Дело № 2-3110/2023
УИД 03RS0003-01-2023-000442-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2023 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Искандаровой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Саитовой С.Ю.,
с участием представителя истца Кравцова Е.Г.,
представителя ответчика Фархиуллиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красновой ФИО7 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о включении в специальный страховой стаж отдельных периодов деятельности и признании права на досрочную страховую пенсию,
установил:
Краснова Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан) о включении в специальный страховой стаж отдельных периодов деятельности и признании права на досрочную страховую пенсию.
В обоснование требований истец указала, что она 10 июня 2021 года обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Уфы Республики Башкортостан с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением № 116 от 22 июня 2021 года в досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу было отказано в связи с несоблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
Кроме того, указанным решением в стаж педагогической деятельности Красновой Т.А. не включены периоды работы, указанные в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица без кода особых условий труда: с 26 августа 2005 года по 31 августа 2005 года (6 дней) и региональные праздники Республики Башкортостан (62 календарных дня), так как Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 не предусмотрено включение в специальный стаж нерабочих (праздничных) дней, установленных региональным законодательством. В решении указано, что право на пенсию будет предоставлено с 16 сентября 2021 года.
Не согласившись с решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Уфы Республики Башкортостан Краснова Т.А. 8 августа 2022 года обратилась с жалобой в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ.
Письменным уведомлением Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ от 7 сентября 2022 года № 66-18-08/857 истцу сообщено, что правовых оснований для признания жалобы обоснованной не имеется, решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Уфы Республики Башкортостан № 116 от 22 июня 2021 года является законным.
С учетом изложенного, истец, уточнив свои исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, просит:
- признать незаконными решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Уфы Республики Башкортостан об отказе в установлении пенсии № 116 от 22 июня 2021 года и уведомление Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ от 7 сентября 2022 года № 66-18-08/857 об отказе в установлении Красновой Т.А. досрочной страховой пенсии по старости, в части несвключения в специальный страховой стаж периода работы с 26 августа 2005 года по 31 августа 2005 года (6 дней), региональных праздников в количестве 62 календарных дней;
- обязать ответчика включить в специальный стаж Красновой Т.А. для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы с 26 августа 2005 года по 31 августа 2005 в количестве 6 дней, нерабочие праздничные дни Республики Башкортостан в количестве 62 календарных дней;
Обязать ответчика назначить Красновой Т.А. досрочную страховую пенсию по старости с 7 июля 2021 года.
Истец Краснова Т.А. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, представила в суд заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.
Представитель истца по доверенности Кравцов Е.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить, по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан по доверенности Фархиуллина Е.Н. в судебном заседании иск не признала, просила в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. от 01.10.2019) (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 30 от 11.12.2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1. ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Список предусматривает должность воспитателя и старшего воспитателя дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований, центр развития ребенка-детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" постановлено Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 г. - предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.
Судом установлено, что 10 июня 2021 года Краснова Т.А. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Уфы Республики Башкортостан с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, осуществляющему не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Уфы Республики Башкортостан № 116 от 22 июня 2021 года в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях» истцу было отказано со ссылкой на ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", что право на пенсию будет предоставлено с 16 сентября 2021 года.
Указанным решением страховой стаж истца определен продолжительностью в 32 года 7 месяцев 16 дней, стаж на соответствующих видах работ в связи с педагогической деятельностью – 25 лет.
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Уфы Республики Башкортостан № 116 от 22 июня 2021 года в стаж педагогической деятельности Красновой Т.А. не засчитаны периоды работы, указанные в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица без кода особых условий труда: с 26 августа 2005 года по 31 августа 2005 года (6 дней) и региональные праздники Республики Башкортостан (62 календарных дня), так как Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 не предусмотрено включение в специальный стаж нерабочих (праздничных) дней, установленных региональным законодательством.
Разрешая требования истца в части включения в специальный стаж вышеуказанных праздничных нерабочих дней Республики Башкортостан, суд находит их подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Из трудовой книжки Красновой Т.А ЕТ-I № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она с 25 сентября 2000 года по 25 августа 2005 года работала в должности учителя-логопеда в Средней школе № 74, с 26 августа 2005 года по настоящее время работает в МБОУ «Школа № 157» ГО г. Уфа в должности учителя-логопеда.
Вместе с тем в стаж педагогической деятельности Красновой Т.А., согласно решению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Уфы Республики Башкортостан № 116 от 22 июня 2021 года, не засчитаны выходные и нерабочие (праздничные) дни, установленные законодательством Республики Башкортостан.
С таким решением ответчика в части не включения в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях» нерабочих праздничных дней Республики Башкортостан общей продолжительностью 62 календарных дня, суд согласиться не может.
Исходя из системного толкования Конституции Российской Федерации, положений статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации, разграничивающей полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 N ВС-10/21 "О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан", в Республике Башкортостан установлены праздничные дни Ураза-байрам, Курбан-Байрам, 11 октября ежегодно празднуется День Республики, и до 24.12.2009 ежегодно 24 декабря праздновался День Конституции Республики Башкортостан, перечисленные выше праздничные дни установлены законодательным органом Республики Башкортостан в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, в связи с чем, их исключение из специального стажа истца произведено пенсионным органом необоснованно.
Конституцией Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации (статья 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72), а также полномочия субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (статья 73).
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Сфера защиты прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты "б", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П).
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений определены Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Согласно пункту 7 статьи 4 названного Федерального закона по просьбе религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 27.02.1992 N ВС-10/21 "О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан", в Республике Башкортостан нерабочими праздничными днями являются, в частности Ураза-байрам, Курбан-Байрам, День Республики Башкортостан - 11 октября, День Конституции Республики Башкортостан - 24 декабря, приходившиеся на перечисленные выше спорные даты.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 приведенных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Отсутствие в названных Правилах прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.
В связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о включении нерабочих (праздничных) дней Республики Башкортостан общей продолжительностью 62 календарных дня за период работы учителем с 2005 года по 2020 год, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разрешая требования истца в части включения в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периода работы с 26 августа 2005 года по 31 августа 2005 в количестве 6 дней суд находит их также подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 N 258н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно справке уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения пенсии и подтверждающие постоянную занятость на льготной работе, выданной 14 июня 2019 года МБОУ Школа № 157 ГО г. Уфа РБ, Краснова Т.А. работает в должности учителя-логопеда на ставку с 26.08.2005 года
Сдача работодателем в пенсионный орган индивидуальных сведений за вышеуказанный спорный период работы истицы без кода особых условий труда, на что ссылается представитель ответчика, не должна повлечь для Красновой Т.А. неблагоприятных последствий в виде отказа во включении спорного периода в специальный стаж, поскольку в силу Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд РФ лежит на работодателе.
Кроме того, Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 года N 9-П, невыполнение страхователями требований данного Федерального закона, а также Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
В соответствии с п. 1.1. ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. 19 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", лицам, выработавшим в 2020 году 25 лет педагогического стажа в учреждениях для детей, независимо от их возраста страховая пенсия с учетом положений части 1.1 данной статьи назначается не ранее, чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Гражданам, которые в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 выработали педагогический стаж в соответствии с законодательством РФ, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков (ст. 10 ч. 3 Федерального закона N 350-ФЗ).
При выработке специального стажа 25 лет в 2020 году, право назначения страховой пенсии по старости возникнет через 1 год 6 месяцев от даты выработки специального стажа.
С учетом включения судом в специальный стаж Красновой Т.А. праздничных дней Республики Башкортостан в количестве 62 календарных дней и периода работы с 26 августа 2005 года по 31 августа 2005 в количестве 6 дней, то истицей специальный 25-летний педагогический стаж выработан 7 января 2020 года, и в силу положений ч. 3 ст. 10 Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" она имеет право на досрочную стразовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 7 июля 2021 года.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
уточненные исковые требования Красновой ФИО8 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о включении в специальный страховой стаж отдельных периодов деятельности и признании права на досрочную страховую пенсию – удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Уфы Республики Башкортостан № 116 от 22.06.2021 об отказе в установлении Красновой ФИО9 досрочной страховой пенсии и в части невключения в специальный трудовой стаж периода работы с 26.08.2005 по 31.08.2005, региональных праздничных дней в количестве 62 календарных дня.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (ИНН 0278055355) включить в специальный стаж Красновой ФИО10 (СНИЛС №) для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы с 26.08.2005 по 31.08.2005 в количестве 6 дней, нерабочие праздничные дни Республики Башкортостан в количестве 62 календарных дней.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан назначить Красновой ФИО11 досрочную страховую пенсию по старости с 7 июля 2021 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.Н. Искандарова
Мотивированное решение суда изготовлено 30 марта 2023 года