Решение по делу № 2а-1748/2021 от 20.05.2021

62RS0001-01-2021-002225-49

Дело № 2а-1748/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2021 года г.Рязань

Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе судьи Барановой Е.Б.,

при секретаре <данные изъяты> К.О.,

с участием представителя административного истца Клещинской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> Светланы Владимировны к УФССП России по Рязанской области, Отделу судебных приставов по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Елене Юрьевне, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Елене Викторовне о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,

установил:

    <данные изъяты> С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФССП России по Рязанской области, Отделу судебных приставов по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Елене Юрьевне, о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора. Требования мотивированы тем, что в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, однако копия постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ ей как должнику надлежащим образом направлена не была. О факте возбуждения исполнительного производства она, административный истец, узнала только после того, как с принадлежащих ей расчетных счетов были списаны денежные средства, в СМС-сообщениях банка имелась ссылка на указанное выше исполнительное производство, после чего в Банке исполнительных производств на официальном сайте ФССП РФ административным истцом получены сведения о возбуждении в отношении нее исполнительного производства.

    Из того же Банка исполнительных производств на официальном сайте ФССП РФ административным истцом получены сведения о начислении ей исполнительского сбора на основании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ , по взысканию исполнительского сбора в настоящее время возбуждено исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которого исполнительный сбор взыскан с административного истца в полном размере в сумме 316123,67 рубля.

    Из пояснений судебного пристава-исполнителя ей стало известно о том, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства была направлена в адрес должника посредством личного кабинета на едином портале «Госуслуги», однако административный ответчик не пользовалась личным кабинетом единого портала «Госуслуги» в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата возбуждения исполнительного производства) по ДД.ММ.ГГГГ (дата списания денежных средств с ее расчетных счетов), ввиду чего копии постановления о возбуждении исполнительного производства не получала и лишена была возможности добровольно исполнить требования исполнительного документа.

    Полагает, что при отсутствии у судебного пристава-исполнителя сведений о надлежащем извещении должника о возбуждении исполнительного производства, получении должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания к вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора, ввиду чего постановление о взыскании исполнительского сбора ДД.ММ.ГГГГ подлежит признанию незаконным и отмене.

О вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора, возбуждении и прекращении исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора административному истцу стало известно лишь после ознакомления с информацией Банка исполнительных производств на официальном сайте ФССП РФ ДД.ММ.ГГГГ.

Требования неоднократно уточняла, окончательно просит суд: признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Елены Юрьевны о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ ; отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Елены Юрьевны о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ .

Определением Железнодорожного районного суда г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ в порядке подготовки дела к слушанию к участию в деле в качестве соответчика привлечен Отдел судебных приставов по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области, в результате принятия уточненного административного искового заявления определением Железнодорожного районного суда г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечена судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Елена Викторовна.

Административный истец <данные изъяты> С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя.

Представитель административного истца, действующая на основании письменной доверенности, представившая документ о высшем образовании по специальности «юриспруденция», Клещинская Н.В. в судебном заседании заявленный административные исковые требования, с учетом их последних уточнений, поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, уточненных административных исковых заявлениях, суду пояснила, что о вынесении оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ ее доверительница узнала лишь 14-15 мая из Банка исполнительных производств на официальном сайте ФССП РФ. Ранее у административного истца имелись сведения о списании с ее расчетных счетов денежных средств, однако в сообщениях не имелось сведений о взыскании исполнительского сбора. Списание исполнительского сбора произошло ДД.ММ.ГГГГ. Просила заявленные административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представители административных ответчиков: Управления Федеральной службы судебных приставов России по Рязанской области, Отдела судебных приставов по г. Рязани и Рязанскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Рязанской области, административный ответчик судебный пристав – исполнитель ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Елена Юрьевна, административный ответчик судебный пристав – исполнитель ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Елена Викторовна о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, отзывов, возражений по существу дела суду не представили.

Выслушав в открытом судебном заседании представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствует закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.

Статьей 360 КАС РФ установлено, что оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), осуществляется в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

На основании ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).

На основании ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статьей 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно статьям 12, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

На основании п. 17 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В силу статьи 64 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

К таким действиям, в числе прочих, относится и взыскание исполнительского сбора (п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона).

Согласно частям 1 и 2 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В судебном заседании установлено, в ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области поступил исполнительный лист ФС , от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Арбитражным судом Рязанской области о взыскании с должника <данные изъяты> Светланы Владимировны в пользу <данные изъяты> Елены Арнольдовны задолженности (иные взыскания имущественного характера).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Еленой Юрьевной вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении должника <данные изъяты> С.В.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ имеется отметка о необходимости направить копию указанного постановления <данные изъяты> Е.А. (взыскателю), в орган, выдавший исполнительный документ (Арбитражный суд Рязанской области), а также должнику <данные изъяты> С.В., адрес: 04351706229 (СНИЛС для доставки посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг).

Лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить (ч. 1 ст. 24 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если: 1) адресат отказался от получения повестки, иного извещения; 2) несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу; 3) повестка, иное извещение направлены по последнему известному месту жительства лица, участвующего в исполнительном производстве, или по адресу, сообщенному им в письменной форме судебному приставу-исполнителю для уведомления данного лица (в том числе по адресу электронной почты), или повестка, иное извещение направлены иным способом, указанным таким лицом, однако лицо направленные повестку, иное извещение не получило; извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 № 606 утверждены Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалификационной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным (далее Правила направления извещения в форме электронного документа).

В соответствии с п. 1 Правил направления извещения в форме электронного документа Извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 29 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее - извещение), может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал).

В силу п. 2 Правил направления извещения в форме электронного документа, Федеральная служба судебных приставов обеспечивает размещение в едином личном кабинете лица, участвующего в исполнительном производстве, на едином портале (далее - личный кабинет) извещения, содержание которого соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также при наличии постановления судебного пристава-исполнителя обеспечивает размещение вместе с извещением копии такого постановления (п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2020 № 1943)

В силу п. 3 Правил направления извещения в форме электронного документа, извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.

Абзацем 2 п. 3 Правил направления извещения в форме электронного документа установлено, что в случае если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого портала в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, извещение считается недоставленным и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве (п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2020 № 1943).

На основании п. 8 Правил направления извещения в форме электронного документа, извещение также может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, заказным почтовым отправлением, пересылаемым в форме электронного документа, в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи. При этом лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным с момента вручения ему заказного почтового отправления (п. 8 введен Постановлением Правительства РФ от 05.12.2017 №1473).

Согласно распечатке скриншота сведений об отправке копии Постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ с помощью системы электронного документооборота, копия Постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ направлена должнику <данные изъяты> С.В. ДД.ММ.ГГГГ, дата и время прочтения уведомления - ДД.ММ.ГГГГ 17.55.51.

Таким образом, в судебном заседании нашли свое подтверждение доводы стороны административного истца о том, что <данные изъяты> С.В. вошла в свой личный кабинет федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Каких либо доказательств того, что, в соответствии с Абзацем 2 п. 3 Правил направления извещения в форме электронного документа, через 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете должника <данные изъяты> С.В. ввиду неполучения извещения последней, судебный пристав-исполнитель выбрал иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве, и такое извещение было <данные изъяты> С.В. получено, в материалах дела не имеется.

Следовательно, судом бесспорно установлено: копия Постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ вручена должнику <данные изъяты> С.В. лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Одновременно из копии Исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, имеющейся в материалах дела, следует, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Еленой Юрьевной вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера в отношении должника <данные изъяты> С.В., сумма исполнительского сбора установлена в 328124,26 рубля.

Согласно имеющейся в материалах дела (в составе копии исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ) Справке о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с административного истца <данные изъяты> С.В. взысканы следующие суммы в порядке взыскания исполнительского сбора: ДД.ММ.ГГГГ – 2523,41 рубля, ДД.ММ.ГГГГ – 5000,00 рублей, ДД.ММ.ГГГГ – 4477,18 рубля, а всего 12000,59 рубля.

ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющим обязанности заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Еленой Викторовной вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП на основании исполнительного документа - постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Е.Ю. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера в отношении должника <данные изъяты> С.В. в размере 316123,67 рубля.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ имеется отметка о необходимости направить копию указанного постановления УФССП Рязанский районный отдел, а также должнику <данные изъяты> С.В., адрес: (СНИЛС для доставки посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг).

Согласно распечатке скриншота сведений об отправке копии Постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ с помощью системы электронного документооборота, копия Постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ направлена должнику <данные изъяты> С.В. ДД.ММ.ГГГГ, дата и время прочтения уведомления - ДД.ММ.ГГГГ 15.22.22.

Согласно имеющейся в материалах дела (в составе копии исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ) Справке о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с административного истца <данные изъяты> С.В. взысканы следующие суммы в порядке взыскания исполнительского сбора: ДД.ММ.ГГГГ – 25377,55 рубля, ДД.ММ.ГГГГ – 6517,47 рубля, ДД.ММ.ГГГГ – 284228,65 рубля, а всего 316123,67 рубля.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Еленой Викторовной вынесено постановление об окончании исполнительного производства -ИП на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Одновременно, в соответствии с позицией Верховного суда РФ, изложенной в п 52 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019), наличие вины должника в неисполнении в добровольном порядке в установленный срок требований исполнительного документа и, как следствие, оснований для взыскания исполнительского сбора напрямую зависит от факта надлежащего и своевременного уведомления должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше позиций Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ, суд приходит к выводу о том, что при отсутствии доказательств, свидетельствующих о получении должником <данные изъяты> С.В. копии постановления о возбуждении исполнительного производства, предусмотренных законом оснований для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя не имелось, поскольку ввиду неуведомления о возбуждении в отношении нее исполнительного производства должник <данные изъяты> С.В. лишена была возможности добровольно исполнить требования исполнительного документа, следовательно, вина должника в неисполнении в добровольном порядке в установленный срок требований исполнительного документа отсутствует, тогда как законодатель связывает основания для взыскания исполнительского сбора именно с виной должника в неисполнении требований исполнительного документа в добровольном порядке.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Доказательств существования объективных препятствий к своевременному направлению в адрес административного истца копии постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, своевременному изменению способа отправки копии указанного постановления, как того требует Абзац 2 п. 3 Правил направления извещения в форме электронного документа, административные ответчики суду не представили.

Ненаправление в адрес административного истца копии постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке, вынесение судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Еленой Юрьевной постановления о взыскании исполнительского сбора ДД.ММ.ГГГГ, в отсутствие сведений о получении должником <данные изъяты> С.В. копии постановления о возбуждении исполнительного производства, безусловно, нарушили права и законные интересы административного ответчика, поскольку повлекли за собой взыскание с <данные изъяты> С.В. исполнительского сбора в сумме 328124,26 рубля без законных на то оснований.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ч.3 ст.219 КАС РФ, ст.122 ФЗ «Об исполнительном производстве», административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч.2 ст.92 КАС РФ, ч.2 ст.15 ФЗ «Об исполнительном производстве», в сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни.

Учитывая приведенные выше нормы права, административный истец обратился в суд с рассматриваемым административным иском в установленный законом десятидневный срок, поскольку, как установлено судом, копия постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ вручена должнику <данные изъяты> С.В. лишь ДД.ММ.ГГГГ, копия Постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ (по взысканию исполнительского сбора) - ДД.ММ.ГГГГ, доказательств надлежащего направления <данные изъяты> С.В. и получения административным истцом копии постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера в отношении должника <данные изъяты> С.В. в сумме 328124,26 рубля от ДД.ММ.ГГГГ в материалах дела, в том числе материалах исполнительных производств не имеется.

При таких обстоятельствах, рассматривая заявленные административным ответчиком требования о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Елены Юрьевны о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ , суд на основе анализа материалов дела, в том числе материалов исполнительных производств -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, -ИП от ДД.ММ.ГГГГ приходит к выводу о том, что указанные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку вынесенное в отсутствие сведений о надлежащем извещении должника о возбуждении исполнительного производства постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера в отношении должника <данные изъяты> С.В. в сумме 328124,26 рубля от ДД.ММ.ГГГГ не основано на законе, ввиду чего подлежит признанию незаконным и отмене.

В соответствии с положениями статьи 112 Закона исполнительский сбор полностью возвращается должнику в случае отмены постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в соответствии с Правилами возврата должнику исполнительского сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 550, и в соответствии с письмом ФССП России от 06.10.2008 № 12/01-13177-НВ «О разъяснении постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 550 «Об утверждении правил возврата должнику исполнительского сбора» в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

    решил:     

Административные исковые требования <данные изъяты> Светланы Владимировны к УФССП России по Рязанской области, Отделу судебных приставов по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Елене Юрьевне, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Елене Викторовне о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора – удовлетворить.

Признать незаконным вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Еленой Юрьевной постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера в отношении должника <данные изъяты> С.В. в сумме 328124,26 рубля от 23 апреля 2021 года.

Вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области <данные изъяты> Еленой Юрьевной постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера в отношении должника <данные изъяты> С.В. в сумме 328124,26 рубля от 23 апреля 2021 года - отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, то есть с 10 августа 2021 года.

Судья

2а-1748/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Герасимова Светлана Владимировна
Ответчики
Головкина Елена Юрьевна судебный пристав-исполнитель ОСП по г.Рязани и Рязанскому району УФССП по РО
ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области
УФССП по РО
Баринова Е.В. судебный пристав-исполнитель ОСП по г.Рязани и Рязанскому району УФССП по РО
Другие
Клещинская Наталья Владимировна
Суд
Железнодорожный районный суд г. Рязань
Судья
Баранова Елена Борисовна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.riz.sudrf.ru
20.05.2021Регистрация административного искового заявления
20.05.2021Передача материалов судье
25.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2021Судебное заседание
09.07.2021Судебное заседание
09.07.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.07.2021Судебное заседание
27.07.2021Судебное заседание
10.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2021Дело оформлено
27.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее