Решение по делу № 2-251/2024 от 17.04.2024

11RS0007-01-2024-000313-97

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

от 7 мая 2024 года по делу № 2-251/2024

Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе судьи Рейнгардт С.М., при секретаре Балыбердиной В.А.,

с участием прокурора Курято М.Р.,

истца Ребинчак Т.Н.,

представителя ответчика администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми Кокаревой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Вуктыл гражданское дело по иску прокурора города Вуктыла Республики Коми, в интересах Ребинчак Т. Н., к администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Прокурор города Вуктыла Республики Коми, в интересах Ребинчак Т.Н., обратился в суд с иском к администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. В обоснование требований указано, что прокуратурой города по обращению Ребинчак Т.Н. проведена проверка по факту укуса ее безнадзорным животным. Проверкой установлено, что 16.03.2024 около 19:30 возле дома № 3 по ул. 60 лет Октября в г. Вуктыла на Ребинчак Т.Н. напала свора трех собак: одна черно-белая и две белых собаки, все дворняги, безнадзорные. Белые собаки ее окружили и начали кидаться на нее, а черно-белая собака укусила ее за икру правой ноги сзади. В результате нападения безнадзорной (бродячей) собаки Ребинчак Т.Н. получила укушенную рану задней поверхности правой голени. Она обратилась в ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ», где ей оказана медицинская помощь. Укус собаки явился причиной нравственных и физических страданий для Ребинчак Т.Н., которая является пенсионером. В результате укуса собаки она находилась на лечении, испытывала боль, как во время нападения собаки, так и во время обработки раны и от уколов, хромала, сутки лежала дома, была слабость, переживала, после нападения собак редко выходит гулять. До настоящего времени испытывает страх при виде собак, на ноге остались рубцы, синяки, уплотнения. Поскольку администрацией МО «Вуктыл» Республики Коми безопасность жителей от нападения животных без владельцев надлежащим образом не обеспечена, в связи с чем пенсионер подверглась нападению животных, моральный вред подлежит возмещению администрацией МО «Вуктыл» Республики Коми.

Прокурор Курято М.Р. в судебном заседании на иске настаивала по доводам, указанным в исковом заявлении.

Истец Ребинчак Т.Н. на исковых требованиях настаивала, пояснила, что 16.03.2024, около 18 часов, пошла в магазин. Со двора, около дома 3 по ул. 60 лет Октября, находились три собаки, одна напала сзади, держала ногу, другие наскакивали на нее. Она растерялась, испугалась. Собаки были больших размеров, грязные, нечипированные, без намордников, без ошейников. После укуса на ноге был отек, шла кровь, не могла наступить на ногу, поскольку испытывала боль. Прививки антирабические перенесла тяжело, кружилась голова. По дому ничего не могла делать недели 2-3. До сих пор испытывает страх при выходе на улицу.

Представитель ответчика администрации МО «Вуктыл» Республики Коми Кокарева Н.Г. исковые требования не признала по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.

Заслушав прокурора, истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему мнению.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми от 1 декабря 2015 года № 114-РЗ «О преобразовании муниципальных образований муниципального района «Вуктыл» в Республике Коми и внесении изменений в связи с этим в Закон Республики Коми «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» в соответствии с федеральным законодательством муниципальные образования городского поселения «Вуктыл» и сельских поселений «Дутово», «Подчерье», «Усть-Соплеск», «Лемтыбож», расположенные на территории муниципального образования муниципального района «Вуктыл» в Республике Коми, преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование городского поселения, наделив его статусом городского округа с наименованием «Вуктыл».

Согласно п. 1 решения Совета муниципального образования городского округа «Вуктыл» от 19 апреля 2016 года № 28 «Об администрации городского округа «Вуктыл» администрация городского округа «Вуктыл» является правопреемником публичных прав и обязанностей администрации муниципального района «Вуктыл», администрации городского поселения «Вуктыл», администрации сельского поселения «Дутово», администрации сельского поселения «Подчерье», администрации сельского поселения «Лемтыбож», администрации сельского поселения «Усть-Соплеск».

В соответствии с разделами 2 и 4 Положения об администрации городского округа «Вуктыл» к исполнительно распорядительным полномочиям администрации в соответствии с настоящим Положением и решениями Совета городского округа «Вуктыл» относятся полномочия - по решению вопросов местного значения.

Муниципальное образование городской округ «Вуктыл» осуществляет свою деятельность на основании Устава, принятого решением Совета ГО «Вуктыл» от 26 мая 2016 года .

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Администрацией городского округа «Вуктыл» 10 августа 2021 года принято постановление № 08/1006 «Об организации проведения на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев и о признании утратившим силу постановления администрации городского округа «Вуктыл» от 26 мая 20178 года № 05/452 «Об организации проведения на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных».

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», а также ст.ст. 3,4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местными бюджетами субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).

Согласно п. 3 ст. 20 названного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статьями 1, 5, 10 Закона Республики Коми от 1 декабря 2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Кроме того, п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

Таким образом, начиная с 1 января 2017 года исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обязаны осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

Постановлением администрации городского округа «Вуктыл» от 10 августа 2021 года № 08/1006 утверждены инструкции по отлову животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», по транспортировке животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», порядок организации деятельности приютов для животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», а также порядок возврата отловленных животных их владельцам на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл».

Согласно п.п. 3, 5, 6, 7, 8 Инструкции по отлову животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» отлову подлежат животные без владельцев, в том числе имеющие ошейник и учетный знак, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица. Отлов животных производится организацией, осуществляющей отлов животных без владельцев. Отлов животных без владельцев может быть плановым и вынужденным.

Отлову подлежат агрессивные, с признаками бешенства животные, а также без владельцев, находящиеся на территории, на которой зарегистрирован факт нападения животного на человека, в случае, когда животные проявляют агрессию по отношению к человеку и другим животным, создают опасность для дорожного движения, находятся на территории детских садов, школ, организаций здравоохранения и в иных общественных местах без сопровождения человека.

Животные без владельцев, покусавшие человека, а также животные, контакт с которыми повлек обращение за антирабической помощью, подозрительные на заболевание бешенством, должны быть отловлены или иммобилизованы организацией, осуществляющей отлов безнадзорных животных, и незамедлительно доставлены к специалистам в области ветеринарии для их дальнейшего осмотра.

На основании Закона Республики Коми от 29.03.2023 № 14-РЗ «О наделении муниципального образования городского округа «Вуктыл» статусом муниципального округа и внесении в связи с этим изменений в Закон Республики Коми «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» решением Совета городского округа «Вуктыл от 21.07.2023 № 196 «Об администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми» администрация городского округа «Вуктыл» переименована в администрацию муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми. Администрация муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми является правопреемником публичных прав и обязанностей администрации городского округа «Вуктыл».

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой города по обращению Ребинчак Т.Н. проведена проверка по факту укуса ее безнадзорным животным. Проверкой установлено, что 16.03.2024 около 19:30 возле дома № 3 по ул. 60 лет Октября в г. Вуктыла на Ребинчак Т.Н. напала свора трех собак: одна черно-белая и две белых собаки, все дворняги, безнадзорные. Белые собаки ее окружили и начали кидаться на нее, а черно-белая собака укусила ее за икру правой ноги сзади. В результате нападения безнадзорной (бродячей) собаки Ребинчак Т.Н. получила укушенную рану задней поверхности правой голени. В ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» Ребинчак Т.Н. оказана медицинская помощь.

В рамках данной проверки 10.04.2024 отобрано объяснение от Ребинчак Т.Н., из которого следует, что 16.03.2024 около 19:30 возле дома № 3 по ул. 60 лет Октября г. Вуктыла на нее напала свора трех собак: одна черно-белая и две белых собаки, все дворняги, безнадзорные. Белые собаки окружили и начали кидаться на нее, а черно-белая собака укусила ее за икру правой ноги сзади. От укуса испытала сильную физическую боль на месте укуса осталась рваная рана, в месте укуса повреждены штаны. Все собаки были без бирок, без ошейников, человека (хозяина) рядом с собаками не было, они были бездомные. Нападением собак причинен моральный вред, поскольку испытала физические и нравственные страдания. Моральный вред оценивает в 100000 руб.

