Решение по делу № 33-5731/2024 от 01.02.2024

Судья: Есин Е.В. дело № 33-5731/2024          УИД 50RS0046-01-2023-002834-49

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московской области                             12 февраля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Цуркан Л.С.

судей Гулиной Е.М., Рыбкина М.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Артюшиной А.А.

с участием прокурора Козловой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2195/23 по иску Г к Общественному учреждению «Добровольная пожарная команда городского округа Ступино Московской области» о признании возникших по гражданско-правовому договору отношений трудовыми, о признании факта несчастного случая несчастным случаем на производстве, об обязании выдать акт о несчастном случае на производстве,

по апелляционной жалобе Г на решение Ступинского городского суда Московской области от 03 октября 2023 года,

заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

объяснения истца, его представителя, заключение прокурора,

УСТАНОВИЛА:

Г обратился в суд с иском к Общественному учреждению «Добровольная пожарная команда городского округа Ступино Московской области» о признании возникших по гражданско-правовому договору отношений трудовыми, о признании факта несчастного случая несчастным случаем на производстве, об обязании выдать акт о несчастном случае на производстве.

В обоснование требований указал, что 18.05.2021 года между сторонами заключен договор на выполнение добровольным пожарным работ по несению службы (дежурства), участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории городского округа Ступино Московской области. 30.11.2022 года на территории работодателя произошёл несчастный случай, вследствие чего истцом была получена тяжёлая производственная травма. По мнению истца, травму он получил при осуществлении трудовых функций, находясь на работе, в рабочее время. Вместе с тем, акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 составлен не был по причине отсутствия трудовых отношений между сторонами. С учетом изложенного просил: признать трудовыми отношения, возникшие между ним и Общественным учреждением «Добровольная пожарная команда городского округа Ступино Московской области» по гражданско-правовому договору <данные изъяты> от 18.05.2021 года; признать факт несчастного случая, произошедшего 30.11.2022 года в пожарном депо отдельного поста 281 пожарно-спасательной части в с. Хатунь городского округа Ступино Московской области, несчастным случаем на производстве; обязать ответчика выдать акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1.

Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Решением Ступинского городского суда Московской области от 03 октября 2023 года истцу в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.

В заседании судебной коллегии истец и его представитель доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель ответчика в заседание судебной коллегии не явился, извещался надлежащим образом.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав (ст. 3 ТК РФ).

В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Исходя из положений ст.ст. 16, 65 и 66 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

В соответствии со ст. 67, 68 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

В силу ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а в силу ст. 22 ТК РФ к обязанностям работодателя относится выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы в установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами – общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны являются предметом регулирования Федерального закона от 06.05.2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», которым установлены правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

Согласно ст. 2 названного Федерального закона добровольным пожарным является физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Добровольная пожарная команда – территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее участие в профилактике пожаров и (или) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ и оснащенное пожарным автомобилем и (или) приспособленными для тушения пожаров техническими средствами.

В соответствии со ст. 3 указанного Законасоздание и деятельность добровольной пожарной охраны осуществляются в соответствии с принципами добровольности, равноправия и законности деятельности добровольной пожарной охраны; свободы в определении внутренней структуры добровольной пожарной охраны, целей, форм и методов деятельности добровольной пожарной охраны.

Статьёй 6 Федерального закона от 06.05.2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» определено, что общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация или общественное учреждение. Учредители, члены и участники общественного объединения пожарной охраны имеют права и несут обязанности, определенные настоящим Федеральным законом и уставом общественного объединения пожарной охраны или положением об общественном объединении пожарной охраны.

Согласно ст. 8 вышеприведённого Федерального закона в форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях муниципальных образований (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины).

Исходя из положений ст. 10 указанного Закона, личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя работников добровольной пожарной охраны, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных.

Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет и способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике пожаров и (или) участием в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Как предусмотрено ст. 11Федерального закона от 06.05.2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством РФ.

Физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных (ст. 13 Федерального закона от 06.05.2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.05.2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, имеют право на: защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине; возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, в порядке, установленном законодательством РФ.

На основании ст. 16 вышеприведённого Закона учредитель (учредители) общественного объединения пожарной охраны вправе устанавливать форму и размеры материального стимулирования добровольных пожарных. Форма материального стимулирования добровольных пожарных и размеры денежных вознаграждений (премий) добровольным пожарным устанавливаются учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны по представлению руководителя добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины в зависимости от объема средств, предусмотренных на содержание добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, и личного вклада добровольных пожарных в результаты деятельности добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации могут осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных.

Согласно ст. 17 названного Федерального законаорганы государственной власти и органы местного самоуправления, привлекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, могут в порядке оказания поддержки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов, осуществлять личное страхование добровольных пожарных подразделений добровольной пожарной охраны на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного.

Режим несения службы (дежурства) добровольными пожарными устанавливается учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны по согласованию с начальником местного пожарно-спасательного гарнизона (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.05.2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»).

Подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют несение службы (дежурство) в составе пожарно-спасательного гарнизона и привлекаются к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в соответствии с порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (ст. 22 Федерального закона от 06.05.2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»).

На основании ст. 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; отравление; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными, в том числе насекомыми и паукообразными; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли: в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни; при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора; при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком; при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие); при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном, рыбопромысловом) в свободное от вахты и судовых работ время; при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат также события, указанные в части 3 настоящей статьи, если они произошли с лицами, привлеченными в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий.

Статьёй 229.2 ТК РФ определён порядок проведения расследования несчастных случаев.

На основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, формы документов, соответствующие классификаторы, необходимые для расследования несчастных случаев на производстве, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии со ст. 230 ТК РФ по результатам расследования несчастного случая, квалифицированного как несчастный случай, не связанный с производством, в том числе группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводивший расследование несчастного случая) составляет акт о расследовании соответствующего несчастного случая по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, которые подписываются всеми лицами, проводившими расследование.

Согласно п. 17 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утверждённого Приказом Минтруда России от 20.04.2022 года <данные изъяты>н, групповые несчастные случаи, в результате которых один или несколько пострадавших получили повреждения здоровья, относящиеся в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории тяжелых, либо погибли, тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом, происшедшие с лицами, выполнявшими работу на основе договора гражданско-правового характера, расследуются в порядке, установленном Кодексом и Положением, государственными инспекторами труда на основании заявления пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастном случае со смертельным исходом - лица, состоявшего на иждивении погибшего, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), а также на основании информации правоохранительных органов, органов исполнительной власти, профсоюзов и исполнительного органа страховщика. По результатам расследования составляется заключение государственного инспектора труда по форме <данные изъяты>, предусмотренной приложением <данные изъяты> к настоящему приказу.

Постановлением Правительства Московской области от 09.11.2012 года № 1406/40 утверждён Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты добровольным пожарным, зарегистрированным в реестре добровольных пожарных, за время несения службы (дежурства), участия в тушении пожара и проведения аварийно-спасательных работ, согласно которому добровольным пожарным, зарегистрированным в реестре добровольных пожарных, установлена ежемесячная денежная выплата в размере 5000 рублей, которая производится в случае одновременного выполненияследующих условий: а) добровольный пожарный зарегистрирован в реестре добровольных пожарных Московской области; б) имеет гражданско-правовой договор, заключенный с руководителем добровольной пожарной команды (дружины), на выполнение работ по несению службы (дежурства), участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территории Московской области; в) привлекался к участию в тушении пожаров, проведению аварийно-спасательных работ или несению дежурств в течение 48 и более часов в течение месяца.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Г с 23.07.2012 года состоит в трудовых отношениях с ГКУ МО «Мособлпожспас», занимая на основании трудового договора <данные изъяты> от 23.07.2012 года и приказа работодателя от 23.07.2012 года <данные изъяты>-к должность командира отделения 281 пожарно-спасательной части Территориального управления № 13 ГКУ МО «Мособлпожспас», что подтверждается справкой работодателя и копией трудовой книжки истца (л. д. 56-62).

18.05.2021 года между истцом Г и Общественным учреждением «Добровольная пожарная команда городского округа Ступино Московской области» в лице директора М заключен договор <данные изъяты> на выполнение добровольным пожарным работ по несению службы (дежурства), участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории городского округа Ступино Московской области (л. д. 9-11).

Исходя из раздела 1 данного договора, Общественное учреждение «Добровольная пожарная команда городского округа Ступино Московской области» обеспечивает участие добровольного пожарного Г в деятельности социально-ориентированного общественного учреждения, а добровольный пожарный вступает в качестве участника в данное учреждение и принимает на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территории городского округа Ступино.

Разделом 2 договора предусмотрено, что учреждение принимает на себя обязательства выдать добровольному пожарному удостоверение установленного образца, создатьдля него условия несения службы (дежурства), участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории городского округа Ступино и организовать профессиональную подготовку добровольного пожарного.

Общественное учреждение «Добровольная пожарная команда городского округа Ступино Московской области», учредителем которого является Московское областное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», является социально ориентированным общественным объединением пожарной охраны, созданным в целях объединения граждан и иных лиц для участия в деятельности по профилактике и (или) тушению пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территории городского округа Ступино Московской области (л. д. 72-80).

Согласно п. 1.7 Устава указанное общественное учреждение действует без права юридического лица (занесено в реестр МЧС России по Московской области, уведомление <данные изъяты> от 28.06.21 года); имеет право заключать соглашения, гражданско-правовые договоры с добровольными пожарными.

В своей работе Общественное учреждение «Добровольная пожарная команда городского округа Ступино Московской области» руководствуется Федеральным законом от 06.05.2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», который регламентирует порядок участия добровольного пожарного в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны.

С момента создания и по настоящее время данное общественное учреждение не имеет штатного расписания; в составе учреждения в качестве его участников находятся лишь добровольные пожарные.

Приказом начальника ГКУ МО «Мособлпожспас» от 30.03.2017 года № 207 утверждено Положение о порядке привлечения добровольных пожарных к дежурству в пожарных (пожарно-спасательных) подразделениях ГКУ МО «Мособлпожспас» (л. д. 106-136).

В соответствии с данным приказом 23.05.2021 года между Территориальным управлением № 13 ГКУ МО «Мособлпожспас» и Общественным учреждением «Добровольная пожарная команда городского округа Ступино Московской области»подписано соглашение о сотрудничестве на безвозмездной основе, целью которого является осуществление совместной деятельности по обеспечению противопожарной защиты территории и жителей городского округа Ступино Московской области, организация совместного дежурства в составе дежурных караулов в пожарных подразделениях Территориального управления № 13 ГКУ МО «Мособлпожспас» (л. д. 68-71).

Положением о порядке привлечения добровольных пожарных к дежурству в пожарных (пожарно-спасательных) подразделениях ГКУ МО «Мособлпожспас» от 30.03.2017 года определён порядок личного страхования добровольного пожарного.

Согласно п. 11 Положения страхователем по личному страхованию добровольных пожарных является ГКУ МО «Мособлпожспас».

Страховыми случаями при осуществлении личного страхования добровольных пожарных являются: гибель (смерть) застрахованного лица при исполнении обязанностей добровольного пожарного, а также вследствие увечья (травмы, ранения, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей добровольного пожарного; установление застрахованному лицу инвалидности вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей добровольного пожарного.

Финансирование расходов на личное страхование добровольных пожарных осуществляется за счет средств бюджета Московской области.

ГКУ МО «Мособлпожспас» в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, при выполнении вышеперечисленных условий, осуществляет начисление и выплату денежных средств добровольным пожарным путем перечисления на счет, открытый на имя добровольного пожарного в кредитной организации (л. д. 137-139).

Истец был включён в сводный реестр добровольных пожарных Московской области под реестровым номером <данные изъяты> на основании уведомления <данные изъяты> от 16.12.2021 года (л. д. 66-67, 219-222).

Факт коллективного страхования от несчастных случаев добровольных пожарных, в том числе истца, подтверждается страховым полисом ООО «Страховая компания «Гелиос» <данные изъяты> от 25.11.2021 года.

Согласно табелю учёта рабочего времени за ноябрь 2022 года, представленному ГКУ МО «Мособлпожспас», являющимся работодателем Г, последний 30.11.2022 года не находился на смене в качестве работника ГКУ МО «Мособлпожспас», а согласно утверждённого графика дежурств добровольных пожарных осуществлял исполнение обязательств по гражданско-правовому договору в качестве добровольного пожарного (пожарного подразделения) в 281 пожарно-спасательной части Территориального управления № 13 ГКУ МО «Мособлпожспас» (л. д. 212)

30.11.2022 года в 13 часов 36 минут, во время несения дежурства на истца был совершен наезд (придавливание) пожарной автоцистерной 5.0-40 «КАМАЗ-43118»с государственным регистрационным номером О 104 МЕ 750 на территории пожарного депо отдельного поста 281 пожарно-спасательной части, расположенной в с. Хатунь городского округа Ступино Московской области, в результате чего Г причинены закрытый вывих акромиально-ключичного сочленения справа, множественные переломы рёбер с двух сторон, правосторонний гемоторакс, двусторонний пневмоторакс, относящиеся к тяжёлой травме, что подтверждается представленными медицинскими документами, в том числе медицинским заключением по форме № 315/у ГБУЗ МО «Ступинская областная клиническая больница» от 08.12.2023 года (л. д. 14-19, 164).

30.11.2022 года Территориальным управлением № 13 ГКУ МО «Мособлпожспас» в Государственную инспекцию труда в Московской области представлено извещение о тяжёлом несчастном случае на производстве с добровольным пожарным «Добровольной пожарной команды городского округа Ступино» Г (л. д. 156).

На основании решения руководителя Государственной инспекции труда в Московской области от 05.12.2022 года старшим государственным инспектором труда Х проведено расследование данного несчастного случая, по результатам которого составлено заключение по форме № 7, из которого следует, что данный несчастный случай не подлежит квалификации как несчастный случай на производстве, учёту и регистрации в Общественном учреждении «Добровольная пожарная команда городского округа Ступино Московской области» и, соответственно, оформлению актом формы Н-1, так как стороны (добровольный пожарный Г и Общественное учреждение «Добровольная пожарная команда городского округа Ступино Московской области») состоят в отношениях гражданско-правового характера. Причиной несчастного случая явилось нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортного средства, которое выразилось в несоблюдении водителем требований инструкции по охране труда для водителей пожарной техники № 041, согласно п. 3.2.5 которой водителю запрещается во время движения отвлекаться от управления автомобилем (л. д. 144-267).

Разрешая заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку 30.11.2022 года, когда истец получил травму, он обладал статусом добровольного пожарного и, согласно утверждённого графика дежурств добровольных пожарных, осуществлял исполнение обязательств по гражданско-правовому договору в качестве добровольного пожарного, его права и обязанности определяляются Федеральным законом от 06.05.2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», Уставом Общественного учреждения «Добровольная пожарная команда городского округа Ступино Московской области». Факт трудовых отношений между Г и ответчиком не нашел своего подтверждения входе рассмотрения дела по существу, так как доказательств возникновения трудовых отношений между сторонами представлено не было, между тем, все заявленные требования обоснованы наличием между ним и трудовых отношений, а потому удовлетворению не подлежат. На основании изложенного судом первой инстанции истцу было отказано в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их законными и обоснованными, как соответствующие нормам материального и процессуального права.

Свобода труда проявляется, в частности, в имеющейся у гражданина возможности выбрать как род занятий, так и порядок оформления соответствующих отношений, заключить трудовой договор либо выполнять работы (оказывать услуги) на основании гражданско-правового договора.

Договорно-правовыми формами, опосредующими выполнение работ (оказание услуг), подлежащих оплате, по возмездному договору могут быть как трудовой договор, так и гражданско-правовые договоры, которые заключаются на основе свободного и добровольного волеизъявления заинтересованных субъектов.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации)

К характерным признакам трудового правоотношения, позволяющим отграничить его от других видов правоотношений, в том числе гражданско-правового характера, относятся: личный характер прав и обязанностей работника; обязанность работника выполнять определённую, заранее обусловленную трудовую функцию; выполнение трудовой функции в условиях общего труда с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка; возмездный характер трудового отношения.

Условия участия добровольного пожарного или юридического лица -общественного объединения в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны устанавливаются гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Деятельность добровольной пожарной команды и добровольной пожарной дружины, их структура, права и обязанности их работников и добровольных пожарных определяются уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины.

Добровольный пожарный сам определяет дни выхода на дежурства, согласовывает график с руководителем учреждения и заблаговременно информирует последнего о своём временном отсутствии или другой причине, при которой невозможно участие в деятельности «Добровольной пожарной команды»

Истец добровольно осуществлял деятельность на основании гражданско-правового договора и, как следует из его объяснений, представленных в материалах дела, получает вознаграждение в размере 5000 рублей за каждый выход на дежурство, что свидетельствует об отсутствии у истца, установленного договором стабильного ежемесячного оклада, предусмотренного трудовым законодательством. Получение травмы истцом на территории работодателя во время выполнения работ не может служить основанием для признания данных отношений трудовыми, поскольку данные работы осуществлялись истцом на основании действующего гражданско-правового договора.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ступинского городского суда Московской области от 03 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-5731/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ступинская городская прокуратура
Глушков Дмитрий Алексеевич
Ответчики
Общественное учреждение Добровольная пожарная команда г/о Ступино МО
Другие
Социальный Фонд России филиал № 4 отделения социального Фонда России
ГКУ МО МОСОБЛПОЖСПАС
Государственная инспекция труда МО
Московское областное отделение общероссийской общественной организации Всероссийское добровольное пожарное общество
Суд
Московский областной суд
Судья
Гулина Елена Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
12.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2024Передано в экспедицию
12.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее