Дело № 2а-339/2022
УИД 44RS0023-01-2022-000493-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2022 г. г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Вишнякова П.З., при секретаре Врабие О.А., с участием помощника прокурора Макарьевского района Костромской области Зудиной М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Кадыйского муниципального района Костромской области к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой О.А. и УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация Кадыйского муниципального района Костромской области обратилась в суд с административным исковым заявлением об освобождении от исполнительского сбора, взысканного постановлением №44001/22/71733 от 19.04.2022, вынесенным в рамках исполнительного производства № 10621/22/44001-ИП от 22.02.2022, мотивируя свои требования тем, что решением Макарьевского районного суда Костромской области № 2-446/2021 от 22.12.2020, вступившим в законную силу 01.02.2022, муниципальное образование Кадыйский муниципальный район Костромской области в лице администрации Кадыйского муниципального района Костромской области обязано предоставить ФИО1 на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Кадыйского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда Кадыйского муниципального района.
22.02.2022 на основании исполнительного листа № 2-446/2021 от 01.02.2022, выданного Макарьевским районным судом Костромской области, заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 10621/22/44001-ИП. Данное постановление получено администрацией Кадыйского муниципального района Костромской области 17.03.2022.
Согласно п. 2 постановления о возбуждении вышеуказанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
19.04.2022 заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения. Согласно вышеуказанному постановлению с администрации Кадыйского муниципального района Костромской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 19.05.2022, данное постановление административным истцом получено 04.05.2022.
20.04.2022 администрация Кадыйского района обратилась в Макарьевский районный суд Костромской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Макарьевского районного суда Костромской области от 22 декабря 2021 г. по гражданскому делу № 2-446/2021, то есть ещё до того момента, как стало известно о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству не имущественного характера и установлении нового срока исполнения.
19.05.2022 определением Макарьевского районного суда Костромской области в предоставлении отсрочки по гражданскому делу № 2-446/2021 отказано.
Административный истец полагает, что вина в нарушении установленных сроков исполнения требования исполнительного документа отсутствует, поскольку в резолютивной части решения Макарьевского районного суда Костромской области от 22.12.2021 по гражданскому делу № 2-446/2021 не указан срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.
На момент вступления в законную силу решения суда у администрации Кадыйского муниципального района в муниципальном специализированном жилищном фонде отсутствовало жилое помещение, которое отвечало бы всем нормам и требованиям предъявляемым для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, до подачи заявки главному распорядителю средств из областного бюджета о выделении субвенций для приобретения жилья в муниципальную собственность и заключения договора социального найма, был произведен расчет суммы, которая необходима для приобретения жилого помещения ФИО1, сумма составила 849 354 руб.
27.10.2021, то есть еще во время рассмотрения Макарьевским районным судом Костромской области гражданского дела № 2-446/2021, административным истцом была подана заявка главному распорядителю средств из областного бюджета в Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области о выделении субвенций.
От департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области получен ответ, из которого следует, что бюджету Кадыйского муниципального района Костромской области на 2021 год предусмотрена субвенция в объеме 829,50 тыс. руб. в целях приобретения одного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но эти деньги предназначались для приобретения жилья сироте - ФИО3 по решению Макарьевского районного суда Костромской области №от ДД.ММ.ГГГГ.
02.02.2022, то есть на следующий день после вступления в законную силу решения суда, административным истцом была подана заявка главному распорядителю средств из областного бюджета в Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области о выделении субвенций.
23.03.2022 повторно подана заявка главному распорядителю средств из областного бюджета о выделении субвенций.
Из Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области получен ответ согласно которому, в связи с ограниченностью бюджетных ассигнований субвенции, передаваемые бюджетам муниципальных районов, распределяются между бюджетами муниципальных районов и городских округов на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями распределяются между бюджетами муниципальных образований в пределах лимитов бюджетных обязательств на основании информации о количестве вступивших в законную силу решений судов по делам о предоставлении жилых помещений указанной категории лиц, по которым возбуждены исполнительные производства. В соответствии с Законом Костромской области от 21.12.2021 года № 166-7-ЗКО «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее - Закон) бюджету Кадыйского муниципального района Костромской области не предусмотрены субвенции в целях приобретения жилых помещений для указанной категории лиц. Департаментом строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области направлены предложения по перераспределению бюджетных ассигнований на 2022 год при очередном внесении изменений в Закон, в том числе и на предоставление субвенции бюджету Кадыйского муниципального района на приобретение 1 жилого помещения для предоставления детям-сиротам. После внесения изменений в Закон бюджету Кадыйского муниципального района будут доведены лимиты бюджетных обязательств средств субвенции.
Таким образом, фактически в финансировании переданных государственных полномочий администрации Кадыйского муниципального района было отказано.
В настоящее время административным истцом приобретено жилое помещение, которое отвечает всем нормам и требованиям, предъявляемым для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
27.05.2020 административным истцом зарегистрировано право собственности на приобретенное жилое помещение в Межмуниципальном отделе Управления Росреестра по Костромской области Макарьевскому и Кадыйскому районам.
Истцом предпринимались все зависящие от него меры для надлежащего исполнения решения суда, в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока 5 дней, реальное исполнение истцом решения суда было невозможно по уважительным причинам.
Административный истец просит суд освободить администрацию Кадыйского муниципального района костромской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению заместителя начальника отделение-заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №10621/22/44001/ИП.
В судебное заседание административный истец своего представителя не направил, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, административные исковые требования поддерживает. На момент рассмотрения настоящего заявления решение суда исполнено в полном объеме.
Административный ответчик старший судебный пристав Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карпова О.А. и представитель УФССП России по Костромской области в судебное заседание не явились.
Помощник прокурора Макарьевского района Костромской области Зудина М.Л. действующая по поручению прокурора Кадыйского района Костромской области в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, полагает, что обстоятельства, на которые ссылается административный истец, не свидетельствуют о наличии непреодолимой силы препятствующей не исполнению в установленный срок решения суда.
Заинтересованное лицо ФИО1 извещенная о времени и месте рассмотрения дела в суд не явилась.
Оснований для признания обязательной явки в суд не явившихся лиц не установлено, дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Административное исковое заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 КАС РФ.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Закона об исполнительном производстве).
Частью 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Закона.
Срок для добровольного исполнения в соответствии с ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом.
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении названного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, приведенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П по делу о проверке конституционности положений пп. 7п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава от имени государства налагать названное взыскание на должника в предусмотренных законом случаях признано направленным на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, и воплощающим конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона Костромской области № 620-5-ЗКО от 29.12.2014 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области субвенций из областного бюджета.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 5 № 620-5-ЗКО органы государственной власти Костромской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления из областного бюджета финансовых средств в виде субвенций.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Макарьевского районного суда от 22 декабря 2021 г. удовлетворены исковые требования прокурора Кадыйского района Костромской области в интересах ФИО1 к администрации Кадыйского муниципального района Костромской области. На муниципальное образование Кадыйский муниципальный район Костромской области в лице администрации Кадыйского муниципального района Костромской области возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Кадыйского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда Кадыйского муниципального района (л.д. 12-15).
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от 22.02.2022 на основании исполнительного листа № 2-446/2021 от 01.02.2022, выданного Макарьевским районным судом возбуждено исполнительное производство № 10621/22/44001-ИП в отношении должника администрации Кадыйского муниципального района Костромской области, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований судебного пристава-исполнителя (л.д. 19).
В связи с неисполнением в указанный срок требований исполнительного документа 19.04.2022 заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (л.д. 23).
Исследовав представленные суду доказательства, суд полагает доводы администрации Кадыйского муниципального района Костромской области о невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок и об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа основанными на представленных материалах.
В целях исполнения решения суда администрацией Кадыйского муниципального района Костромской области 02.02.2022, 23.03.2022 подавались заявки главному распорядителю средств из областного бюджета в Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области о выделении субвенций (л.д. 18, 20).
В ответах на указанные заявки Департаментом строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области сообщено, что бюджету Кадыйского муниципального района Костромской области на 2021 г. предусмотрена субвенция в объеме 829,50 тыс. руб. в целях приобретения одного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об отсутствии бюджетных ассигнований для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, необходимости перераспределения бюджетных ассигнований на 2022 год и после внесения изменений в Закон Костромской области от 21.12.2021 года № 166-7-ЗКО «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» бюджету Кадыйского муниципального района будут доведены лимиты бюджетных обязательств средств субвенций. (л.д. 17, 22)
Судом установлено, что в настоящее время во исполнение требований исполнительного документа, администрацией приобретено жилое помещение, которое отвечает всем нормам и требованиям, предъявляемым для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
27.05.2022 зарегистрировано право собственности администрации на приобретенное жилое помещение в Межмуниципальном отделе Управления Росреестра по Костромской области Макарьевскому и Кадыйскому районам.
15.06.2022 между администрацией Кадыйского муниципального района Костромской области и ФИО1 заключен договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда Кадыйского муниципального района, жилое помещение передано ФИО1.
Должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Общие основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 ГК РФ.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники (кроме субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе, требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (п. 74).
Системное толкование приведенных норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего дела позволяют суду сделать вывод о возможности удовлетворения заявленных требований администрации Кадыйского муниципального района Костромской области.
При определении степени вины администрации Кадыйского муниципального района Костромской области в неисполнении решения суда, суд оценивает представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие произведенные администрацией действия по исполнению судебного акта, а также свидетельствующие о дефиците местного бюджета и отсутствие финансирования на приобретение жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей из областного бюджета в соответствии с Законом Костромской области № 320-5-ЗКО от 29.12.2014.
Администрация Кадыйского муниципального района Костромской области представила доказательства, подтверждающие, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне ее контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
решил:
Административное исковое заявление администрации Кадыйского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Освободить администрацию Кадыйского муниципального района Костромской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. № 44001/22/71733 от 19.04.2022, вынесенного в рамках исполнительного производства № 10621/22/44001-ИП от 22.02.2022 в размере 50000 рублей.
Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия в мотивированном виде.
Судья П.З. Вишняков
Решение в окончательной форме принято 27 июня 2022 года.