суда, полагает, что является правильным расчёт причитающихся работнику сумм в учётном периоде за сверхурочную работу, который произведён стороной ответчика путём распределения количества переработанных часов на количество смен в учётном периоде, после чего первые два часа каждой смены оплачиваются в полуторном размере, а оставшиеся часы каждой смены – в двойном.
Указывает, что в 2023 году истец отработал 180 рабочих смен, количество часов сверхурочной работы составило 357 часов. Ежедневная переработка истца составила менее 2 часов, в связи с чем оплата часов переработки произведена в полуторном размере.
Полагает, что оплата сверхурочной работы за 2023 год произведена истцу в полном объёме, задолженность у работодателя отсутствует, следовательно, производные требования о взыскании компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежат.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу с её доводами не согласился представитель истца Кирьянов А. П., он просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель третьего лица, извещённые о времени и месте его проведения надлежащим образом, не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Судебная коллегия, руководствуясь положениями части третьей статьи 167, части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика Пяткову К. С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца Антонова М. С., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что на основании заключённого между сторонами трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № истец Борткевич А. Н. принят на работу в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
В соответствии с дополнительным соглашением от 1 октября 2022 года к указанному трудовому договору Борткевич А. Н. с 1 октября 2022 года осуществляет трудовую деятельность в должности начальника смены дизельной электростанции № 2 п. Белушья Губа производственного участка № 3/2 жилищно-коммунальной службы № 3 (архипелаг Новая Земля) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по 12 ГУ МО).
Рабочее место истца находится в р. п. Белушья Губа, архипелаг Новая Земля, работа осуществляется вахтовым методом.
Дополнительными соглашениями к трудовому договору ему последовательно устанавливался оклад: с 1 октября 2022 года в размере 9 117 рублей, с 1 октября 2023 года в размере 9 619 рублей, также ему установлена компенсация за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с 1 февраля 2021 года в размере 8 процентов от должностного оклада.
По условиям трудового договора истцу установлен суммированный учёт рабочего времени с учётным периодом 12 месяцев (один год), районный коэффициент 2,0 и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 100 процентов.
Выплата заработной платы осуществляется два раза в месяц: 25 числа текущего месяца за первую половину месяца и 10 числа месяца, следующего за расчётным, производится полный расчёт (пункт 6.4 трудового договора).
Из расчётных листков по заработной плате видно, что истцу в 2023 году выплачивалась надбавка за выслугу лет в размере 40 процентов, а также ежемесячная премия в размере 25 процентов от оклада, которая выплачивалась каждый отработанный истцом месяц.
В соответствии с пунктом 6 приказа от ДД.ММ.ГГГГ №Об организации работы вахтовым методом в жилищно-коммунальной службе № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по 12 ГУМО) на объектах электросетевого хозяйства на период 2023 год» для персонала, работающего вахтовым методом, определён сменный режим работы (1 и 2 смены), включая работу в выходные и праздничные дни, с продолжительностью рабочей смены 11 часов, перерыв для отдыха и питания – 1 час.
В 2023 году истцом отработано 2 083 часа, в период с 5 мая 2023 года по 31 мая 2023 года, с 20 сентября 2023 года по 15 октября 2023 года ему предоставлялись ежегодные отпуска, всего на периоды отпусков приходится 35 рабочих дней.
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования истца о взыскании компенсации за сверхурочную работу, а также производных требований о взыскании процентов за задержку выплаты и компенсации морального вреда, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что в 2023 году истец действительно привлекался к сверхурочной работе, однако её оплата после окончания учётного периода работодателем в полном объёме не произведена, чем нарушены права истца. Производя расчёт количества часов сверхурочной работы, подлежащей оплате, суд первой инстанции исходил из того, что истцом в 2023 году всего отработано 2 083 часа, общеустановленная норма рабочего времени в 2023 году – 1 973 часа, индивидуальная норма рабочего времени для истца с учётом времени предоставления ему ежегодных отпусков – 1 693 часа. Учитывая, что в 2023 году истцу уже оплачена в повышенном размере работа в нерабочие праздничные дни в количестве 33 часа, суд первой инстанции пришёл к выводу, что в повышенном размере подлежит оплате сверхурочная работа по итогам учётного периода в объёме 357 часов (2 083 – 1 693 – 33).
