Судья . № 22-1232/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 сентября 2018 года город Петрозаводск
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего Гирдюка В.С.,
судей Богомолова В.В. и Катанандова Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чиж Н.А.,
с участием прокурора Елисеевой И.Н., осужденного Карпова С.Ю. в режиме видеоконференц-связи и его защитника - адвоката Вечерской С.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционным жалобам осужденного Карпова С.Ю. и адвоката Вечерской С.Н. на приговор Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 июля 2018 года, которым
Карпов С.Ю., родившийся .
.
.
осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 14 годам лишения свободы, на основании п. "в" ч. 7 ст. 79 и ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, путем частичного присоединения не отбытой части наказания по приговору Прионежского районного суда от . к 14 годам 5 месяцам лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
Срок наказания Карпову С.Ю. исчислен с 31 июля 2018 года с зачетом времени его содержания под стражей с 8 января по 30 июля 2018 года.
Мера пресечения Карпову С.Ю. в виде заключения под стражу до вступления приговора суда в законную силу оставлена без изменения.
Приговором решен вопрос о вещественных доказательствах.
Заслушав доклад судьи Богомолова В.В. о содержании приговора, существе апелляционных жалоб и возражений, выступления осужденного Карпова С.Ю. и адвоката Вечерской С.Н., поддержавших доводы поданных жалоб, мнение прокурора Елисеевой И.Н. о законности и справедливости приговора, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Карпов С.Ю. приговором суда признан виновным в умышленном причинении смерти К.С.В., совершенном в период с . при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней осужденный Карпов считает приговор несправедливым. В обоснование своей позиции указывает, что: в момент совершения инкриминируемого ему деяния он находился в состоянии стресса от увиденного, а когда развернул С. к стене, тот увернулся и рука с ножом случайно попала К. в грудь, отчего последняя и умерла, при этом, умысла на убийство потерпевшей у него не было; суд не учел аморальные действия С., воспользовавшегося тем, что находившаяся в состоянии алкогольного опьянения К. не могла оказать С. сопротивление; при назначении наказания суд не в полной мере учел совокупность смягчающих наказание обстоятельств - сообщение в полицию о совершенном преступлении, признание им своей вины, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, состояние здоровья, наличие инвалидности и хронических заболеваний. Просит приговор изменить и смягчить назначенное наказание.
В апелляционной жалобе адвокат Вечерская С.Н. в защиту осужденного Карпова считает приговор незаконным и несправедливым. Утверждает, что Карпов был потрясен тем, что его сожительница (К.) была обнажена, а С. намеревался совершить с К. половой акт, поэтому Карпов, не контролируя свои действия, в состоянии сильного душевного волнения схватил первый попавшийся под руку предмет, которым оказался нож, и нанес им не целенаправленный удар в грудь потерпевшей; умысла на убийство у осужденного не было, Карпов сам сообщил о совершенном преступлении, а не принял мер к оказанию помощи К. только потому, что та сразу погибла; с учетом показаний Карпова действия последнего следует квалифицировать по ч. 1 ст. 108 УК РФ. Просит приговор изменить, переквалифицировав действия Карпова на ч. 1 ст. 108 УК РФ, а в случае отказа - применить положения ст. 64 УК РФ и снизить размер назначенного осужденному наказания.
На апелляционные жалобы государственным обвинителем В.А.М. принесены возражения, в которых он просит изложенные в жалобах доводы оставить без удовлетворения, а приговор - без изменения.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционных жалобах и возражениях государственного обвинителя, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.
Судебное разбирательство по делу проведено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
Виновность Карпова в умышленном причинении смерти Костиной установлена совокупностью приведенных в приговоре доказательств, исследованных судом, и полученных с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, их допустимость сомнений не вызывает.
Из показаний Карпова на предварительном следствии, оглашенных судом на основании ч. 3 ст. 281 УПК РФ, следует, что в ходе распития спиртного он заснул за столом, а когда проснулся, то увидел, что его сожительница К. и С. собирались заняться сексом, при этом, К. лежала на диване и была раздета ниже пояса, а у С. были спущены штаны. Разозлившись, он вскочил из-за стола и крикнул С., чтобы тот убирался из квартиры, а затем взял со стола кухонный нож и нанес им один удар в грудь К., отчего та умерла. С. испугался и убежал, а он, положив в сумку свои вещи и нож, по телефону "112" сообщил, что видел как в квартире С. убил его подругу (т. .).
В явке с повинной Карпов сообщил, что 8 января 2018 года целенаправленно нанес один удар ножом в грудь К., отчего та умерла на месте (т. .).
В ходе проверки показаний на месте 21 февраля 2018 года Карпов не отрицал факт нанесения К. одного удара ножом в грудь (т. .).
Суд первой инстанции обоснованно критически оценил показания осужденного в заседании суда первой инстанции о том, что удар ножом он собирался нанести С., однако, упал и удар случайно пришелся в сердце К., поскольку в этой части его показания опровергаются совокупностью исследованных доказательств.