Ранее, 16.03.2024 врио оперативного дежурного ДЧ ОМВД России «Вуктыльское» Костроминой К.В. составлен рапорт о получении сообщения, из которого следует, что между домами 3 и 5 по ул. 60 лет Октября Ребинчак Т.Н. укусила дворовая собака.

Согласно информации ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» Ребинчак Т.Н. обратилась в хирургическое отделение больницы по факту укуса безнадзорной собакой. Поставлен диагноз – укушенная рана правой голени, оказана медицинская помощь – обработка раны; проходит антирабическую вакцинацию по схеме.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, одним из которых является компенсация морального вреда.

Статья 150 ГК РФ относит к нематериальным благам, в том числе, жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно п.1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и ст. 151 ГК РФ.

В абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В силу статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Таким образом, по смыслу закона, компенсация морального вреда не поддается точному денежному подсчету, она не может в полной мере возместить причиненные физическому лицу нравственные и (или) физические страдания, а призвана лишь максимально возможно компенсировать последствия, понесенных данными лицами нравственных и физических страданий.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в системной взаимосвязи с содержанием пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом. На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

В силу вышеуказанных правовых норм обеспечение отлова безнадзорных животных и контроль за соблюдением норм и требований в сфере благоустройства и безопасности граждан на территории МО «Вуктыл» возложено на администрацию МО «Вуктыл» Республики Коми.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины администрации МО «Вуктыл» Республики Коми в причинении вреда истцу, не представлено (ст. 56 ГПК РФ).

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о бездействии администрации МО «Вуктыл» Республики Коми в области обеспечения безопасности населения города от нападения безнадзорных животных.

Установлено, что причинение вреда здоровью Ребинчак Т.Н. имело место в результате виновного бездействия со стороны администрации МО «Вуктыл» Республики Коми по невыполнению возложенных на муниципальное образование законом обязанностей в области обеспечения безопасности населения города от нападения безнадзорных животных, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации МО «Вуктыл» Республики Коми и нападением безнадзорной собаки 16.03.2024 на Ребинчак Т.Н.

Вместе с тем, оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, руководствуясь выше приведенными нормами материального права, суд приходит к выводу о причинении Ребинчак Т.Н. вреда здоровью и в связи с этим физических и нравственных страданий, что вышеуказанный вред возник в связи с не исполнением ответчиком в достаточной мере обязанности к принятию мер по отлову безнадзорных собак на территории муниципального образования. Доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми в причинении вреда истцу в результате укуса безнадзорной собаки, ответчиком в лице органа местного самоуправления не представлено. В результате укуса собаки истец Ребинчак Т.Н. испытала боль, страх, тревогу; тратила свое личное время для прохождения лечения. До настоящего времени Ребинчак Т.Н. испытывает страх при виде собак.

Определяя размер компенсации, судом учитывается характер травмы и обстоятельства ее получения, возраст истца и связанные с этим физические страдания и нравственные переживания, страх, длительность претерпевания истцом болевых ощущений в результате полученной травмы, психологическое состояние после укуса собаки, не исполнение в достаточной мере ответчиком обязанности к принятию мер по отлову безнадзорных собак на территории муниципального образования, а также требования разумности и справедливости, в связи, с чем полагает возможным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в пользу Ребинчак Т.Н. в размере 50 000 рублей.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Вуктыла Республики Коми, в интересах Ребинчак Т. Н., удовлетворить.

Взыскать с администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми (ИНН 1107004112, ОГРН 1021100935426) в пользу Ребинчак Т. Н. (паспорт гражданина РФ ) компенсацию морального вреда в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Коми через Вуктыльский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья – подпись С.М. Рейнгардт

Мотивированное решение составлено 08.05.2024.

Копия верна: Судья С.М. Рейнгарлдт

11RS0007-01-2024-000313-97

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

от 7 мая 2024 года по делу № 2-251/2024

Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе судьи Рейнгардт С.М., при секретаре Балыбердиной В.А.,

с участием прокурора Курято М.Р.,

истца Ребинчак Т.Н.,

представителя ответчика администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми Кокаревой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Вуктыл гражданское дело по иску прокурора города Вуктыла Республики Коми, в интересах Ребинчак Т. Н., к администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Прокурор города Вуктыла Республики Коми, в интересах Ребинчак Т.Н., обратился в суд с иском к администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. В обоснование требований указано, что прокуратурой города по обращению Ребинчак Т.Н. проведена проверка по факту укуса ее безнадзорным животным. Проверкой установлено, что 16.03.2024 около 19:30 возле дома № 3 по ул. 60 лет Октября в г. Вуктыла на Ребинчак Т.Н. напала свора трех собак: одна черно-белая и две белых собаки, все дворняги, безнадзорные. Белые собаки ее окружили и начали кидаться на нее, а черно-белая собака укусила ее за икру правой ноги сзади. В результате нападения безнадзорной (бродячей) собаки Ребинчак Т.Н. получила укушенную рану задней поверхности правой голени. Она обратилась в ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ», где ей оказана медицинская помощь. Укус собаки явился причиной нравственных и физических страданий для Ребинчак Т.Н., которая является пенсионером. В результате укуса собаки она находилась на лечении, испытывала боль, как во время нападения собаки, так и во время обработки раны и от уколов, хромала, сутки лежала дома, была слабость, переживала, после нападения собак редко выходит гулять. До настоящего времени испытывает страх при виде собак, на ноге остались рубцы, синяки, уплотнения. Поскольку администрацией МО «Вуктыл» Республики Коми безопасность жителей от нападения животных без владельцев надлежащим образом не обеспечена, в связи с чем пенсионер подверглась нападению животных, моральный вред подлежит возмещению администрацией МО «Вуктыл» Республики Коми.

Прокурор Курято М.Р. в судебном заседании на иске настаивала по доводам, указанным в исковом заявлении.

Истец Ребинчак Т.Н. на исковых требованиях настаивала, пояснила, что 16.03.2024, около 18 часов, пошла в магазин. Со двора, около дома 3 по ул. 60 лет Октября, находились три собаки, одна напала сзади, держала ногу, другие наскакивали на нее. Она растерялась, испугалась. Собаки были больших размеров, грязные, нечипированные, без намордников, без ошейников. После укуса на ноге был отек, шла кровь, не могла наступить на ногу, поскольку испытывала боль. Прививки антирабические перенесла тяжело, кружилась голова. По дому ничего не могла делать недели 2-3. До сих пор испытывает страх при выходе на улицу.

Представитель ответчика администрации МО «Вуктыл» Республики Коми Кокарева Н.Г. исковые требования не признала по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.

Заслушав прокурора, истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему мнению.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми от 1 декабря 2015 года № 114-РЗ «О преобразовании муниципальных образований муниципального района «Вуктыл» в Республике Коми и внесении изменений в связи с этим в Закон Республики Коми «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» в соответствии с федеральным законодательством муниципальные образования городского поселения «Вуктыл» и сельских поселений «Дутово», «Подчерье», «Усть-Соплеск», «Лемтыбож», расположенные на территории муниципального образования муниципального района «Вуктыл» в Республике Коми, преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование городского поселения, наделив его статусом городского округа с наименованием «Вуктыл».

Согласно п. 1 решения Совета муниципального образования городского округа «Вуктыл» от 19 апреля 2016 года № 28 «Об администрации городского округа «Вуктыл» администрация городского округа «Вуктыл» является правопреемником публичных прав и обязанностей администрации муниципального района «Вуктыл», администрации городского поселения «Вуктыл», администрации сельского поселения «Дутово», администрации сельского поселения «Подчерье», администрации сельского поселения «Лемтыбож», администрации сельского поселения «Усть-Соплеск».

В соответствии с разделами 2 и 4 Положения об администрации городского округа «Вуктыл» к исполнительно распорядительным полномочиям администрации в соответствии с настоящим Положением и решениями Совета городского округа «Вуктыл» относятся полномочия - по решению вопросов местного значения.

