Именем Российской Федерации
24 мая 2016 года Кизеловский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Н.Ю.,
с участием истцов Сабировой Ф.А. и Файсханова И.Ф.,
представителя истцов - помощника адвоката ПОКА Пермского края Ворониной Е.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края гражданское дело по иску Сабировой Ф. А. и Файсханова И. Ф. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
у с т а н о в и л :
Истцы Сабирова Ф.А. и Файсханов И.Ф. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого, ссылаясь на наличие у них права на выделение социальной выплаты.
В судебном заседании истица Сабирова Ф.А. на удовлетворении своих требований настаивает, пояснила, что в 1993 году ей была предоставлена квартира по адресу: <адрес> на трех членов семьи. Кроме нее в ордер были включены два ее сына. В 2003 году ей была предоставлена по ее заявлению квартира меньшей площади на двух членов семьи по адресу: <адрес>. В 2007 году жителей дома стали переселять из квартир, ей была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. Впоследствии им стало известно, что указанная квартира не является муниципальной собственностью, а находится в личной собственности ФИО6, умершего в 2005 году. В настоящее время они значатся в регистрации по адресу: <адрес>, проживают в квартире на основании временного договора социального найма, пользуются жилым помещением, содержат его. Считает, что они с сыном имеют право на получение социальной выплаты, так как на момент ликвидации шахты значатся в регистрации по адресу: <адрес>, другого жилья не имеют.
Истец Файсханов И.Ф. на удовлетворении требований настаивает, поддержал пояснения истицы Сабировой Ф.А., указав, что в квартире по адресу: <адрес> был зарегистрирован на момент ликвидации шахты, в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрирован с 2009 года. Считает, что они имеют право на получение социальной выплаты по жилому помещению по адресу: <адрес>.
Представитель истцов Воронина Е.М. исковые требования поддержала, указав, что истцы имеют право на выделение социальной выплаты, так как на момент ликвидации шахты были зарегистрированы по адресу: <адрес>, жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлено им на основании временного договора социального найма, другого постоянного жилья они не имеют. В настоящее время истцы обратились в суд с иском об оспаривании постановления о предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес> и расторжении договора социального найма.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П. исковые требования не признала, право истцов на получение социальной выплаты оспаривает, указав, что истцы по жилому помещению по адресу: <адрес> права на получение социальной выплаты не имеют, так как зарегистрированы в указанном жилье после ликвидации шахты. Указанное жилье Сабирова Ф.А. и Файсханов И.Ф. получили в порядке улучшения жилищных условий. Истцы имеют кроме жилья, которое признано непригодным для проживания по критериям безопасности, другое жилье. Считает, что истцы утратили право на получение социальной выплаты, так как истцы имели право на выделение социальной выплаты по жилому помещению: <адрес>, переезд в другую квартиру лишает их права на получение социальной выплаты.
Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, поскольку он надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля
( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты
( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов
( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:
-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;
-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;
-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;
-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения
( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника ( нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».
Как было установлено судом и следует из материалов дела : филиал шахта «Коспашская» приказом АО « Кизелуголь» № от ДД.ММ.ГГГГ ликвидирована, имущество передано шахте имени 40-летия ВЛКСМ ( л.д. 51-52).
Приказом АОО « Кизелуголь» № от ДД.ММ.ГГГГ шахта имени 40-летия ВЛКСМ ликвидирована ( л.д. 53). Согласно ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Сабировой Ф.А. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> на двух членов семьи. Кроме основного нанимателя квартиры в ордер включен сын- Файсханов И.Ф.
( л.д. 15).
Из договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ Сабировой Ф.А. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>45 <адрес>. Совместно с нанимателем в квартиру вселяется ее сын- Файсханов И.Ф.( л.д. 16-17). На основании постановления администрации Центрально- Коспашского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 43, 45-46) вышеуказанный договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между поселением и истицей расторгнут, как заключенный с нарушением требований действующего законодательства. С истицей заключен договор временного социального найма на состав семьи 2 человека с ДД.ММ.ГГГГ. Из сведений о регистрации следует, что Сабирова Ф.А. зарегистрирована по <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ значится в регистрации по адресу: <адрес>; Файсханов И.Ф. зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 14). Согласно справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « ЦТИ» и сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним истцы в приватизации участия
не принимали, собственниками иной недвижимости не значатся ( л.д. 19, 20-21).
Согласно заключения Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ о степени влияния подземных горных работ на жилое помещение, находящиеся на территории Кизеловского муниципального района, расположенные на шахтных полях ОАО « Кизелуголь» ( л.д. 18) жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов.
В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье. При этом, предоставление социальной выплаты не преследует цель улучшения жилищных условий гражданина, а является компенсационной выплатой за утраченное в результате ведения гонных работ жилое помещение.
Пунктом 11 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков предусмотрено, что социальные выплаты предоставляются гражданам при условии проживания собственников ( нанимателей) в сносимом ветхом жилье, ставшем
в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Из положений Правил следует, что право на предоставление социальных выплат возникает при наличии следующих условий : - признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности;
-наличие права собственности на данное жилое помещение, либо проживание в жилом помещении на основании договора социального найма на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
-нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Указанные условия должны быть в совокупности.
Судом было установлено, что истцы, являлись нанимателями жилого помещения по адресу: <адрес>, зарегистрированы в указанном жилье на момент ликвидации шахты. И именно по указанной квартире у истцов возникло право на получение социальной выплаты. Вышеуказанный жилой дом на момент ликвидации шахты имени 40-летия ВЛКСМ, шахты «Коспашская» непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ не признавался. На момент предоставления истцам по договору социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> квартира отвечала санитарным и техническим требованиям и только ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> был признан непригодным для проживания по критериям безопасности.
Поскольку истцы по адресу: <адрес> зарегистрированы после ликвидации шахты, в 2003-1004 году, то у Сабировой Ф.А. и Файсханова И.Ф. право на получение социальной выплаты по этому адресу не возникло. С предоставлением истцам другого жилья истцы утратили право на получение социальной выплаты.
Как было установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Сабировой на двух членов семьи была предоставлена квартира по адресу: <адрес>45 <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ данный договор социального найма был расторгнут на основании постановления Администрации Центрально- Коспашского сельского поселения и заключен новый договор временного социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Судом также установлено, что истцы начиная с 2007 года время проживают по данному адресу, там зарегистрированы, пользуются данным жильем. При таких обстоятельствах, полагать, что истцы сохранили право на жилое помещение по адресу: <адрес>, у суда оснований не имеется, истцы утратили право пользования вышеуказанным жилым помещением.
То обстоятельство, что жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ само по себе не свидетельствует о наличии у истцов права на выделение социальной выплаты, поскольку истцы имеют в пользовании другое жилье, предоставленное им по договору социального найма.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в которой истцы проживают длительное время на протяжении более девяти лет и в котором зарегистрированы, предоставленное истице временно не свидетельствует о том, что истцы сохранили право на получение социальной выплаты.
Суд считает, что отсутствие права истицы на получение социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания по критериям безопасности, не лишает истцов возможности на защиту жилищных прав. Конституционный Суд в определении от 07.02.2008 года № 266-О-О указал, что защита гражданином своих прав возможна не только в рамках, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428. Выбор эффективного способа защиты своих прав должен осуществляться самим заявителем в соответствии со ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Доводы истцов и его представителя в части того, что жилое помещение по адресу: <адрес> им предоставлено без законных на то оснований временно, что права на данное жилое помещение они не имеют, изложены без учета положений ст. 1151 Гражданского Кодекса РФ, из требований которой следует, что в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования ( статья 1171 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника ( статья 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону жилое помещение переходит в собственность городского или сельского поселения. Жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Таким образом, истцы не обладают правом на получение социальной выплаты по Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 13 июля 2005 года за № 428, поскольку совокупность определенных вышеназванными нормативными актами критериев отсутствуют.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
В иске Сабировой Ф. А. и Файсханову И. Ф. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Н. Рылова
Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2016 года в 15.00 час.