Дело № 2-2-31/2021
64RS0007-02-2020-000661-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2021 года г. Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Храмушина Д.В.,
при секретаре Никишкиной М.Н.,
с участием помощника прокурора г. Балашова Ляхова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Балашовского районного суда <адрес> гражданское дело иску и.о. прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенно круга лиц к Администрации Соцземледельского муниципального образования Балашовского муниципального района <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,
установил:
и.о. прокурора <адрес> младший советник юстиции ФИО3 обратился в суд с указанным иском.
В обосновании указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории Соцземледельского муниципального образования Балашовского муниципального района.
Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон №69-ФЗ») система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
Из норм ст.ст. 63, 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ)
2. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
В соответствии с п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 (далее - Правила) органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.Согласно п. 60(1) Правил водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды в водонапорной башне, предназначенной для нужд пожаротушения, не разрешается.
Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения.
Пунктом 69 Правил установлено, что руководитель организации за каждой пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, организует закрепление моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике.
Пунктом 74 Правил запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.
В нарушение указанных норм администрацией Старохоперского МО допущены следующие нарушения:
- не проводится работа по включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий;
- не осуществляется социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия с пожарами;
- не обеспечен требуемый по нормам расход воды на наружное пожаротушение в <адрес> муниципального образования;
- естественные водоисточники, расположенные на территории или вблизи населенных пунктов (в радиусе 200 м) Соцземледельского МО, именно в <адрес> – пруд Центральный, расположенный за домом № по <адрес> – пруд Барский, расположенный на северной окраине <адрес>, в б.Караваева – <адрес> – <адрес> – пруд Ленинский (Каменский), расположенный на СВ окраине <адрес>, в русле руч.Ольшанка – <адрес> – <адрес> не оборудованы подъездами с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес> в 300 м севернее окраины <адрес> не приспособлена для забора воды пожарной техники в любое время года;
- не предусмотрены автономные резервные источники электроснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорных башен, расположенных по адресу: <адрес> 300 м севернее <адрес> 300 м западней <адрес>;
- за пожарными мотопомпами не закреплены мотористы, прошедшие специальную подготовку для работы данной техники.
Непринятие администрацией Соцземледельского МО мер по устранению вышеуказанных нарушений законодательства о пожарной безопасности могут повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Указанные доводы с учетом ст. 45 ГПК РФ, являются основанием обращения прокурора в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц. С учетом уточненных требований просил суд: естественные водоисточники, расположенные на территории или вблизи населенных пунктов (в радиусе 200 м) Соцземледельского МО, именно в <адрес> – пруд Центральный, расположенный за домом № по <адрес> – пруд Барский, расположенный на северной окраине <адрес>, в б.Караваева – <адрес> – <адрес> – пруд Ленинский (Каменский), расположенный на СВ окраине <адрес>, в русле руч.Ольшанка – <адрес> – <адрес> не оборудованы подъездами с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; предусмотреть автономные резервные источники электроснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорных башен, расположенных по адресу: <адрес> 300 м севернее <адрес> 300 м западней <адрес>.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные заявленные требования, выдвигая в их обоснование те же доводы, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, предоставил письменное заявление о полном признании иска. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, представив в суд заявление о рассмотрении дела без его участия
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39, ст. 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Сторонам разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 39, 173, 198 ГПК РФ.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1, 2, ст.ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию Соцземледельского муниципального образования Балашовского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести следующие мероприятия, направленные на устранение нарушения законодательства о пожарной безопасности:
- естественные водоисточники, расположенные на территории или вблизи населенных пунктов (в радиусе 200 м) Соцземледельского МО, именно в <адрес> – пруд Центральный, расположенный за домом № по <адрес> – пруд Барский, расположенный на северной окраине <адрес>, в б.Караваева – <адрес> – <адрес> – пруд Ленинский (Каменский), расположенный на СВ окраине <адрес>, в русле руч.Ольшанка – <адрес> – <адрес> не оборудованы подъездами с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- предусмотреть автономные резервные источники электроснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорных башен, расположенных по адресу: <адрес> 300 м севернее <адрес> 300 м западней <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Саратовский областной суд путем подачи жалобы через Балашовский районный суд со дня его вынесения в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).
Судья Д.В. Храмушин