Виновность Карпова в совершении инкриминированного ему преступления также подтверждается:
- показаниями свидетеля С.А.Б. о том, что когда Карпов уснул, К. легла на диван и предложила вступить с ней в интимные отношения, а когда он стал расстегивать брюки, Карпов проснулся, схватил со стола нож, крикнул на потерпевшую и ударил ту ножом в левую часть груди;
- показаниями свидетеля Д.О.В. на предварительном следствии о том, что утром 8 января 2018 года она встретила находившуюся в состоянии алкогольного опьянения К., при этом, каких-либо телесных повреждений у К. не было (т. 1, л.д. 86-88);
а также протоколом осмотра места происшествия, протоколами осмотра вещественных доказательств, заключениями экспертов и другими доказательствами, приведенными в приговоре.
Суд первой инстанции дал оценку содержащимся в приговоре показаниям свидетелей обвинения, обоснованно признав их последовательными, объективными и достоверными, согласующимися между собой и с другими собранными по делу доказательствами. Какой-либо личной заинтересованности свидетелей в исходе дела суд первой инстанции не установил, не усматривает таковых и судебная коллегия.
Согласно заключению эксперта . у К. установлены телесные повреждения, в том числе колото-резаное ранение груди слева с повреждением сердца и легкого, сопровождавшееся кровотечением в полость околосердечной сорочки с развитием тампонады перикарда, кровотечением в левую плевральную полость, квалифицируемое как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека и состоящее в прямой причинной связи с наступлением смерти потерпевшей (т. .). Заключение эксперта по исследованию трупа потерпевшей носит полный и ясный характер, а его выводы не вызывают сомнений в их обоснованности.
Судебное заседание проведено с соблюдением требований ст.ст. 14 и 15 УПК РФ. Суд правильно установил имеющие значение для дела существенные обстоятельства, составляющие предмет доказывания по вышеуказанным инкриминированным преступлениям, с достаточной полнотой и всесторонностью в соответствии с требованиями ст.ст. 87, 88 УПК РФ исследовал, а также проанализировал собранные доказательства, сопоставил их между собой и дал им надлежащую оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела и постановления обвинительного приговора. При этом суд привел в приговоре доказательства, послужившие основанием для осуждения Карпова за умышленное причинение смерти К..
На основании исследованных доказательств судом установлено, что реальной угрозы для жизни Карпова на момент нанесения им удара ножом в грудь К., потерпевшая не представляла, а осужденный, который подробно описывал обстоятельства произошедшего, в момент совершения преступления в состоянии сильного душевного волнения либо в состоянии необходимой обороны не находился.
Решение суда по оценке показаний Карпова об иных обстоятельствах произошедшего в приговоре мотивировано должным образом и не противоречит требованиям закона.
С учетом приведенных в приговоре доказательств, установленных обстоятельств, изложенных в описательно-мотивировочной части приговора, и характера действий Карпова, который с силой нанес один удар ножом в левую часть груди потерпевшей, суд первой инстанции сделал обоснованный и правильный вывод об умышленном причинении Карповым смерти К. и правомерно квалифицировал его действия по ч. 1 ст. 105 УК РФ.
Выводы суда о квалификации преступных действий Карпова основаны на материалах дела, в связи с чем, оснований для иной правовой оценки не имеется, при этом, судебная коллегия отмечает, что, нанося удар ножом в жизненно важную часть тела потерпевшей Карпов осознавал общественную опасность своих действий и предвидел возможность наступления общественно - опасных последствий, сознательно допуская эти последствия.
Согласно заключению амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы от . в момент инкриминируемого ему деяния Карпов хроническим, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики не страдал, в состоянии временного психического расстройства не находился, а находился в состоянии простого (непатологического) алкогольного опьянения, мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера Карпов не нуждается (т. .).
Выводы вышеуказанной экспертизы содержат ясный, обстоятельный характер и сомнений в их обоснованности не вызывают, в связи с чем, суд обоснованно признал Карпова вменяемым и подлежащим уголовному наказанию.
Наказание Карпову назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 43 и 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности виновного, наличия смягчающих обстоятельств (частичного признания вины, явки с повинной, раскаяния в содеянном, активного способствования раскрытию и расследованию преступления, его возраста и состояния здоровья), отягчающих обстоятельств (рецидива преступлений, совершения преступления в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя), влияния наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи, и чрезмерно суровым не является.
Назначение Карпову наказания в виде реального лишения свободы судом мотивировано. Оснований для применения к осужденному положений ч. 1 ст. 62, ст. 64 и ст. 73 УК РФ суд первой инстанции обоснованно не усмотрел, не находит таких оснований и судебная коллегия.
Иные обстоятельства, приведенные в апелляционных жалобах осужденного и его защитника, не влияют на правильность существа приговора.
Вид исправительного учреждения для отбывания лишения свободы назначен Карпову в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 58 УК РФ.
Нарушений уголовно-процессуального закона в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства, влекущих отмену либо изменение приговора, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.20, 389.28 и 389.33 УПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Приговор Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 июля 2018 года в отношении Карпова С.Ю. оставить без изменения, а апелляционные жалобы осужденного Карпова С.Ю. и адвоката Вечерской С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий В.С. Гирдюк
судьи В.В. Богомолов
Д.С. Катанандов