Решение по делу № 2а-13/2022 (2а-816/2021;) от 26.11.2021

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

а. Кошехабль                                19 января 2022 года

Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:

    председательствующего – судьи                                                                    Шебзухова С.И.,

при секретаре судебного заседания                               Тлюповой С.К.,

с участием:

административного истца

старшего помощника прокурора <адрес>            ФИО4,

представителя административного ответчика

администрации МО «Дмитриевское сельское поселение»         Тутаришевой Ф.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

    УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации МО «Дмитриевское сельское поселение», в котором просит признать незаконным бездействие администрации МО «Дмитриевское сельское поселение», выразившееся в неполном выполнении требований, указанных в представлении заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также представлении прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ, направленных на устранение нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства и законодательства о недрах при эксплуатации гидрогеологических скважин, обязать администрацию МО «Дмитриевское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по установлению принадлежности (законных владельцев) гидрогеологических скважин, расположенных на территории МО «Дмитриевское сельское поселение» с географическими координатами: 44°55"53" с.ш. и 40°22"46" в.д., 1981 года бурения; 44°56"17" с.ш. и 40°17"24" в.д., 1963 года бурения; 44°55"40" с.ш. и 40°17"13" в.д., 1966 года бурения; 44°56"17" с.ш. и 40°17"24" в.д., 1963 года бурения, их правопреемников, в том числе собственников земельных участков, на котором расположены скважины, а в случае невозможности установления таковых — принять меры по их постановке на кадастровый учет как бесхозяйных для последующей их приватизации либо передаче в собственность Российской Федерации, и обязать администрацию МО «Дмитриевское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести хозяйственно - финансовые мероприятия, направленные на разработку проекта зоны санитарной охраны, а также создание и функционирование режима зоны санитарной охраны для гидрогеологической скважины, расположенной на территории а. Хачемзий, МО «Дмитриевское сельское поселение» с географическими координатами: 44°56"54" с.ш. и 40°19"02" в.д., 2007 года бурения, в соответствии с требованиями санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за .

При этом указал, что прокуратурой района во исполнение п. 1 решения межведомственного совещания от ДД.ММ.ГГГГ, состоявшегося в прокуратуре Республики Адыгея, в ноябре 2021 года в порядке контроля проанализирована деятельность уполномоченных органов и хозяйствующих субъектов <адрес> в части полноты принятых мер по устранению ранее выявленных нарушений законодательства о недрах при эксплуатации гидрогеологических скважин.

По результатам анализа установлено, что требования, указанные в представлениях прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства, законодательства о недрах, о государственной и муниципальной собственности, нормативного - правового регулирования администрацией МО «Дмитриевское сельское поселение» устранены лишь частично в части нормативно - правового регулирования.

Исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 85 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 225 ГК РФ можно сделать вывод о том, что муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить его эксплуатацию ввиду отсутствия собственника имущества.

В соответствии с п. 3 ст. 2.3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» к участкам недр местного значения относятся участки, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ. Согласно представленным из отдела геологии и лицензирования по <адрес> сведениям, на территории МО «Дмитриевское сельское поселение» расположены 4 гидрогеологические скважины (территория бывшего завода ООО «КСК и ЖБИ Кошехабльский», географические координаты: 44°55"53" с.ш. и 40°22"46" в.д., 1981 года бурения; территория а. Хачемзий - 44°56"17" с.ш. и 40°17"24" в.д., 1963 года бурения и 44°55"40" с.ш. и 40° 17’13" в.д., 1966 года бурения; территория <адрес> — 44°56"17" с.ш. и 40°17"24" в.д., 1963 года бурения), собственники или эксплуатирующие организации которых в настоящее время не известны. По результатам осуществления прокуратурой района выезда к указанному месту не установлены также собственники и балансосодержатели указанных объектов недвижимости.

