Дело № 2а-295/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2016 года г. Краснознаменск

Краснознаменский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Мальковской Г.А.,

при секретаре ФИО3,

с участием заместителя прокурора Краснознаменского района ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об отмене решения Краснознаменской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2016 года № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» по одномандатному избирательному округу №13 и обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 13,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском об отмене решения Краснознаменской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2016 г. № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № указав, что 28 июля 2016 года уведомила Краснознаменскую территориальную избирательную комиссию ( далее по тексту- Краснознаменская ТИК) о своем самовыдвижении на должность депутата окружного Совета МО «Краснознаменский городской округ» шестого созыва по одномандатному избирательному округу №, представив заявление и соответствующие документы. 01 августа 2016г. представила в Краснознаменскую ТИК подписные листы с подписями избирателей на бумажном носителе. 10 августа 2016г. Краснознаменская ТИК приняла вышеназванное решение об отказе в регистрации ее кандидатом, в котором указала, что все подписи избирателей в подписных листах признаны недействительными на основании несоответствия формы подписного листа требованиям, установленным приложениями 7.1 и 8 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», сославшись при этом на итоговый протокол по проверке подписных листов, составленный рабочей группой, в котором отражены указанные основания.

Считает оспариваемое решение Краснознаменской ТИК незаконным, поскольку в нарушение требований п.7 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ей до момента заседания комиссии, на котором было принято решение об отказе в регистрации, своевременно ей не была передана копия итогового протокола проверки, который она получила только 16 августа. Указала, что по итоговому протоколу все 14 подписей признаны достоверными, в связи с чем оспариваемое решение об отказе в регистрации из-за недостаточного количества достоверных подписей избирателей противоречит итоговому протоколу о результатах проверки.

Полагает, что рекомендации представителей областной избирательной комиссии проводивших 09 августа проверку подписных листов представленных для регистрации кандидатами без оформления документов, не имеют юридического значения, рабочей группой при проверки достоверности подписей уже было принято решение, которое в установленном законом порядке не пересматривалось.

ФИО1 также считает, что перечисленные в указанных выше рекомендациях основания, а именно: в шапке подписных листов указан полный адрес места жительства кандидата, неправильно указано «временно не работает», а необходимо указать – безработная, отсутствует слово одномандатный, не могут служить основанием признания того, что форма подписного листа не соответствует требованиям, установленным приложениям 7.1, 8 названного выше Федерального закона № 67-ФЗ и не являются основанием в отказе ей в регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Сославшись на решения из судебной практики, административный истец указала, что замечания в подписном листе, как о применении по аналогии, нельзя признать нарушением как основание отказа ей в регистрации в качестве кандидата в депутаты, а представленные им подписные листы соответствуют форме, установленной приложением № 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ от 12.06.2002 г., а значит подпункт «и» пункта 6.4 статьи 38 названного Федерального закона не применяется.

Кроме того, ФИО1 в административном иске ссылается на нарушение ТИК пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67 -ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" поскольку не была надлежащим образом уведомлена Краснознаменским ТИК о допущенных ей нарушениях при сдаче документов для регистрации, что является нарушением ее права на восполнение недостающих сведений как кандидата.

Поскольку были представлены все необходимые для выдвижения и регистрации документы в сроки установленные законом, Краснознаменская ТИК не вправе была отказывать в регистрации кандидату по основаниям предусмотренным пп. «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, в связи с чем просила решение Краснознаменской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2016 г. отменить, обязать зарегистрировать ее в качестве депутата.

В судебном заседании ФИО1 поддержала административный иск по изложенным в нем основаниям и просила его удовлетворить, указав, что она зарегистрирована в качестве безработной и состоит на учете в Центре занятости населения, территориальная избирательная комиссия при наличии недостатков в подписных листах должна была уведомить о недостатках кандидата.

Административный ответчик -председатель Краснознаменской ТИК ФИО5, с заявленными исковыми требованиями не согласился, указав, что у ФИО1 имеются существенные нарушения при заполнении формы подписных листов: в шапке подписного листа указан полный адрес места жительства кандидата, вместо «временно не работает» необходимо указать « безработная» поскольку ФИО1 состоит на учете в Центре занятости, в строке «наименование избирательного округа» отсутствует слово «одномандатный», в связи с чем ФИО1 было отказано в регистрации кандидатом в депутаты. Сослался на то, что для помощи кандидатам вывешен информационный стенд, ТИК не вправе давать советы и консультировать по заполнению подписных листов.

