Дело №
УИД 50RS0№-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2024 года <адрес>
<адрес>
Истринский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Путынец И.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Истринского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ МО «Мосавтодор», третьи лица: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры <адрес>, ГКУ МО «Дирекция дорожного строительства», АО «Автобаза Ильинское», ООО «СК-МИД», ООО «Дор-НИИ-Проект», об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Истринский городской прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ГБУ МО «Мосавтодор», третьи лица: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры <адрес>, ГКУ МО «Дирекция дорожного строительства», АО «Автобаза Ильинское», ООО «СК-МИД», ООО «Дор-НИИ-Проект», об обязании совершить определенные действия.
В обоснование иска указано, что Истринской городской прокуратурой по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО3 и ФИО4 об отсутствии транспортной доступности д. Новораково и по иным вопросам проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения.
Проверкой установлено, что во исполнение государственной программы <адрес> «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» на 2023 – 2027 годы, ГКУ <адрес> «Дирекция дорожного строительства» (далее – ГКУ <адрес> «ДДС») в период с декабря 2021 года по декабрь 2022 года осуществляло функции государственного заказчика при реализации проекта «Выполнение проектных и изыскательских работ и работ по строительству дороги Огниково – Новораково (Объезд Истринского гидроузла) в городском округе <адрес>» (далее – Объект).
Подрядной организацией в соответствии с заключенным государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №, выполнявшей проектные и изыскательские работы и работы по строительству Объекта, выступало АО «Автобаза Ильинское».
Все строительно-монтажные работы по Объекту завершены и ДД.ММ.ГГГГ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU№, выданное Министерством жилищной политики <адрес>.
В настоящее время автомобильная дорога «Огниково – Новораково» находится в оперативном управлении ГБУ МО «Мосавтодор».
Между тем, в ходе выезда на указанную автодорогу, проведенного ДД.ММ.ГГГГ городской прокуратурой совместно с инспектором ОГИБДД ОМВД России по г.о. Истра, установлено, что на всем протяжении дорожного полотна имеются выбоины.
При этом, согласно гарантийному паспорту объекта строительства гарантийные сроки на конструктивные элементы автомобильной дороги по состоянию на текущую дату не истекли, что позволяет обеспечить профилирование покрытия переходного типа для устранения выявленных недостатков.
Аналогичные нарушения выявлялись городской прокуратурой в августе текущего года, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ и.о. генерального директора ГКУ МО «Мосавтодор» внесено представление, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено.
В то же время, как показало проведенное ДД.ММ.ГГГГ городской прокуратурой выездное обследование, фактически нарушения не устранены.
Указанное свидетельствует о неисполнении или ненадлежащем исполнении подрядчиком гарантийных обязательств, однако претензионная работа заказчиком не ведется, действенный контроль за исполнением работ по устранению дефектов дорожного покрытия не организован.
Сложившаяся ситуация приводит к дальнейшему ухудшению качества дороги и разрушению дорожного полотна, что нарушает требования федерального законодательства, обеспечивающего безопасность дорожного движения, существенно затрудняет реализацию права участников дорожного движения на безопасные условия передвижения по дороге, способствует причинению ущерба владельцам транспортных средств.
Распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №В-439 автомобильная дорога «Огниково – Новораково» (объезд Истринского гидроузла) с кадастровым номером 50:08:0000000:168609, находящаяся в государственной собственности, передана в оперативное управление ГБУ МО «Мосавтодор» для использования в уставной деятельности.
Передаче автодороги в оперативное управление ГБУ МО «Мосавтодор» предшествовало подписание акта приемки объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ и акта приёмочной комиссии о приемке в эксплуатацию выполненных строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом автомобильных дорог и дорожных сооружений по Объекту от ДД.ММ.ГГГГ, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, заключения <адрес> о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ.
Перечисленное дает основания полагать, что автомобильная дорога «Огниково – Новораково» (объезд Истринского гидроузла) передана в оперативное управление ГБУ МО «Мосавтодор» в надлежащем состоянии, а дефекты дорожного полотна образовались в процессе эксплуатации автомобильной дороги.
На основании изложенного, уточняя исковые требования, просит суд Обязать ГБУ МО «Мосавтодор» в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в рамках осуществления мероприятий по содержанию и ремонту автомобильной дороги «Огниково – Новораково» (объезд Истринского гидроузла) с кадастровым номером 50:08:0000000:168609 принять меры по восстановлению ровности ее проезжей части.
Помощник Истринского городского прокурора ФИО5 в судебное заседание явился, заявленные уточнённые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУ МО «Мосавтодор» по доверенности ФИО6 против удовлетворения заявленных требований возражал, о том, что дорога принята на баланс ГБУ МО «Мосавтодор» не отрицал, однако полагал, что разрушение покрытия произошло по вине АО «Автобаза Ильинское» - подрядной организации, выполнявшей проектные и изыскательские работы и работы по строительству автомобильной дороги. В материалы дела представлен письменный отзыв, согласно которому, ГБУ МО «Мосавтодор» указывает, что оно не является заказчиком строительства спорной автомобильной дороги, в связи с чем, не может предъявлять претензии подрядчику, выполнявшему работы, а выполнять работы по ремонту покрытия самостоятельно не имеет права, так как покрытие находится на гарантии. Полагает, что выявленные недостатки должны устраняться ГКУ МО «Дирекция дорожного строительства», так как ГБУ МО «Мосавтодор» содержит только дорожные знаки, барьерное ограждение, убирает мусор в полосе отвода и выполняет окос травы.
Представитель ГКУ МО «Дирекция дорожного строительства» по доверенности ФИО7 в судебное заседание явилась, пояснила, что уведомления о проведении обследования дороги в адрес ГКУ МО «Дирекция дорожного строительства» не поступало. Также в материалы дела представлен письменный отзыв на заявление, в котором ГКУ МО «Дирекция дорожного строительства» указывает, что в соответствии с Уставом организации, основной целью деятельности учреждения является подготовка территории для строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования регионального и муниципального значения <адрес>, организация и подготовка мероприятий по резервированию земель и изъятию, в том числе путем выкупа земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд <адрес> в целях осуществления дорожной деятельности, осуществление функций государственного заказчика по проектированию и строительству (реконструкции) автомобильных дорог <адрес>.
Распоряжением №ВР-439 от ДД.ММ.ГГГГ спорная автомобильная дорога была закреплена на праве оперативного управления за ГБУ МО «Мосавтодор». В соответствии с заключенным контрактом АО «Автобаза Ильинское», как подрядчик, несет ответственность за недостатки, обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной эксплуатации или ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами. В адрес ГКУ МО «Дирекция дорожного строительства» поступило обращение от ДД.ММ.ГГГГ от ГБУ МО «Мосавтодор» по вопросу гарантийного ремонта спорной автомобильной дороги.
ГКУ МО «Дирекция дорожного строительства» направило в адрес АО «Автобаза Ильинское» письмо о необходимости устранения выявленных дефектов. АО «Автобаза Ильинское» на обращение уведомило, что ввиду наличия снежного покрова на автомобильной дороге не представляется объективно установить наличие или отсутствие деформаций, а также сообщило о готовности провести повторное обследование покрытия в весенний период, а в случае выявления деформаций, препятствующих безопасности эксплуатации автомобильной дороги, устранить деформации в кратчайшие сроки.
Вместе с тем, в адрес ГКУ МО «Дирекция дорожного строительства» от Истринской городской прокуратуры <адрес> поступило представление об устранении нарушений федерального законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. ГКУ МО «Дирекция дорожного строительства» вызвало представителей Истринской городской прокуратуры, АО «Автобаза Ильинское» и представителей организации, осуществляющей контроль при строительстве объекта – ООО «Дор-НИИ-Проект» для рассмотрения нарушений, выявленных в ходе выезда ДД.ММ.ГГГГ, однако представители указанных организаций не явились.
Представитель АО «Автобаза Ильинское» по доверенности ФИО8 в судебное заседание явилась, указала, что все работы были выполнены в соответствии с контрактом, выбоины на дороге появились из-за неправильной эксплуатации, в частности – в отсутствии контроля скоростного режима.
ООО «СК-МИД», ООО «Дор-НИИ-Проект», извещенные о дате и времени судебного заседания, своих представителей в суд не направили.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ №).
В соответствии с ч. 8 ст. 5 ФЗ № критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 15 ФЗ № осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с п. 4 ст. 6 ФЗ № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
В силу ппп. «з» пп. 2 п. 6 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию автомобильных дорог по дорожным одеждам входят работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием, как без добавления новых материалов, так и с добавлением щебня, гравия или других материалов.
Судом установлено, что Истринской городской прокуратурой по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО3 и ФИО4 об отсутствии транспортной доступности д. Новораково и по иным вопросам проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения.
Проверкой установлено, что во исполнение государственной программы <адрес> «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» на 2023 – 2027 годы, ГКУ <адрес> «Дирекция дорожного строительства» (далее – ГКУ <адрес> «ДДС») в период с декабря 2021 года по декабрь 2022 года осуществляло функции государственного заказчика при реализации проекта «Выполнение проектных и изыскательских работ и работ по строительству дороги Огниково – Новораково (Объезд Истринского гидроузла) в городском округе <адрес>» (далее – Объект).
Подрядной организацией в соответствии с заключенным государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №, выполнявшей проектные и изыскательские работы и работы по строительству Объекта, выступало АО «Автобаза Ильинское» (т.1, л.д.134-207).
Все строительно-монтажные работы по Объекту завершены и ДД.ММ.ГГГГ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU№, выданное Министерством жилищной политики <адрес>.
В настоящее время автомобильная дорога «Огниково – Новораково» находится в оперативном управлении ГБУ МО «Мосавтодор».
Между тем, в ходе выезда на указанную автодорогу, проведенного ДД.ММ.ГГГГ городской прокуратурой совместно с инспектором ОГИБДД ОМВД России по г.о. Истра, установлено, что на всем протяжении дорожного полотна имеются выбоины.
Аналогичные нарушения выявлялись городской прокуратурой в августе текущего года, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ и.о. генерального директора ГКУ МО «Мосавтодор» внесено представление, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено.
В то же время, как показало проведенное ДД.ММ.ГГГГ городской прокуратурой выездное обследование, фактически нарушения не устранены.
Распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №В-439 автомобильная дорога «Огниково – Новораково» (объезд Истринского гидроузла) с кадастровым номером 50:08:0000000:168609, находящаяся в государственной собственности, передана в оперативное управление ГБУ МО «Мосавтодор» для использования в уставной деятельности.
Передаче автодороги в оперативное управление ГБУ МО «Мосавтодор» предшествовало подписание акта приемки объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ и акта приёмочной комиссии о приемке в эксплуатацию выполненных строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом автомобильных дорог и дорожных сооружений по Объекту от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.11-16), получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, заключения <адрес> о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.17-18).
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с п.1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Толкование п. 1 ст. 296 ГК РФ позволяет сделать вывод о наличии у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника. В связи с изложенным лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ N 88-15192/2020, Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 305-ЭС17-10430, А40-83537/2016).
Спорная автомобильная дорога находится в оперативном управлении ГБУ МО «Мосавтодор», из чего суд делает вывод о том, что надлежащее содержание автомобильной дороги «Огниково-Новораково» (объезд Истринского гидроузла) с кадастровым номером 50:08:0000000:168609, лежит на ГБУ МО «Мосавтодор».
Доказательств того, что обязанность восстановить дорожное полотно в рамках гарантийного срока лежит на подрядчике, непосредственно выполнившим строительство автодороги, а также доказательств того, что работы были проведены некачественно, суду не представлено, ходатайство об экспертизе сторонами не заявлялось. Факт выявленных нарушений и ненормативного состояния дороги ответчиком не отрицался.
Перечисленное дает основания полагать, что автомобильная дорога «Огниково – Новораково» (объезд Истринского гидроузла) передана в оперативное управление ГБУ МО «Мосавтодор» в надлежащем состоянии, а дефекты дорожного полотна образовались в процессе эксплуатации автомобильной дороги. При этом ответчик не лишен права в рамках предоставленной компетенции организовать претензионную и судебную работу в отношении лиц, с которыми заключались договоры подряда в случае если выявит, что имело место ненадлежащее исполнение контрактов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Истринского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ МО «Мосавтодор» удовлетворить.
Обязать ГБУ МО «Мосавтодор» в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в рамках осуществления мероприятий по содержанию и ремонту автомобильной дороги «Огниково-Новораково» (объезд Истринского гидроузла) с кадастровым номером 50:08:0000000:168609 принять меры к восстановлению проезжей части (ровности) в целях соблюдения требований, предъявляемых к автомобильным дорогам такого типа и обеспечению безопасности дорожного движения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Истринский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А. Путынец