дело № 3а-200/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2018 г. г. Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
при секретаре Дубровиной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Турцентр» к администрации Костромской области и Управлению Росреестра по Костромской области об установлении в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ООО «Турцентр» (далее – общество) обратилось в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что является собственником следующих объектов недвижимости:
- нежилого строения: торговый центр, лит. Л, Л1, л, л2, общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер №3333, расположенного по адресу: <адрес>;
- нежилого строения: торговый центр, лит. Л2, л4, л6, общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер №3371, расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации Костромской области от 15 ноября 2016 г. № 438-а «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Костромской области» кадастровая стоимость данных объектов недвижимости утверждена:
- для объекта недвижимости с кадастровым номером №3333 в размере 69 353 218,22 руб.;
- для объекта недвижимости с кадастровым номером №3371 в размере 20 923 231,11 руб.
Между тем, согласно отчету об оценке № №, выполненному оценщиком С.О.Н., действительная рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01 марта 2016 года составляет 35 023 000 руб. и 13 588 000 руб. соответственно.
Таким образом, размер кадастровой стоимости объектов недвижимости завышен по сравнению с их реальной рыночной стоимостью, что влечет за собой увеличение размера налоговых платежей и свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Общество обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости. Однако решением комиссии № № от 06 декабря 2017 г. заявление отклонено.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Турцентр» - Рыжов В.А. административные исковые требования в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №3333 уточнил, просит установить кадастровую стоимость данного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости 42 753 000 руб., определённой уточнённым отчетом об оценке, требования по второму объекту недвижимости поддержал в заявленной в административном иске формулировке.
Представитель административного ответчика администрации Костромской области – Скородумов Д.Н., представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области – Смирнова О.Л. оставили разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Костромской области, представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно административных исковых требований не представили.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статей 373 и 374 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество.
Согласно пункту 2 статьи 375, статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 29.12.2016 г. N 84-од, налоговая база по принадлежащим обществу зданиям определяется как их кадастровая стоимость (№ п/п 1540, 1494).
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости влияют на права и обязанности ООО «Турцентр».
Согласно абзацу 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об оценочной деятельности») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок (абзац 37).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя (абзац 38).
Абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как видно из материалов дела, ООО «Турцентр» является собственником следующих объектов недвижимости:
- нежилого строения, общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер №3333, расположенного по адресу: <адрес> /л.д. 7-8/;
- нежилого строения, общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер №3371, расположенного по адресу: <адрес> /л.д. 10-11/.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена:
- для объекта недвижимости с кадастровым номером №3333 в размере 69 353 218, 22 руб. /л.д. 9/;
- для объекта недвижимости с кадастровым номером №3371 в размере 20 923 231,11 руб. /л.д. 12/.
ООО «Турцентр» 28 ноября 2017 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости строений.
Решением комиссии № № от 06 декабря 2017 года отказано в пересмотре кадастровой стоимости и определении её в размере рыночной стоимости /13-15/.
В подтверждение заявленных административным истцом требований представлен отчет № № об оценке рыночной стоимости объектов капитального строительства, выполненный оценщиком С.О.Н.
В отчете рыночная стоимость зданий по состоянию на 01 марта 2016 года определена в следующих размерах:
- для объекта недвижимости с кадастровым номером №3333 в размере 42 753 000 руб.;
- для объекта недвижимости с кадастровым номером №3371 в размере 13 588 000 руб.
Оценщик проанализировал рынок, к которому относятся объекты оценки, определил основные ценообразующие факторы, оценку объектов произвёл исходя из их фактического использования. Рыночная стоимость объектов недвижимости определена с использование затратного и доходного подходов. Сравнительный подход при определении рыночной стоимости оценщиком не применялся.
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков». Содержащиеся в отчете выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость зданий, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объектов недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.
Поскольку ООО «Турцентр» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области, датой подачи заявления следует считать дату обращения с этим заявлением в комиссию – 28 ноября 2017 года /л.д. 13-15/.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить кадастровую стоимость нежилого строения, общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер №3333, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 42 753 000 (сорок два миллиона семьсот пятьдесят три тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого строения, общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер №3371, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 13 588 000 (тринадцать миллионов пятьсот восемьдесят восемь тысяч) рублей.
Датой подачи заявления считать 28 ноября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Костромского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Костромского областного суда А.Н. Лукоянов