Выслушав лиц, участвовавших в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска ФИО1 отказать, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии с требованиями законодательства, судом установлено следующее.

Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Согласно п.8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.062002 г. подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.

При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, как это установлено п.14 ст. 37 приведенного Закона, допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах; при этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.

При этом п.16 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 г.предусмотрена обязанность представить подписные листы в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде, то есть скрепление между собой каждого подписного листа, содержащего подписи избирателей или на одной стороне листа, или на его обеих сторонах.

Решением Совета депутатов МО «Краснознаменский городской округ» от 28 июня 2016 г. № 43 назначены выборы депутатов окружного Совета депутатов МО «Краснознаменский городской округ» на 18 сентября 2016г.

28 июля 2016 года ФИО1 уведомила Краснознаменскую ТИК и представила соответствующие документы о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения в депутаты окружного Совета МО « Краснознаменский городской округ» шестого созыва по одномандатному избирательному округу №13.

01 августа 2016 г. административный истец представил в Краснознаменскую ТИК документы для регистрации кандидатом, в том числе 1 подписной лист с 14 подписями избирателей в ее поддержку, протокол об итогах сбора подписей.

Согласно итоговому протоколу о результатах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата ФИО1 в депутаты по одномандатному избирательному округу №13 от 01 августа 2016 г. все 14 подписей признаны достоверными, при достаточном и необходимом количестве достоверных подписей для регистрации кандидата в количестве 10 подписей.

В дополнение итогового протокола проверки подписных листов имелись замечания рабочей группы избирательной комиссии Калининградской области, а именно: форма листов ФИО1 не соответствует Федеральному закону от 12.06. 2002 года N 67-ФЗ и Закону Калининградской области от 18.03.2008 № 231 « О муниципальных выборах в Калининградской области»- указан полный адрес места жительства кандидата, неправильно указано «временно не работает», а необходимо указать – безработная, отсутствует слово одномандатный.

10 августа 2016г. Краснознаменская ТИК приняла решение №12/78-6 об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 13 по тем основаниям, что все подписи избирателей в подписных листах признаны недействительными, поскольку форма подписного листа не соответствует требованиям установленными приложениями 7.1, 8 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 г."Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ссылаясь на п.2 ст. 28, п.п. 7 п.2 ст. 79 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» от 18.03.2008 г. № 231.

В соответствии с п.п. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону.

Аналогичные нормы содержаться и в п.п. «и» п. 10 ст. 27 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» от 18.03.2008 г. № 231.

Согласно ч.3 ст. 62 КАС РФ суд при рассмотрении дел по жалобам на нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ не связан основаниями и доводами заявленных требований и вправе в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дел.

Судом установлено, что ФИО1 представлен один подписной лист в соответствии с формой, установленной приложением № 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, в котором указан полный адрес места жительства кандидата с указанием района, поселка, улицы и номера дома; в строке «место работы» указано «временно не работающего» вместо «безработный»; в строке при наименовании избирательного округа в шапке подписного листа отсутствует слово «одномандатный».

Согласно п. 57 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 года род занятий - документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий;

Таким образом, в Федеральном законе разграничены понятия «безработного», и «временно не работающего».

Согласно справки Министерства социальной политики Калининградской области ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области» №830 от 22 июля 2016 года, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в качестве безработного с 11 июля 2016 года, получает пособие по безработице.

Территориальной избирательной комиссией было установлено, что в действительности кандидат ФИО1 является безработной, что подтверждено и самим административным истцом в судебном заседании.

Однако, представленные ФИО1 подписные листы в строке для заполнения сведений о месте работы, занимаемой должности или рода занятий кандидата, не содержат информации о том, что ФИО1 является безработной.

В силу прямого указания закона ответственность за представление в избирательную комиссию документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение.

Как установлено в судебном заседании, кандидат ФИО1 с заявлением об уточнении сведений о себе в документах, представленных в Краснознаменскую территориальную избирательную комиссию до заседания территориальной избирательной комиссии не обращалась, кроме того, в силу прямого указания закона уточнения и дополнения в отношении кандидата не могут вноситься в подписные листы с подписями избирателей.

Суд полагает, что не указание в подписном листе вышеназванных сведений, касающихся рода занятий в настоящее время, само по себе свидетельствует о недостоверности изложенной ФИО1 в подписных листах информации о себе, как о кандидате, что имеет значение для формирования у избирателей мнения о кандидате, влечет иное толкование и сомнения, относительно представленных им данных.

Исходя из положений п.п. «и» п.10 ст. 27 закона Калининградской области № 231 от 18.03.2008 г. «О муниципальных выборах в Калининградской области», ст. 38 Федерального закона Российской Федерации N 67-ФЗ от 12.06.2002 г.«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указанные обстоятельства влекут недействительность всех 14 из 14 подписей избирателей.

Таким образом, последствием невыполнения требований закона о форме подписных листов является недействительность подписей избирателей.

При этом в соответствии с п.2 ст.28 Закона Калининградской области № 231 от 18.03.2008 г. окончательным актом является принятие соответствующей избирательной комиссией решения о регистрации кандидата либо мотивированного решения об отказе в регистрации указанного кандидата, а не итоговых протоколов, как ошибочно полагал административный истец.

При этом, в силу п.п. «ж» п.10 ст.23 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе оказывать правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям.

ФИО1 в административном иске ссылалась в том числе и на нарушение Краснознаменской ТИК п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67 -ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" поскольку не была надлежащим образом уведомлена о допущенных ей нарушениях при сдаче документов для регистрации.

Согласно п.1.1 ст. 38 названного выше Федерального закона № 67 -ФЗ от 12.06.2002 г. при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.

Однако, административный истец ошибочно в своем иске толкует данную норму, поскольку данная норма устанавливает обязанность избирательной комиссии извещать о неполноте сведений о кандидате либо несоблюдении требований закона к оформлению документов и предполагает наличие права кандидата заменить представленные документы, в случае их оформления с нарушением требований закона, но за исключением подписных листов, несоответствие которых было установлено Краснознаменской ТИК, диспозиция данной нормы не распространяется на нарушения, указанные в подписных листах кандидатов при самовыдвижении, после представления подписных листов в избирательную комиссию уточнения и дополнения в них не могут быть внесены, а у избирательной комиссии отсутствует обязанность информировать кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению подписных листов.

Вопреки мнению административного ответчика-председателя Краснознаменской ТИК суд не усматривает нарушений в форме подписного листа в том, что ФИО1при оформлении подписного листа не указано слово – одномандатный, поскольку согласно приложению № 8 в подстрочнике к подписному листу в строке необходимо указывать «наименование или номер избирательного округа», при этом ФИО1 правильно указан номер избирательного округа, а именно №, следовательно, слово «одномандатный» являлся излишнем при указании соответствующего номера избирательного округа.

Из материалов дела следует, что кроме того, в подписных листах кандидата в депутаты ФИО1 указан полный адрес ее места жительства, с указанием дополнительно улицы, номера дома, что, по мнению административного истца со ссылкой на судебную практику, не является лишней записью и основанием признания формы подписного листа не соответствующей требованиям приложениям 7.1, 8 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года.

Однако, суд полагает, что при том, что данное нарушение не является единственным при наличии прочих нарушений указанных судом выше, само по себе это обстоятельство не может быть признано достаточным основанием к отмене правильного по существу решения Краснознаменской территориальной избирательной комиссии об отмене в регистрации кандидата в депутаты с учетом положений п.п. «к» п.6.4 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года.

Избирательное законодательство не допускает произвольного толкования, и потому несоблюдение формы подписного листа, указание в подписном листе иных сведений, помимо предусмотренных законом, а также не указание кандидатом обязательных сведений имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в пользу кандидата.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение Краснознаменской ТИК № от 10 августа 2016 года принято в соответствии с действующим законодательством, обстоятельства, на которые ссылается ФИО1, в том числе на несвоевременную выдачу копии итогового протокола, не влекут недействительность и отмену оспариваемого решения, в связи с чем заявленные ФИО1 исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░1 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ № № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №№

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-295/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кутькова М.Н.
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия
Другие
Прокурор Краснознаменского района
Суд
Краснознаменский районный суд Калининградской области
Дело на сайте суда
krasnoznamensky.kln.sudrf.ru
18.08.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.08.2016[Адм.] Передача материалов судье
18.08.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2016[Адм.] Судебное заседание
25.08.2016[Адм.] Судебное заседание
26.08.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2016[Адм.] Дело оформлено
31.08.2016[Адм.] Дело передано в архив
25.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее