Дело № 2-198/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 июля 2017 года с. Ольховка
Ольховский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Кузнецова А.Н.,
при секретаре Коротковой Г.В.,
с участием прокурора Ольховского района Волгоградской области Еремеева А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольховского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Нежинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению положений бюджетного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ольховского района Волгоградской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Нежинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, в котором просил обязать ответчика опубликовать в средствах массовой информации сведения об исполнении бюджета за 3 и 4 квартал 2016 года в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обосновании иска указано, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения ч. 6 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, а именно ответчик официально не опубликовал сведения об исполнении местного бюджета за 3 и 4 квартал 2016 года. Анализируя положения действующего законодательства, полагает, что отсутствие данных сведений в свободном доступе создаёт предпосылки для коррупционных проявлений, так как нарушается принцип прозрачности сведений о бюджете поселения, что нарушает право неопределенного круга лиц на ознакомление с документами и материалами, непосредственного затрагивающими их права и свободы.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, дал пояснения в основном по тексту искового заявления.
Представитель ответчика, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, причины не явки суду не известны, в связи с чем, признаются неуважительными, своих возражений по заявленным исковым требованиям, а также ходатайств об отложении дела не представил.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон № 8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (п. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, её открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом ( п. 1 ст. 4).
Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах прозрачности (открытости).
Принцип прозрачности (открытости) означает обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией) (ст. 36 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета подлежат официальному опубликованию.
Вместе с тем из материалов прокурорской проверки следует, что ответчиком не были опубликованы сведения о ходе исполнения местного бюджета за 3 и 4 квартал 2016 года.
Установленные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются, доказательств обратному суду не предоставлены и материалы дела не содержат.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 декабря 2011 года № 1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 года Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие указанной информации в свободном доступе является нарушением принципа прозрачности бюджетной системы Российской Федерации в целом и её субъектов, а также создает предпосылки для коррупционных проявлений, а потому указанные выше нарушения закона должны быть устранены и на ответчика в силу прямого действия закона должна быть возложена обязанность по официальному опубликованию сведений указанным прокурором в иске, что по мнению суд, не является выходом за пределы заявленных исковых требований.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда с учетом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ, и полагает возможным, установить месячный срок исполнения решения суда, с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно положений ст. 333.36 НК РФ, суд считает возможным освободить администрацию Нежинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ольховского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нежинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению положений бюджетного законодательства – удовлетворить.
Обязать администрацию Нежинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области устранить допущенные нарушения законов и в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу официально опубликовать сведения о ходе исполнения местного бюджета за 3 и 4 квартал 2016 года
Администрацию Нежинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области освободить от уплаты государственной пошлины.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Волгоградский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ольховский районный суд Волгоградской области.
Судья А.Н. Кузнецов