№5-95/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Анжеро-Судженск 18 апреля 2017 года
Судья Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области Ефременко И.В.,
с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Целищевой ФИО6 (доверенность от <дата> сроком на один год)
ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах Воронцовой И.М. (доверенность № от <дата> до <дата>)
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КРФобАП, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение»,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения административного расследования, возбужденного <дата>г. главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах Исуповым И.П., проведенного <дата>. в период с 10-00час. до 11-00час. в отношении ООО «Теплоснабжение»., выявлены нарушения юридическим лицом требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно:
При проведении осмотра территории жилого дома по <адрес>, выявлено складирование золы каменного угля, вплотную к ограде земельного участка вышеуказанного жилого дома, от котельной ООО «Теплоснабжение». Навал золы размещен на обочине автомобильной дороги и составляет длиной 20м., высотой 2м.. Место временного размещения золы от котельной не спланирована, не имеет искусственного водонепроницаемого и химического стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); поверхность хранящихся насыпью отходов (золы) не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (отсутствует укрытие брезентом, навес и т.д.), что является нарушением п.3.7 Федерального Закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Проект по обращению отходов в ООО «Теплоснабжение» не разработан, временное складирование производственных отходов (золы от котельной) не проводится на специально оборудованной площадке, что является нарушением п.3.1, п.3.2 Федерального Закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Таким образом, юридическим лицом – Общества с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КРФобАП «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами».
В судебном заседании представитель ООО «Теплоснабжение» Целищева А.А. суду пояснила, что не отрицает факт правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, допущенного представляемым ею юридическим лицом, однако просит уменьшить размер штрафа менее минимального размера предусмотренного санкцией соответствующей статьи.
Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах Воронцова И.М. в судебном заседании пояснила, что в материалах дела имеются доказательства причастности юридического лица ООО «Теплоснабжение» к совершению вмененного административного правонарушения, однако у нее имеется устная информация о том, что предпринимаются меры ООО «Теплоснабжение» к устранению допущенного правонарушения.
Проверив материалы дела, прихожу к выводу о том, что виновность юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение», в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, подтверждается совокупностью представленных и исследованных в судебном заседании доказательств:
- протоколом № по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение» от <дата>, согласно которому <дата> выявлены нарушения п.п.3.1, 3.2, 3.7 Федерального Закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- определением № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение» по факту административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КРФобАП;
- определением № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении юридического лица- Акционерного общества Кузнецкие ферросплавы» по факту административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КРФобАП;
- протоколом от <дата>. об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, осмотр проведен в присутствии двух понятых и представителя юридического лица- Общества с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение»;
- фототаблицей от <дата>., из которой усматривается, что на обочине автодороги и границы участка жилого дома по <адрес>, имеется насыпь золы.
Из материалов дела следует и судьёй установлено, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах по обращению жителя дома по <адрес> г.Анжеро-Судженска, Сидоровой Е.И., проведена проверка по факту незаконного складирования золы каменного угля. В ходе проверки выявлено складирование золы каменного угля, вплотную к ограде земельного участка вышеуказанного жилого дома, от котельной ООО «Теплоснабжение». Навал золы размещен на обочине автомобильной дороги и составляет длиной 20м., высотой 2м.. Место временного размещения золы от котельной не спланирована, не имеет искусственного водонепроницаемого и химического стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); поверхность хранящихся насыпью отходов (золы) не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (отсутствует укрытие брезентом, навес и т.д.).
Указанные доказательства собраны в соответствии с нормами КРФобАП.
У административного ответчика отсутствуют документы, подтверждающие законность временного складирования производственных отходов (золы от котельной) ООО «Теплоснабжение» в районе <адрес> в г.Анжеро-Судженске.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 "Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".
Согласно п. 3.1 указанных СанПиН временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами.
Согласно п. 3.2. указанных СанПиН временное складирование отходов производства и потребления допускается:
- на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов;
- на приемных пунктах сбора вторичного сырья;
- на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов;
- на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Из положений п. 3.7, 3.8 названных Правил следует, что поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.).
Учитывая вышеизложенное, в действиях ООО «Теплоснабжение»усматривается нарушение обязательных требований по обращению с отходами производства и потребления. В связи с чем в отношении ООО «Теплоснабжение» правомерно возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении от <дата>.
При разрешении довода представителя административного ответчика о применении в отношении ООО «Теплоснабжения» п.2.9 КРФоб АП- освобождении от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, судья приходит к следующему:
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отмене этого постановления и прекращении производства по делу.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного, необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как указано в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате допущенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
Применение судом положений о малозначительности может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.
В каждом конкретном случае следует учитывать разовый либо систематический характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.
Применение указанной нормы законодатель не ставит в зависимость от того, каким является состав совершенного правонарушения - формальным или материальным.
Выявленные при проверке ООО «Теплоснабжение» нарушения требований при обращении с отходами производства и потребления свидетельствуют о ненадлежащем исполнении предусмотренных законом обязанностей и наличии ее вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Совершенное правонарушение представляет опасность охраняемым государством интересам в сфере обеспечения экологической безопасности, имеет формальный состав, то есть факт его совершения не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) наступивших вредных последствий. Таким образом, поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не может свидетельствовать о малозначительности совершенного ООО «Теплоснабжение» правонарушения.
Требования экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления направлены на охрану и защиту окружающей среды и граждан, создание условий для их безопасной жизнедеятельности и сохранение природных ресурсов, и являются обязательными для исполнения.
Угроза охраняемым общественным отношениям, в данном случае, заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, не относящихся к элементам состава правонарушения, а в нарушении установленного законом порядка и неисполнении обязанностей в сфере экологической безопасности.
При таких обстоятельствах оснований для применения в отношении ООО «Теплоснабжения» п.2.9 КРФоб АП не имеется.
Санкцией ст.8.2 КРФобАП предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
В качестве смягчающего обстоятельства суд признает признание представителем юридического лица вины в совершении правонарушения, добровольное принятие мер, направленных на устранение нарушений законодательства.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено. Данных о привлечении юридического лица ООО «Теплоснабжение» ранее к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, суд считает необходимым назначить юридическому лицу ООО «Теплоснабжение» наказание в виде административного штрафа, полагая, что данное наказание обеспечит реализацию задач административной ответственности.
Из пояснений представителя юридического лица и письменного заявления-ходатайства следует, что в настоящее время в связи с кризисными явлениями в российской экономике предприятие находится в затруднительном материальном положении, дебиторская задолженность за электроэнергию составляет 78773, 60 тыс.рублей в связи с чем просят применить ст.4.1 КоАП РФ.
Изложенное, по мнению судьи, дает основания для применения положений ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, согласно ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствия, суд полагает, что снижение ООО «Теплоснабжение» административного штрафа до 50 000 рублей будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КРФобАП, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КРФобАП.
Назначить ООО «Теплоснабжение» (<...>) административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Кемеровской области (Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области) <...> вид платежа: Штраф Роспотребнадзор.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, обязательные работы до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: подпись И.В.Ефременко
Копия верна: