Судья Инчин Н.М. Дело № 33-1869/2017
Докладчик Елина Т.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В.,
судей Елиной Т.А., Ериной Н.П.,
при секретаре Бобровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 сентября 2017 г. в г.Саранске гражданское дело по иску Кузиной Л.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии по старости, о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочно пенсию по старости, по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия – Зозиной Л.М. на решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 28 июня 2017 г.
Заслушав доклад судьи Елиной Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Кузина Л.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту – ГУ – УПФ РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии по старости, о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочно пенсию по старости.
В обоснование исковых требований истец указала, что решением ГУ – УПФ РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия № 7 от 27 марта 2017 г. ей отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия специального стажа.
Просила суд признать решение ГУ - УПФ РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия № 7 от 27 марта 017 г. об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным; обязать ГУ - УПФ РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный трудовой стаж, дающий ей право на досрочное назначение пенсии периоды работы с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. в должности заведующей Ушаковским фельдшерско-акушерским пунктом - медицинской сестры; период с 29 июня 1993 г. по 1 декабря 1993 г. (декретный отпуск) засчитать в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении из расчета 1 год 3 месяца за 1 год работы; обязать ГУ - УПФ РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья и назначить ей пенсию с момента первоначального обращения в пенсионный орган, то есть с 15 марта 2017 г.
Решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 28 июня 2017 г. исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным решение ГУ – УПФ РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия № 7 от 27 марта 2017 г. об отказе Кузиной Л.М. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья незаконным.
На ГУ – УПФ РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность включить в специальный страховой стаж Кузиной Л.М. периоды работы с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. в должности заведующей Ушаковским фельдшерско-акушерским пунктом - медицинской сестры, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья, а также засчитать в стаж работы Кузиной Л.М. период с 29 июня 1993 г. по 1 декабря 1993 г. (нахождение в декретном отпуске), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении из расчета 1 год 3 месяца за 1 год работы.
Признано за Кузиной Л.М. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья и на ГУ – УПФ РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность назначить ей пенсию с момента первоначального обращения в пенсионный орган, то есть с 15 марта 2017 г.
Взысканы с ГУ – УПФ РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Кузиной Л.М. судебные расходы в виде расходов на оплату услуг представителя в сумме 7000 руб. и государственной пошлины в сумме 300 руб.
В апелляционной жалобе начальник ГУ – УПФ РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозина Л.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что оспариваемый истцом период работы в должности заведующей Ушаковским фельдшерско-акушерским пунктом не может быть включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, так как данная должность не предусмотрена Списками и Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлениями Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 г. и № 781 от 29 октября 2002 г. Период с 29 июня 1993 г. по 1 декабря 1993 г. (нахождение в декретном отпуске) не может быть зачтён истцу в льготном исчислении из расчета 1 год 3 месяца за 1 год работы, так как не является периодом получения пособия по временной нетрудоспособности. Также полагает, что не подлежат взысканию заявленные истцом судебные расходы (л.д. 98-100).
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Ивашкина Е.В. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании истец Кузина Л.М., её представитель – адвокат Селяева Е.Б. не явились, о дне рассмотрения жалобы извещены своевременно.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца и его представителя.
Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что 15 марта 2017 г. Кузина Л.М. обратилась в ГУ – УПФ РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по нормам подпункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях».
27 марта 2017 г. решением начальника ГУ – УПФ РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия № 7 в досрочном назначении пенсии Кузиной Л.М. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Специальный стаж Кузиной Л.М., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья на дату обращения, составил 22 года 9 месяцев 08 дней. Общая продолжительность страхового стажа составила 26 лет 3 месяца и 6 дней.
В специальный стаж работы, оспариваемый истицей, не включен период работы с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. - работа в должности заведующей Ушаковским ФАП, так как согласно акту проверки по тарификационным спискам Атяшевской ЦРБ за указанный период значится должность заведующей ФАП, тогда как в соответствии со списком должностей и учреждений, работа которая засчитывается в специальный стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г. в наименовании должности «заведующая ФАП» должна указываться специальность - «акушерка», «фельдшер», «медицинская сестра». Период с 29 июня 1993 г. по 1 декабря 1993 г. нахождения истца в декретном отпуске засчитан в календарном исчислении.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что заявленные исковые требования Кузиной Л.М. подлежат удовлетворению.
Обязывая ответчика включить в подсчет специального стажа истца период ее работы с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. - работа в должности заведующей Ушаковским ФАП в льготном исчислении, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что представленные письменные доказательства свидетельствуют о том, что в данный период времени истец осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения сельской местности.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о включении в специальный стаж истца периода с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. - работа в должности заведующей Ушаковским ФАП и отклоняет довод ответчика о неправомерности такого включения по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), 1 год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в специальный стаж как 1 год и 03 месяца.
Аналогичные нормы содержались и в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», действовавшим в период с 1 ноября 1999 г. по 29 октября 2002 г., и в постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшим до 29 октября 2002 г.
Осуществление истцом в оспариваемый период времени лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а именно в должности заведующей Ушаковским ФАП - медицинской сестры подтверждено совокупностью собранных по делу доказательств: трудовой книжкой истца, штатным расписаниям за 1999 и 2000 годы в Ушаковском ФАП, налоговых карточек по учету доходов и подоходного налога на работников Ушаковского сельского Совета за 1999, 2000 и 2001 годы, должностной инструкцией «заведующей фельдшерско-акушерским пунктом (фельдшера, акушерки, медицинской сестры), показаниями свидетелей Д.Н.П., А.Г.Н., Щ.Т.И., из которых следует, что с момента принятия истца на работу в Атяшевскую районную больницу на должность заведующей Ушаковским фельдшерским медпунктом, Кузина Л.М. осуществляла должностные обязанности медицинской сестры.
При этом, как установлено судом первой инстанции, с момента принятия на работу Кузина Л.М. работала на одной и той же должности, выполняя одни и те же обязанности.
Отпуска по беременности и родам в силу статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из приведенного выше правового регулирования, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При разрешении настоящего спора судом установлено, что в период нахождения в отпуске по беременности и родам с 29 июня 1993 г. по 1 декабря 1993 г. занимала должность заведующей Ушаковским ФАП – медицинской сестры.
Поскольку в период с 29 июня 1993 г. по 1 декабря 1993 г. истец находилась в отпуске по беременности и родам, была временно нетрудоспособна, получала пособие по государственному социальному страхованию, при этом состояла в должности, которая дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении, суд пришел к правильному выводу о включении указанного периода в специальный стаж истца в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца.
Судебные расходы распределены судом в соответствии с положениями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 28 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозиной Л.М. – без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Демидчик |
Судьи |
Т.А. Елина |
Н.П. Ерина |