Муниципальное образование городской округ «Вуктыл» осуществляет свою деятельность на основании Устава, принятого решением Совета ГО «Вуктыл» от 26 мая 2016 года .

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Администрацией городского округа «Вуктыл» 10 августа 2021 года принято постановление № 08/1006 «Об организации проведения на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев и о признании утратившим силу постановления администрации городского округа «Вуктыл» от 26 мая 20178 года № 05/452 «Об организации проведения на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных».

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», а также ст.ст. 3,4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местными бюджетами субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).

Согласно п. 3 ст. 20 названного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статьями 1, 5, 10 Закона Республики Коми от 1 декабря 2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Кроме того, п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

Таким образом, начиная с 1 января 2017 года исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обязаны осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

Постановлением администрации городского округа «Вуктыл» от 10 августа 2021 года № 08/1006 утверждены инструкции по отлову животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», по транспортировке животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», порядок организации деятельности приютов для животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», а также порядок возврата отловленных животных их владельцам на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл».

Согласно п.п. 3, 5, 6, 7, 8 Инструкции по отлову животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» отлову подлежат животные без владельцев, в том числе имеющие ошейник и учетный знак, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица. Отлов животных производится организацией, осуществляющей отлов животных без владельцев. Отлов животных без владельцев может быть плановым и вынужденным.

Отлову подлежат агрессивные, с признаками бешенства животные, а также без владельцев, находящиеся на территории, на которой зарегистрирован факт нападения животного на человека, в случае, когда животные проявляют агрессию по отношению к человеку и другим животным, создают опасность для дорожного движения, находятся на территории детских садов, школ, организаций здравоохранения и в иных общественных местах без сопровождения человека.

Животные без владельцев, покусавшие человека, а также животные, контакт с которыми повлек обращение за антирабической помощью, подозрительные на заболевание бешенством, должны быть отловлены или иммобилизованы организацией, осуществляющей отлов безнадзорных животных, и незамедлительно доставлены к специалистам в области ветеринарии для их дальнейшего осмотра.

На основании Закона Республики Коми от 29.03.2023 № 14-РЗ «О наделении муниципального образования городского округа «Вуктыл» статусом муниципального округа и внесении в связи с этим изменений в Закон Республики Коми «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» решением Совета городского округа «Вуктыл от 21.07.2023 № 196 «Об администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми» администрация городского округа «Вуктыл» переименована в администрацию муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми. Администрация муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми является правопреемником публичных прав и обязанностей администрации городского округа «Вуктыл».

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой города по обращению Ребинчак Т.Н. проведена проверка по факту укуса ее безнадзорным животным. Проверкой установлено, что 16.03.2024 около 19:30 возле дома № 3 по ул. 60 лет Октября в г. Вуктыла на Ребинчак Т.Н. напала свора трех собак: одна черно-белая и две белых собаки, все дворняги, безнадзорные. Белые собаки ее окружили и начали кидаться на нее, а черно-белая собака укусила ее за икру правой ноги сзади. В результате нападения безнадзорной (бродячей) собаки Ребинчак Т.Н. получила укушенную рану задней поверхности правой голени. В ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» Ребинчак Т.Н. оказана медицинская помощь.

В рамках данной проверки 10.04.2024 отобрано объяснение от Ребинчак Т.Н., из которого следует, что 16.03.2024 около 19:30 возле дома № 3 по ул. 60 лет Октября г. Вуктыла на нее напала свора трех собак: одна черно-белая и две белых собаки, все дворняги, безнадзорные. Белые собаки окружили и начали кидаться на нее, а черно-белая собака укусила ее за икру правой ноги сзади. От укуса испытала сильную физическую боль на месте укуса осталась рваная рана, в месте укуса повреждены штаны. Все собаки были без бирок, без ошейников, человека (хозяина) рядом с собаками не было, они были бездомные. Нападением собак причинен моральный вред, поскольку испытала физические и нравственные страдания. Моральный вред оценивает в 100000 руб.

Ранее, 16.03.2024 врио оперативного дежурного ДЧ ОМВД России «Вуктыльское» Костроминой К.В. составлен рапорт о получении сообщения, из которого следует, что между домами 3 и 5 по ул. 60 лет Октября Ребинчак Т.Н. укусила дворовая собака.

Согласно информации ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» Ребинчак Т.Н. обратилась в хирургическое отделение больницы по факту укуса безнадзорной собакой. Поставлен диагноз – укушенная рана правой голени, оказана медицинская помощь – обработка раны; проходит антирабическую вакцинацию по схеме.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, одним из которых является компенсация морального вреда.

Статья 150 ГК РФ относит к нематериальным благам, в том числе, жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно п.1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и ст. 151 ГК РФ.

В абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В силу статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Таким образом, по смыслу закона, компенсация морального вреда не поддается точному денежному подсчету, она не может в полной мере возместить причиненные физическому лицу нравственные и (или) физические страдания, а призвана лишь максимально возможно компенсировать последствия, понесенных данными лицами нравственных и физических страданий.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в системной взаимосвязи с содержанием пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом. На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

В силу вышеуказанных правовых норм обеспечение отлова безнадзорных животных и контроль за соблюдением норм и требований в сфере благоустройства и безопасности граждан на территории МО «Вуктыл» возложено на администрацию МО «Вуктыл» Республики Коми.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины администрации МО «Вуктыл» Республики Коми в причинении вреда истцу, не представлено (ст. 56 ГПК РФ).

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о бездействии администрации МО «Вуктыл» Республики Коми в области обеспечения безопасности населения города от нападения безнадзорных животных.

Установлено, что причинение вреда здоровью Ребинчак Т.Н. имело место в результате виновного бездействия со стороны администрации МО «Вуктыл» Республики Коми по невыполнению возложенных на муниципальное образование законом обязанностей в области обеспечения безопасности населения города от нападения безнадзорных животных, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации МО «Вуктыл» Республики Коми и нападением безнадзорной собаки 16.03.2024 на Ребинчак Т.Н.

Вместе с тем, оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, руководствуясь выше приведенными нормами материального права, суд приходит к выводу о причинении Ребинчак Т.Н. вреда здоровью и в связи с этим физических и нравственных страданий, что вышеуказанный вред возник в связи с не исполнением ответчиком в достаточной мере обязанности к принятию мер по отлову безнадзорных собак на территории муниципального образования. Доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми в причинении вреда истцу в результате укуса безнадзорной собаки, ответчиком в лице органа местного самоуправления не представлено. В результате укуса собаки истец Ребинчак Т.Н. испытала боль, страх, тревогу; тратила свое личное время для прохождения лечения. До настоящего времени Ребинчак Т.Н. испытывает страх при виде собак.

Определяя размер компенсации, судом учитывается характер травмы и обстоятельства ее получения, возраст истца и связанные с этим физические страдания и нравственные переживания, страх, длительность претерпевания истцом болевых ощущений в результате полученной травмы, психологическое состояние после укуса собаки, не исполнение в достаточной мере ответчиком обязанности к принятию мер по отлову безнадзорных собак на территории муниципального образования, а также требования разумности и справедливости, в связи, с чем полагает возможным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в пользу Ребинчак Т.Н. в размере 50 000 рублей.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Вуктыла Республики Коми, в интересах Ребинчак Т. Н., удовлетворить.

Взыскать с администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми (ИНН 1107004112, ОГРН 1021100935426) в пользу Ребинчак Т. Н. (паспорт гражданина РФ ) компенсацию морального вреда в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Коми через Вуктыльский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья – подпись С.М. Рейнгардт

Мотивированное решение составлено 08.05.2024.

Копия верна: Судья С.М. Рейнгарлдт

2-251/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ребинчак Татьяна Николаевна
Старший помощник прокурора г. Вуктыла Республики Коми Курято М.Р.
Ответчики
Администрация муниципального округа "Вуктыл"
Суд
Вуктыльский городской суд Республики Коми
Судья
Рейнгардт Светлана Михайловна
Дело на странице суда
vuktyl.komi.sudrf.ru
17.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2024Передача материалов судье
17.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2024Судебное заседание
08.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее