Судья суда 1-ой инстанции | Дело № 33-5602/2023 |
Маслак В.Ю. | УИД 91RS0010-01-2023-000130-23 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь | 22 июня 2023 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи –судей – | Корбута А.О.,Корсаковой Ю.М.,Чистяковой Т.И., |
при секретаре – | Романюк И.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности Красноперекопского межрайонного прокурора Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к администрации <адрес> Республики Крым, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Светлячок» муниципального образования <адрес> Республики Крым, Управлению образования и молодежи администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица: филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> и городе федерального значения Севастополе» в Джанкойском, Красногвардейском, Красноперекопском и <адрес>х, Министерство образования, науки, спора и молодежи Республики Крым, ГУП Республики Крым «Вода Крыма», об обязании совершить определенные действия, по апелляционным жалобам администрации <адрес> Республики Крым, Управления образования и молодежи администрации <адрес> Республики Крым, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Светлячок» муниципального образования <адрес> Республики Крым на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
установила:
ДД.ММ.ГГГГ исполняющий обязанности Красноперекопского межрайонного прокурора Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обратился в Красноперекопский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Светлячок» муниципального образования <адрес> Республики Крым (далее МБДОУ «Светлячок»), Управлению образования и молодежи администрации Красноперекопского Республики Крым об обязании совершить определенные действия.
Исковое заявление мотивировано тем, что согласно экспертного заключения по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований, испытаний от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в МБДОУ «Светлячок» питьевая вода, подаваемая в школу, не соответствует СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 по санитарно-химическому показателю: жесткость, общая минерализация, хлориды.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес МБДОУ «Светлячок» внесено представление об устранении нарушений в области санитарно-эпидемиологии, которые ответчиками не устранены. Указанные в экспертном заключении несоответствия, нарушают права и законные интересы находящихся в учебном заведении детей, а Управление образования администрация <адрес> и администрация <адрес> не обеспечивают финансирование внебюджетного учреждения на устранение данных нарушений, чем ставят под угрозу жизнь и здоровье обучающихся там детей.
Истец просил обязать МБДОУ «Светлячок» устранить нарушения постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или ) безвредности для человека факторов среды обитания»; обязать администрацию <адрес> Республики Крым и Управление образования и молодежи администрации <адрес> обеспечить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» в МБДОУ «Светлячок».
Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, ГУП Республики Крым «Вода Крыма», а также государственный орган для дачи заключения - Территориальный отдел по Северному Крыму Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и <адрес>.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
Суд обязал муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Светлячок» муниципального образования <адрес> Республики Крым устранить нарушения постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Суд обязал Управление образования и молодежи администрации <адрес> Республики Крым обеспечить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Светлячок» муниципального образования <адрес> Республики Крым.
Суд обязал администрацию <адрес> Республики Крым обеспечить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Светлячок» муниципального образования <адрес> Республики Крым.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда, Управление образования и молодежи администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Светлячок» муниципального образования <адрес> Республики Крым, а также администрация <адрес> Республики Крым подали апелляционные жалобы, в которых просят решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в соответствие с пп. «а» п. 10 контракта, именно ГУП РК «Вода Крыма» обязано подавать МБДОУ «Светлячок» воду установленного состава и качества, не допускать ухудшения качества питьевой воды ниже показателей, установленных законодательством Российской Федерации.
Апеллянты полагают, что именно ГУП РК «Вода Крыма» является надлежащим ответчиком по настоящему спору.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Судом первой инстанции установлено, а материалами дела подтверждено, что на основании требования прокуратуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки исполнения законодательства об образовании», поручения прокуратуры Республики Крым о принятии дополнительных мер при организации питания воспитанников и учащихся образовательных организаций ДД.ММ.ГГГГ в МБДОУ «Светлячок» проведена проверка, целью проверки является защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законов интересов общества и государства.
Согласно экспертного заключения по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований испытаний №.301/Г.125 от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «ЦГиЭ в <адрес> и городе федерального значения Севастополе» вода, подаваемая в МБДОУ «Светлячок» не соответствует СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 санитарно-химическим показателям: жесткость, общая минерализация, хлориды (л.д. 7-18).
Так общая минерализация (сухой остаток) составила 1358,0+-122,2 мг/дм3 при гигиеническом нормативе не более 1000 мг/дм3; жесткость составила 16,0-+2,4 градусов Ж при гигиеническом нормативе не более 7 градусов Ж; хлор-ион составил 551,9+-82,8 мг/дм3 при гигиеническом нормативе не более 350 мг/дм3.
Красноперекопской межрайонной прокуратурой Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБДОУ «Светлячок» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства при обеспечении учащихся питьевой водой.
В ответ на указанное представление МБДОУ «Светлячок» ДД.ММ.ГГГГ представлена информация, что выявленные нарушения в ходе проверки и результаты лабораторных исследований, отраженные в представлении доведены до управления образования и молодежи администрации <адрес> с целью изучения сложившейся ситуации и принятия управленческих решений, также направлена претензия в ГУП РК «Вода Крыма», средства для приобретения оборудования для очистки воды в размере 48 000 руб., были внесены в бюджетный запрос на 2023 год (л.д. 21-22).
Удовлетворяя исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что установленные по делу обстоятельства влекут нарушение прав несовершеннолетних на безопасные условия обучения и содержания детей в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, а также работников образовательной организации и требуют устранения со стороны учебного учреждения.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат нормам материального права, подробно аргументированы в оспариваемом судебном постановлении.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих вправо, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Положениями статьи 3 (часть 3) Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, вступившей в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ, определено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению здорового образа жизни в школьных учреждениях.
На основании пунктов 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 41 Закона № 273-ФЗ, создание условий для охраны здоровья обучающихся, которые включают в себя организацию питания обучающихся, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, отнесено непосредственно к обязанностям организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), п. 77 «Санитарных правил 2.1.3684-21», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с «Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года № 10 (далее - Правила осуществления производственного контроля), и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на юридических лиц возложена обязанность выполнения требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 2 статьи 19 указанного закона предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ, в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществлять меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполнять требования санитарного законодательства.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмом, уровень радиационного фонда устанавливаются санитарными правилами.
Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 утверждены санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.
Разделом 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлены нормативы качества и безопасности воды.
Так, в таблице 3.1 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 определены - органолептические показатели качества различных видов вод, кроме технической воды.
В таблице 3.3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 определены - обобщенные показатели качества различных видов вод, кроме технической воды.
В таблице 3.13 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков.
Таким образом, СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 устанавливает требования к допустимой концентрации веществ в воде.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, направлено на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
Так п. 2.6.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что вода, используемая в хозяйственно-питьевых и бытовых целях, должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требования к питьевой воде.
Федеральный закон 323-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяет: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.
Статьей 9 Закона установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в частности, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.
Неисполнение требований федерального законодательства в соблюдении санитарных правил нарушает права несовершеннолетних на безопасные условия обучения и воспитания.
Согласно п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. п. 4 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательным стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местною самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
То есть, по смыслу ст. 17 ч. 1 п. 3 данного закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что обеспечение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения является обязанностью не только, учреждения, но и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В свою очередь в силу статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Поскольку в настоящее время в МБДОУ «Светлячок» имеются нарушения требований санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и доказательств их устранения ответчиками не представлено, при этом МБДОУ «Светлячок» является учреждением с массовым пребываниям людей, в том числе несовершеннолетних людей, и людей в помещениях в силу трудовых обязанностей, имеется угроза нарушения прав лиц, посещающих здание учебного заведения.
Анализируя доводы апелляционных жалоб о том, что у ответчиков отсутствует финансирование на цели обеспечения надлежащего питьевого режима в учебном заведении, судебная коллегия приходит к выводу о их несостоятельности, поскольку данные обстоятельства не могут служить основанием для нарушения права несовершеннолетних на обучение в условиях, обеспечивающих их жизнь и здоровье.
Довод апеллянтов о неактуальных сведениях о качестве воды в учебном учреждении, а также о том, что с ГУП «Вода Крыма» заключен договор на поставку воды и его обязанности поставлять в учебное заведение качественную питьевую холодную воду, судом первой инстанции отклонены обоснованно, поскольку в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное н предусмотрено федеральным законом. Таким образом, бремя доказывания обстоятельств, подтверждающих соответствие воды установленным законом санитарным требованиям, лежит на ответчиках.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Установленные нарушения свидетельствуют о непринятии ответчиком мер по исполнению санитарного законодательства, что затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, правильно определены и в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно распределено между сторонами бремя доказывания указанных обстоятельств. Доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, а также в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами.
Изложенными в апелляционных жалобах доводами, правильность выводов суда первой инстанции по существу требований, не опровергнута.
Апелляционные жалобы не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 16 марта 2023 года – оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи