Решение по делу № 2-1-460/2019 от 12.04.2019

дело № 2-1-460/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Козьмодемьянск                                                          21 мая 2019 года

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Зайковской И.А.,

с участием истца Куторова В.В., его представителя Токаревой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Кутурова В.В. к администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» об изменении даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

установил:

Куторов В.В. обратился в суд с впоследствии уточненным иском к администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район», в котором просит признать истца состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со дня принятия решения комиссией администрации Горномарийского района Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ об оказании материальной помощи в улучшении жилищных условий. В обоснование заявленных требований указано, что истец является ветераном боевых действий, в связи с чем имеет право на обеспечение жильем. После возвращения со службы и получения свидетельства о праве на льготы ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в сельский совет по месту жительства в <адрес> и был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако документы о постановке на учет в указанный период утеряны. После повторного обращения в сельскую администрацию истец поставлен на учет лишь ДД.ММ.ГГГГ, хотя ДД.ММ.ГГГГ комиссией администрации <адрес> после обследования жилищных условий истца было принято решение оказать ему помощь по приобретению жилого помещения за счет средств районного бюджета. Однако жильем Куторов В.В. до настоящего времени не обеспечен. Полагает, что факт постановки истца на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ нарушает права истца, отдаляет реализацию права истца на получение жилья.         

В суде истец Куторов В.В. и его представитель Токарева Н.В. уточненные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, ссылаясь на то, решение комиссии районной администрации, приведенное в письменном ответе главы администрации Президенту Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ -К, свидетельствует об обращении истца в местную администрацию по вопросу улучшения жилищных условий.

Ответчик администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» представителя в суд не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство социального развития Республики Марий Эл и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл представителей в суд не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены.

Министерство социального развития Республики Марий Эл в отзыве на иск ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, пояснив, что субсидия на приобретение жилья может быть выделена Куторову В.В. в порядке очередности по мере финансирования из федерального бюджета. В настоящее время истец переведен в льготную очередь по улучшению жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ значится под номером 424 в сводном списке граждан, признанных органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец Куторов В.В. является ветераном боевых действий на территории Республики Афганистан, в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на льготы и преимущества, установленные для данной категории граждан (справка объединенного военного комиссариата г. Козьмодемьянска № 4/791 от 20 июня 2000 г.).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 января 1995 «О ветеранах» (далее Федеральный закон «О ветеранах»), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Действовавшая до ДД.ММ.ГГГГ система мер социальной защиты различных категорий ветеранов, установленная Федеральным законом «О ветеранах», включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13 в первоначальной редакции), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории.

С принятием Федерального закона от 22 апреля 2004 года № 2-ФЗ (статья 4) система мер социальной защиты всех категорий ветеранов подверглась существенным изменениям. В частности, было предусмотрено, что те ветераны боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий и встали на соответствующий учет до 1 января 2005 года, должны были обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а вставшие на указанный учет после 1 января 2005 года подлежали обеспечению жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 11 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ приведенное законоположение было исключено (пункта 10 статьи 17), однако новое правовое регулирование фактически сохранило различия в правилах обеспечения жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, в зависимости от даты их постановки на соответствующий учет - до или после 1 января 2005 года.

Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

Приведенное правовое регулирование, устанавливая в том числе принцип целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильем всех ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, но не обеспеченных им до указанной даты, направлено на выполнение взятых государством в отношении этой категории ветеранов обязательств, исполнение которых, как и ранее, не зависит от предоставления жилья иным гражданам, состоящим в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 990-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 04.02.2014 № 236-О).

Таким образом, исключив из системы мер социальной защиты ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, льготу в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель предусмотрел для тех из них, кто по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет, т.е. имел право на указанную льготу, гарантию в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

С учетом того, что подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 02 января 2000 года № 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.

Как предусмотрено пункте 1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 г. № 256, Министерство социального развития Республики Марий Эл формирует Сводный список граждан, признанных органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий, из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1.2 и пункте 1.3 настоящего Порядка (далее Сводный список № 1), и Сводный список граждан, признанных органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий, из числа лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1.2 настоящего Порядка (далее Сводный список № 2), на основании сведений о них, представляемых органами местного самоуправления ежегодно, до 1 января.

Сводные списки формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления или признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления в Республике Марий Эл. Граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в один день, включаются в Сводные списки в алфавитном порядке.

Органы местного самоуправления по запросам Министерства социального развития Республики Марий Эл представляют информацию, необходимую для формирования Сводных списков.

Как следует из материалов дела, Куторов В.В., будучи ветераном боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» как нуждающийся в улучшении жилищных условий и вставший на учет до ДД.ММ.ГГГГ истец подлежит обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Таким образом, истец относится к категорий граждан особого (льготного) порядка, которых на основании ранее действовавшего правового регулирования государство обязалось обеспечить жильем в приоритетном порядке по отношению к ветеранам боевых действий из числа тех же лиц, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленным на учет после этой даты, которым предоставлено право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.

На основании предоставленных администрацией Горномарийского муниципального района сведений о постановке Куторова В.В. на указанный учет с ДД.ММ.ГГГГ Министерством социальной защиты населения Республики Марий Эл истец включен в сводный республиканский список граждан, признанных органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в указанном сводном списке Куторов В.В. значится под .

Оспаривая дату, с которой он считается постановленным на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, истец ссылается на приведенное в письме администрации <адрес> Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ -К решение комиссии администрации от ДД.ММ.ГГГГ об оказании семье истца материальной помощи в виде приобретения жилья за счет средств районного бюджета.

Суд полагает, что из содержания указанного решения не следует, что ДД.ММ.ГГГГ Куторова В.В. был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с положениями действовавшего в период возникновения спорных правоотношений жилищного законодательства право на получение жилого помещения носило заявительный характер, гражданин должен был подать в компетентный орган соответствующее заявление вместе с документами, т.е. заявить о себе и о своём праве на обеспечение жильем, подтвердив нуждаемость в жилье.

На основании статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

Согласно пункту 12 Правил учета, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , для принятия на учет гражданин должен обратиться в компетентный орган с заявлением.

Вопреки указанным правовым нормам представленные истцом доказательства не свидетельствуют о том, что Куторов В.В. до ДД.ММ.ГГГГ обращался в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, был поставлен на очередь, на него было заведено учетное дело.

При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для изменения даты постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не имеется. В удовлетворении исковых требований Куторова В.В. о признании истца состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со дня принятия решения комиссией администрации <адрес> Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ об оказании материальной помощи следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Кутурова В.В. к администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» о признании истца состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со дня принятия решения комиссией администрации Горномарийского района Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ об оказании материальной помощи отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                  К.Г.Шахова

решение принято в окончательной форме 22 мая 2019 г.

2-1-460/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Куторов В.В.
Куторов Виталий Владиславович
Ответчики
администрация МО "Горномарийский муниципальный район"
Другие
Министерство социального развития РМЭ
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РМЭ
Суд
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
gornomarisky.mari.sudrf.ru
12.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2019Передача материалов судье
12.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.04.2019Судебное заседание
21.05.2019Судебное заседание
22.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020Дело оформлено
25.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее