УИД 74RS0009-01-2024-000533-84
Дело № 2-555/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июля 2024 г. с. Аргаяш Челябинской области
Аргаяшский районный суд Челябинской области
в составе председательствующего Сиражитдиновой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Хамидуллиной Л.Ш.,
с участием истца Жиляевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жиляева Е.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности назначить пенсию по старости
У С Т А Н О В И Л:
Жиляева Е.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о включении в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы на территории Республики Казахстан с 13.03.1992 по 17.05.1993 в Каменск-Уральской средней школе, с 26.10.2000 по 17.04.2001, с 18.04.2001 по 10.05.2007 в Новопокровской средней школе; назначении пенсии по достижению возраста, необходимого для назначении пенсии по старости, со дня обращения за назначением пенсии.
В обоснование иска указала, что 30 января 2024 г. в связи с наступлением возраста для выхода на пенсию обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. Решением ответчика от 21 марта 2024 г. в назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием величины индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для назначения пенсии. Также ответчиком не засчитаны в стаж для назначении пенсии периоды работы на территории Республики Казахстан с 13.03.1992 по 17.05.1993 в Каменск-Уральской средней школе; с 26.10.2000 по 17.04.2001, с 18.04.2001 по 10.05.2007 в Новопокровской средней школе, хотя указанные периоды работы отражены в трудовой книжке.
Истец Жиляева Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из письменного отзыва Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Кривенко Ю.С. следует, что ответчик исковые требования не признает, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Полагает законным решение от 21.03.2024 об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости, поскольку из иностранного государства не поступили подтверждающие сведения (формуляр «О стаже работы»).
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 30 января 2024 г. Жиляева Е.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту – Закон № 400-ФЗ).
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области от 21 марта 2024 г. №65717/24 Жиляевой Е.В. было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере 28, 2; в страховой стаж Жиляевой Е.В. не включены периоды работы на территории Республики Казахстан с 13.03.1992 по 17.05.1993 в Каменск-Уральской средней школе; с 26.10.2000 по 17.04.2001, с 18.04.2001 по 10.05.2007 в Новопокровской средней школе, так как не поступило соответствующее подтверждение государством-членом Соглашения ЕАЭС.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом № 400-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 с учетом переходных положений, предусмотренных ст. 35 Закона № 400-ФЗ.
Условиями назначения страховой пенсии по старости для Жиляевой Е.В. являются: достижение возраста – 58 лет, наличие страхового стажа продолжительностью не менее 15 лет; наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 28, 2.
В силу статьи 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 01 января 2023 года - в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) (часть 1). Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2).
В соответствии со статьей 2 Закона № 400-ФЗ под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 12 закона); индивидуальный пенсионный коэффициент - это параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных или уплаченных в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии; стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.
Порядок определения величины индивидуального пенсионного коэффициента приведен в статье 15 Закона № 400-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 3 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу статьи 2 Закона № 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон (часть 2). В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3).
Аналогичные положения были закреплены в статье 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 г. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения от 13 марта 1992 г.
В силу статьи 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Таким образом, Соглашение от 13 марта 1992 г. предусматривает территориальный принцип назначения пенсий, т.е. по законодательству того государства, на территории которого производится назначение пенсии, в том числе досрочной, с применением законодательства того государства, где указанная пенсия назначается.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
С 1 января 2021 г. вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. (ратифицировано Российской Федерацией 9 ноября 2020 г. Федеральным законом № 354-ФЗ) (Соглашение ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Соглашения ЕАЭС назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.
Статьей 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений данного Соглашения (пункт 1).
В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2 статьи 7).
В целях реализации статьи 10 Соглашения ЕАЭС решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 г. № 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. (далее Порядок взаимодействия).
Названный Порядок взаимодействия определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза между собой, а также с Евразийской экономической комиссией в целях реализации норм Соглашения. Взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения. До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 данного Порядка взаимодействия, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.
Таким образом, в соответствии с переходными положениями, закрепленными в статье 12 Соглашения ЕАЭС, за стаж работы, приобретенный до вступления в действие данного Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от 13 марта 1992 года. Соответственно при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, право на указанный вид пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, истец просит обязать пенсионный орган включить в страховой стаж периоды работы на территории Республики Казахстан с 13.03.1992 по 17.05.1993 в Каменск-Уральской средней школе; с 26.10.2000 по 17.04.2001, с 18.04.2001 по 10.05.2007 в Новопокровской средней школе, т.е. до вступления в силу Соглашения ЕАЭС, предусматривающего особый порядок подтверждения стажа и определения права на пенсию.
Для назначения пенсии Жиляевой Е.В. ответчику представлены:
- справка КГУ «Каменскуральская общеобразовательная школа отдела образования Мендыкаринского района» Управления образования акимата Костанайской области Республики Казахстан, из которой следует, что Жиляева Е.В. на основании приказа от 21.11.1991 № 41 принята гардеробщицей в Каменск-Уральскую среднюю школу; на основании приказа от 17.05.1993 №14 уволена по собственному желанию;
- архивная справка КГУ «Новопокровская средняя школа» отдела образования Бородулихинского района управления образования области Абай Республики Казахстан, из которой следует, что Жиляева Е.В. работала в ГУ «Новопокровская средняя школа» в качестве технички с 26.10.2000 (приказ №227 от 24.10.2000) по 17.04.2001 (приказ № 224 от 17.04.2001), с 18.04.2001 (приказ от 18.04.2001 № 245) по 10.05.2007 (приказ от 10.05.2007 № 30);
- трудовая книжка, в которой содержатся сведения: на основании приказа от 21.11.1991 № 41 принята гардеробщицей в Каменск-Уральскую среднюю школу; на основании приказа от 17.05.1993 № 14 уволена по собственному желанию; принята на работу в ГУ «Новопокровская средняя школа» в качестве технички с 26.10.2000 (приказ № 227 от 24.10.2000) по 17.04.2001 (приказ № 224 от 17.04.2001), с 18.04.2001 (приказ от 18.04.2001 №245) по 10.05.2007 (приказ от 10.05.2007 № 30).
На основании решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области от 21.03.2024 страховой стаж Жиляевой Е.В. составил 20 лет 06 месяцев 16 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 26, 406. Периоды работы на территории Республики Казахстан с 13.03.1992 по 17.05.1993, с 26.10.2000 по 17.04.2001, с 18.04.2001 по 10.05.2007 не учтены в страховой стаж, поскольку в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. Соглашения ЕАЭС периоды работы на территории государства - участника данного Соглашения, сведения о заработной плате подлежат подтверждением формуляром, который на запрос пенсионного органа не поступил.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области от 25.06.2004 внесены изменения в решение от 21.03.2024 № 65717/24.
Из изложенных выше положений закона следует, что для определения права на страховую пенсию по старости гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, в том числе после 13 марта 1992 г., при этом до 1 января 2002 г. - независимо от уплаты страховых взносов, с учетом законодательства государства, в котором эти лица проживают.
Принимая во внимание, что факт работы истца в период с 13.03.1992 по 17.05.1993, с 26.10.2000 по 17.04.2001, с 18.04.2001 по 31.12.2001 и занятость на работах, дающих право на пенсионное обеспечение, постоянно полный рабочий день подтверждены трудовой книжкой истца, справкой КГУ «Каменскуральская общеобразовательная школа отдела образования Мендыкаринского района» Управления образования акимата Костанайской области Республики Казахстан от 01.07.2024, архивной справкой КГУ «Новопокровская средняя школа» отдела образования Бородулихинского района управления образования области Абай Республики Казахстан от 13.05.2024, суд полагает обоснованными исковые требования Жиляевой Е.В. о включении в страховой стаж периодов работы на территории Республики Казахстан с 13 марта 1992 г. по 17 мая 1993 г. в Каменск-Уральской средней школе Мендыкаринского района Костанайской области Республики Казахстан, и с 26 октября 2000 г. по 31 декабря 2001 г. в Государственном учреждении «Новопокровская средняя школа» Бородулихинского района Восточно-Казахстанской области.
Обстоятельство того, что на официальный запрос ответчика в АО "Единый национальный накопительный фонд" Республики Казахстан по вопросу пенсионного обеспечения Жиляевой Е.В. ответ не получен, не имеет значения для дела, поскольку неполучение ответа не должно влиять на пенсионные права истца.
Оснований для удовлетворения исковых требований Жиляевой Е.В. о включении периода работы с 01.01.2002 по 10.05.2007 в Государственном учреждении «Новопокровская средняя школа» Бородулихинского района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан в страховой стаж для назначении пенсии не имеется, поскольку документы о том, что в период работы с 1 января 2002 г. по 10 мая 2007 г. работодателем в отношении истца производилась оплата страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующий орган Республики Казахстан отсутствуют.
Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Поскольку в материалах дела отсутствуют и истцом не представлены надлежащие доказательства (справки компетентного органа Республики Казахстан) уплаты за спорный период с 1 января 2002 г. по 10 мая 2007 г. страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующий орган Республики Казахстан, данный период не подлежит включению в специальный стаж.
С учетом периодов, подлежащих включению в специальный стаж истца, величина индивидуального пенсионного коэффициента составит 27,074, при необходимой 28, 200, что подтверждается уточняющей справкой Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области от 10.07.2024.
Принимая во внимание, что у истца отсутствует необходимая совокупность условий для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в удовлетворении исковых требований о назначении страховой пенсии по старости следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Жиляева Е.В. удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области включить в страховой стаж Жиляева Е.В. (паспорт серии № №) периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Каменск-Уральской средней школе Мендыкаринского района Костанайской области Республики Казахстан, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Государственном учреждении «Новопокровская средняя школа» Бородулихинского района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан.
В удовлетворении остальной части исковых требований Жиляева Е.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аргаяшский районный суд.
Председательствующий
<данные изъяты>