Определяя размер компенсации за сверхурочную работу, суд первой инстанции исходил из среднемесячного количества рабочих часов в 2023 году – 164,42 часа (1 973 / 12), установленного истцу должностного оклада с надбавкой за вредность – 10 388 рублей 52 копейки (9 619 ? 1,08), а также исходил из того, что в полуторном размере должны оплачиваться первые два часа сверхурочной работы за учётный период (год), остальные часы переработки должны оплачиваться в двойном размере.
Судебная коллегия в полной мере не может согласиться с такими выводами суда, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
В соответствии со статьями 21 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу части первой статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведённых норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Согласно части первой статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учёта рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учётный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учётный период не может превышать один год.
Сверхурочная работа – работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учёте рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учётный период (часть первая статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью первой статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации установлена повышенная оплаты сверхурочной работы. Данная норма предусматривает, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
Указанная правовая норма об оплате сверхурочной работы носит общий характер, то есть применяется для всех случаев привлечения работников к сверхурочной работе, в том числе при суммированном учёте рабочего времени.
На основании части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как указано в части второй статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации» (далее – Приказ № 545) утверждены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации (приложение № 2 к данному приказу).
В соответствии с пунктом 2 приложения № 2 к Приказу № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат компенсационного характера: выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты гражданскому персоналу за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты гражданскому персоналу за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Согласно пункту 3 приложения № 2 к Приказу № 545 выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 2 к Приказу № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени – на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени – на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней – на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда – на 24 процента. Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда. Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.
В силу пункта 6 приложения № 2 к Приказу № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций, имеющему право на повышение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим приложением, должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, то есть устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка). Если гражданский персонал имеет право на повышение одновременно по нескольким основаниям, должностной оклад (тарифная ставка) увеличивается на сумму процентов повышений.
Пунктом 21 приложения № 2 к Приказу № 545 определено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
На основании пункта 23 приложения № 2 к Приказу № 545 выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 30 июня 2022 года № 1ПР/108 утверждено Положение о стимулирующих выплатах и премиях гражданскому персоналу (работникам) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, согласно пунктам 5.1, 5.3 которого работникам учреждения выплачивается премия за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей по результатам работы за месяц (ежемесячная премия). Размер ежемесячной премии не может превышать 25 процентов от установленного размера должностного оклада (тарифной ставки).
Пунктом 4.1 Положения о стимулирующих выплатах и премиях гражданскому персоналу (работникам) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России предусмотрено, что работникам учреждения устанавливается процентная надбавка за выслугу лет к должностным окладам, ставкам заработной платы (тарифным ставкам) в следующих размерах: свыше 1 года – 5 процентов, свыше 2 лет – 10 процентов, свыше 3 лет – 15 процентов, свыше 5 лет – 20 процентов, свыше 10 лет – 30 процентов, свыше 15 лет – 40 процентов.
Согласно пункту 5.4.3.2 Положения об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, являющегося приложением к приказу начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ №, учреждение по истечении учётного периода оплачивает работникам сверхурочную работу: за первые два часа работы – в полуторном размере (доплачивается 50 процентов часовой ставки, рассчитанной исходя из установленного оклада, за каждый час), за последующие часы работы – в двойном размере (доплачивается 100 процентов часовой ставки, рассчитанной исходя из установленного оклада, за каждый час).
Пунктом 5.3.3 названного Положения об оплате труда предусмотрено, что среднегодовая норма часов за месяц рассчитывается по формуле: годовая норма часов по утверждённому производственному календарю / 12 месяцев.
На основании пункта 5.3.5 этого же Положения оплата труда работников с суммированным учётом рабочего времени и учётным периодом год рассчитывается по формуле: оклад / на среднегодовую норму часов за месяц ? отработанное количество часов в месяце.
По смыслу приведённых выше законоположений в двойном размере оплачивается работа, продолжаемая по истечении первых двух часов переработки в течение рабочего дня (смены), а не учётного периода.
Данный вывод корреспондирует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 15 октября 2012 года № АКПИ12-1068.
Поскольку при суммированном учёте рабочего времени невозможно соблюсти продолжительность рабочего времени в течение дня (смены), то соответственно и невозможно установить продолжительность ежедневной переработки и определить количество часов, из которых два часа подлежат оплате в полуторном размере, а остальные часы – в двойном размере.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 года, указано, что законодательство Российской Федерации, установив порядок оплаты переработки сверх установленной для работников продолжительности рабочего дня (смены), не определяет механизм оплаты переработки нормального числа рабочих часов за учётный период при суммированном учёте рабочего времени. Такой механизм содержится в пункте 5.5 Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства, утверждённых постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 30 мая 1985 года № 162/12-55.
Рекомендации, согласно их подпунктам 1.1 и 1.2, предусматривают общие условия и порядок применения режимов гибкого рабочего времени, нормативной основой применения которых является суммированный учёт рабочего времени (решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2012 года № АКПИ12-1068).
Согласно пункту 5.5 Рекомендаций оплата сверхурочной работы осуществляется: в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учётного периода; в двойном – за последующие часы сверхурочной работы.
Судебная коллегия отмечает, что постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 30 мая 1985 года № 162/12-55 утратило силу в связи с изданием приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 мая 2017 года № 415. Между тем нормативные правовые акты, которые бы устанавливали иной порядок оплаты переработки при суммированном учёте рабочего времени, не приняты.
Вопреки доводам возражений на апелляционную жалобу в положении об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России механизм оплаты переработки за учётный период при суммированном учёте рабочего времени также не определён.
При этом по смыслу приведённых выше положений статей 99, 152 Трудового кодекса Российской Федерации в двойном размере оплачивается работа, продолжаемая по истечении первых двух часов переработки в течение рабочего дня (смены), а не учётного периода, как указал суд первой инстанции в решении и указывает истец в своих возражениях на апелляционную жалобу.
Определяя задолженность по заработной плате, выразившуюся в неоплате сверхурочной работы, суд не учёл, что в силу требований статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации расчёт причитающихся работнику сумм в учётном периоде, отработанных сверхурочно, производится путём распределения количества переработанных часов (k) на количество смен в учётном периоде (d) (k / d = b, где b – ежедневная переработка), после чего каждые первые два часа каждой смены оплачиваются в полуторном размере, а оставшиеся часы каждой смены – в двойном размере.
Как следует из табелей учёта рабочего времени, в 2023 году истец отработал 180 смен, количество сверхурочной работы составило 357 часов.
Согласно расчёту, представленному ответчиком, ежедневная переработка истца в 2023 году составила 1,98 часа (357 / 180), следовательно, часы сверхурочной работы за каждую смену подлежат оплате в полуторном размере.
Средний часовой заработок истца в 2023 году, исходя из установленного истцу должностного оклада с учётом надбавки за вредность – 10 388 рублей 52 копейки, ежемесячной премии в размере 25 процентов, надбавки за выслугу лет в размере 40 процентов, составляет 104 рубля 26 копеек. Таким образом, размер оплаты сверхурочной работы истца составляет 18 611 рублей 19 копеек (104,26 ? 357 ? 0,5).
Как видно из расчётного листка по заработной плате истца за декабрь 2023 года, доплата за переработку при суммированном учёте рабочего времени в количестве 357 часов в размере 18 611 рублей 19 копеек с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки истцу выплачена в полном объёме.
Оснований не согласиться с данным расчётом судебная коллегия не усматривает, доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживают внимания.
Таким образом, как видно из материалов дела, задолженность по оплате сверхурочной работы истца за 2023 год у ответчика отсутствует, в связи с чем заявленные требования о взыскании невыплаченной заработной платы, производные от них требования о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, а также требования о взыскании судебных издержек удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку судом первой инстанции при вынесении решения допущено нарушение норм материального права, а выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 5 апреля 2024 года с учётом определения о разъяснении решения суда от 8 мая 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Борткевича А.Н. к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации № о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда и судебных расходов отказать.
Председательствующий | Е. И. Хмара |
Судьи | Т. В. Попова |
Р. С. Сафонов |