В этой связи, прокуратурой района в адрес главы администрации МО «Дмитриевское сельское поселение» ДД.ММ.ГГГГ внесено соответствующее представление с требованиями об устранении нарушений закона, в том числе установлении принадлежности объектов недвижимости (гидрогеологических скважин), расположенных по вышеуказанным координатам (адресам), их правопреемников, в том числе собственников земельных участков, на которых расположены скважины и представить эти сведения в прокуратуру района вместе с информацией о результатах рассмотрения настоящего представления, а в случае невозможности установления таковых - принять целесообразные меры по их постановке на кадастровый учет как бесхозяйных и возможности (необходимости) их последующей приватизации, в том числе Российской Федерации, которые до настоящего времени органом местного самоуправления не выполнены.

В то же время, в нарушение СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 проверкой, проведенной прокуратурой района в феврале 2021 года устанавливалось, что гидрологическая скважина, расположенная на территории а. Хачемзий, МО «Дмитриевское сельское поселение» (географические координаты объекта: 44°56"54" с.ш. и 40°19"02" в.д., 2007 года бурения), содержащие подземные воды, используемые для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения данного аула, собственником которой является администрация МО «Дмитриевское сельское поселение», не имела зоны санитарной охраны, проект такового отсутствовал.

В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации МО «Дмитриевское сельское поселение» внесено соответствующее представление, требование которого до настоящего времени не исполнены, объект (скважина) по прежнему не имеет зоны санитарной охраны, проект ЗСО на него не разработан.

Самовольное пользование недрами, в том числе отсутствие зарегистрированного права собственности на скважины и непринятие мер по их обслуживанию, отсутствие зон санитарной охраны на скважины приводит к серьезным экологическим проблемам таким, как заболачивание местности, безвозвратному истощению и загрязнению подземных вод и соответственно к нарушению прав и законных интересов жителей сельского поселения на обеспечение доброкачественной питьевой водой, что является недопустимым.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО4 административные исковые требования прокурора уточнил и суду пояснил, что в административном исковом заявлении ошибочно указаны два одинаковых географических координата скважины. При этом администрацией МО «Дмитриевское сельское поселение» установлены собственники (правообладатели) земельных участков, на которых расположены скважины.

С учетом того, что администрацией сельского поселения представления прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не исполнены, просит признать незаконным бездействие администрации МО «Дмитриевское сельское поселение», выразившееся в неполном выполнении требований, указанных в представлении заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также представлении прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ, направленных на устранение нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства и законодательства о недрах при эксплуатации гидрогеологических скважин и обязать администрацию МО «Дмитриевское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести хозяйственно - финансовые мероприятия, направленные на разработку проекта зоны санитарной охраны, а также создание и функционирование режима зоны санитарной охраны для гидрогеологической скважины, расположенной на территории а. Хачемзий, МО «Дмитриевское сельское поселение» с географическими координатами: 44°56"54" с.ш. и 40°19"02" в.д., 2007 года бурения, в соответствии с требованиями санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за .

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МО «Дмитриевское сельское поселение» исковые требования прокурора признала и суду пояснила, что администрацией сельского поселения установлены собственники (правообладатели) земельных участков, на которых расположены скважины. Хозяйственно-финансовые мероприятия, направленные на разработку проекта зоны санитарной охраны, а также создание и функционирование режима зоны санитарной охраны для гидрогеологической скважины должны проводить собственники (правообладатели) земельных участков, на которых находятся скважины. При передаче гидрогеологической скважины, расположенной на территории а. Хачемзий, МО «Дмитриевское сельское поселение» с географическими координатами: 44°56"54" с.ш. и 40°19"02" в.д., 2007 года бурения администрации были переданы документы, однако о наличии проекта зоны санитарной охраны она не знает.

Заслушав старшего помощника прокурора <адрес> ФИО4, представителя администрации МО «Дмитриевское сельское поселение», исследовав материалы дела, суд находит, что административный иск прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности следует удовлетворить по следующим основаниям.

Так, согласно п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ ) к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения водоснабжения поселения, водоотделения.

В соответствии п.5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе в соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ .

Согласно ответу отдела геологии и лицензирования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по сведениям, на территории МО «Дмитриевское сельское поселение» расположены 3 гидрогеологические скважины географические координаты: 44°55"53" с.ш. и 40°22"46", 44°56"17" с.ш. и 40°17"24" в.д., 44°55"40" с.ш. и 40° 17’13" в.д.

Собственники (правообладатели) земельных участков, на которых находятся вышеуказанные объекты администрацией МО «Дмитриевское сельское поселение» установлены и предоставлены соответствующие выписки из Единого государственного реестра недвижимости.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что на территории а. Хачемзий, МО «Дмитриевское сельское поселение» находится гидротехническая скважина с географическими координатами: 44°56"54" с.ш. и 40°19"02" в.д., 2007 года бурения. Собственник указанного объекта не установлен.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как следует из положения п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в том числе органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить его эксплуатацию ввиду отсутствия собственника имущества

В связи с тем, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки не установлены также собственники и балансосодержатели указанных объектов недвижимости, прокуратурой района в адрес главы администрации МО «Дмитриевское сельское поселение» ДД.ММ.ГГГГ внесено соответствующее представление с требованиями об устранении нарушений закона, в том числе установлении принадлежности объектов недвижимости (гидрогеологических скважин), расположенных по вышеуказанным координатам (адресам), их правопреемников, в том числе собственников земельных участков, на которых расположены скважины и представить эти сведения в прокуратуру района вместе с информацией о результатах рассмотрения настоящего представления, а в случае невозможности установления таковых - принять целесообразные меры по их постановке на кадастровый учет как бесхозяйных и возможности необходимости их последующей приватизации, в том числе Российской Федерации.

Согласно 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно п. 1.4 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения источников водоснабжения является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются в составе 3-х поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных вооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта (п.п. 1.5, 1,6. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02).

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что собственником гидрологической скважины, расположенной на территории а. Хачемзий, МО «Дмитриевское сельское поселение» (географические координаты объекта: 44°56"54" с.ш. и 40°19"02" в.д., 2007 года бурения), является администрация МО «Дмитриевское сельское поселение», и не имеет зоны санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны.

Самовольное пользование недрами, в том числе отсутствие зарегистрированного права собственности на скважины и непринятие мер по их обслуживанию, отсутствие зон санитарной охраны на скважины приводит к серьезным экологическим проблемам таким, как заболачивание местности, безвозвратному истощению и загрязнению подземных вод и соответственно к нарушению прав и законных интересов жителей сельского поселения на обеспечение доброкачественной питьевой водой, что является недопустимым.

Оценивая в совокупности все вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что административный иск прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности следует удовлетворить.

Согласно п. 9 и п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ истец прокурор <адрес> и ответчик администрация МО «Дмитриевское сельское поселение» освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Дмитриевское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «МО «Дмитриевское сельское поселение», выразившееся в неполном выполнении требований, указанных в представлении заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, направленных на Устранение нарушений законодательства о недрах при эксплуатации гидрогеологических скважин.

Обязать администрацию МО «Дмитриевское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести хозяйственно - финансовые мероприятия, направленные на разработку проекта зоны санитарной охраны, а также создание и функционирование режима зоны санитарной охраны для гидрогеологической скважины, расположенной на территории а. Хачемзий, МО «Дмитриевское сельское поселение» с географическими координатами 44°56"54" с.ш. и 40°19"02" в.д., 2007 года бурения, в соответствии с требованиями санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за .

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея, в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья                              (подпись)

2а-13/2022 (2а-816/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кошехабльского района
Ответчики
Администрация МО "Дмитриевское сельское поселение"
Суд
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея
Судья
Шебзухов Султан Ибрагимович
Дело на странице суда
koshehablsky.adg.sudrf.ru
26.11.2021Регистрация административного искового заявления
26.11.2021Передача материалов судье
29.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2021Подготовка дела (собеседование)
22.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2022Судебное заседание
20.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее