Мотивированное решение составлено 22 апреля 2019 года __________________________
Дело № 2-512/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
16 апреля 2019 года г. Тутаев Ярославской области
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Т.Ю.,
при секретаре Шаганц А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Ярославского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности регистрации права собственности и оперативного управления на недвижимое имущество,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Заместитель военного прокурора Ярославского гарнизона с учетом уточнений иска обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации с исковыми требованиями к Министерству обороны Российской Федерации и просил обязать ответчика зарегистрировать до 30 августа 2019 года право собственности Российской Федерации и право оперативного управления ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России на недвижимое имущество – административные здания, расположенные по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что Военной прокуратурой Ярославского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о сохранности федеральной собственности, в ходе которой было установлено, что Военный комиссариат г. Тутаева, Большесельского и Тутаевского районов занимает и использует для своей деятельности административные здания, расположенные по адресу: <адрес>, которые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.08.2012 № 2209 «О закреплении недвижимого имущества на прав оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России состоят на балансе в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Бриж Р.А. исковые требования и доводы иска поддержал в полном объеме.
Представители ответчиков, Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Минобороны России и ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, в судебное заседание не явились, извещены, возражений на иск не представили.
Представитель третьего лица, ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области», в судебное заседание не явился, извещен, отношения к иску не выразил.
Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований.
РР· материалов дела следует, что Военной прокуратурой Ярославского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами требований законодательства Рѕ сохранности федеральной собственности, РІ части принятия мер для оформления правоустанавливающих документов РЅР° нежилые здания, принадлежащие Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё используемые РІ интересах Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р Р¤.
В соответствии с п. "д" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
Согласно положениям п. 12 ст. 1, ст. 11, ст. 11.1, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Реализация мероприятий в области обороны в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно положениям п. п. 1, 4 и 7 "Положения о Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ N 1082 от 16.08.2004 г., Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и настоящим Положением.
Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2008 г. N 1053 Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у подведомственных Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также по реализации полномочий Министра обороны Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ с федеральным участием.
Департамент имущественных отношений Минобороны России в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 N 110, осуществляет реализацию указанных полномочий по управлению имуществом Минобороны России.
В основу концепции управления военным имуществом Департаментом имущественных, отношений заложено обеспечение качественного учета и контроля за использованием военного имущества, необходимого для выполнения задач Министерством обороны Российской Федерации.
Основными направлениями деятельности Департамента имущественных отношений по использованию военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, являются:
- передача в оперативное управление государственным учреждениям Министерства обороны Российской Федерации и казенным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации;
- передача в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации;
- передача объектов недвижимости в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
Целями и задачами Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации являются, в том числе, осуществление действий по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущества Вооруженных Сил, получение кадастровых паспортов и иных документов, осуществление действий по внесению в реестр федерального имущества движимого и недвижимого имущества закрепленного собственником за учреждением.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.08.2012 № 2209 прекращено право оперативного управления Военного комиссариата Ярославской области и закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации недвижимое имущество, указанное в приложении к настоящему приказу, в том числе здания военного комиссариата площадью 732,3 кв.м и гаража площадью 88,4 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>. Данным приказом на начальника федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в трехмесячный срок поручено обеспечить: направление в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ передаточного акта; внесение изменений в реестр федерального имущества; государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации недвижимым имуществом. Контроль за выполнением данного приказа возложен на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
РР· приведенного выше законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё нормативно-правовых актов РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё следует, что РЅР° каждый объект недвижимости (жилой РґРѕРј), принадлежащий РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё, используемый РІ интересах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации подлежит обязательной государственной регистрации права собственности Рё оперативного управления.
В ходе проверки установлено, что нежилое здание, военкомат, с кадастровым номером №, площадью 732,3 кв.м, инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>; нежилое здание, гараж, с кадастровым номером №, площадью 88,3 кв.м, инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес> по факту используются Военным комиссариатом, однако в ЕГРН сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России на указанное недвижимое имущество не зарегистрировано.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения судебного решения с учетом разумного времени для исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Рсковые требования Военного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Ярославского гарнизона удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Минобороны России и Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России на недвижимое имущество:
- нежилое здание, военкомат, с кадастровым номером №, площадью 732,3 кв.м, инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое здание, гараж, с кадастровым номером №, площадью 88,3 кв.м, инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Ларионова Т.Ю.