Судья Мальченко А.А. Дело № 33-8898/2015 А-57
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 августа 2015 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Зинченко И.Н.,
судей: Кучеровой С.М., Макурина В.М.,
с участием прокурора Ковязина М.Д.,
при секретаре: Сабуровой Т.С.,
заслушала в открытом судебном заседании, по докладу судьи Зинченко И.Н.,
гражданское дело по иску прокурора города Дивногорска к администрации города Дивногорска о возложении обязанности создать резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории МО г. Дивногорск,
по апелляционной жалобе администрации г.Дивногорска,
на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 17 июня 2015 года, которым постановлено:
«Исковое заявление прокурора города Дивногорска к администрации города Дивногорска о возложении обязанности создать резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории МО г. Дивногорск - удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию г.Дивногорска создать резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования город Дивногорск, в соответствии с номенклатурой и объемами, утвержденными постановлением администрации города Дивногорска от 16.09.2010 № 796п, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г.Дивногорска с учетом уточнений обратился в суд с иском к администрации г.Дивногорска, в котором просит возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность создать резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования город Дивногорск в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки администрации г. Дивногорска на предмет исполнения требований законов при формировании резервов финансовых и материальных ресурсов, создании и поддержании в постоянной готовности систем оповещения и информирования населения о чрезвычайной ситуации, установлено, что администрацией обязанность по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования г. Дивногорск не исполнена. Фактически указанный резерв не создан; условия хранения запасов, отвечающие установленным требованиям по обеспечению их сохранности, не обеспечены; проверка качественного состояния запасов, в том числе периодические испытания средств индивидуальной защиты, не производятся; обновление, восполнение местного резерва не осуществляется. Данный факт свидетельствует о ненадлежащей защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г.Дивногорска просит решение отменить, считая, что Федеральный закон от 12.02.1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» и Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, утвержденные Минэкономразвития России 27.04.2012 года, регулируют отношения в области гражданской обороны, а не чрезвычайных ситуаций, поэтому ссылка суда на них некорректна.
Кроме того, бюджет г.Дивногорска является дотационным, создание резерва материальных ресурсов из-за недостатка бюджетных средств в настоящее время невозможно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации г.Дивногорска Готовко Ю.В., поддержавшую доводы жалобы, заключение прокурора Ковязина М.Д., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года N 1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок).
Согласно положениям пунктов 2, 3 и 4 Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаются решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются органом, их создавшим.
Согласно пункта 28 статьи 7 Устава муниципального образования г.Дивногорск, к вопросам местного значения города относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с. пунктом 3, 4 раздела 1 Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденных Минэкономразвития России 27.04.2012, МЧС России 23.03.2012 № 43-2047-14 (далее Методические рекомендации), запасы создаются заблаговременно в мирное время в резервах (запасах) материальных ресурсов органов местного самоуправления и организациях, в которых в установленном порядке назначаются должностные лица, в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению. Органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы создаваемых запасов, создают и содержат их, а также осуществляют контроль за их использованием.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в 2014 году прокуратурой г.Дивногорска проведена проверка соблюдения администрацией г.Дивногорска законодательства при создании резервов финансовых и материальных ресурсов, создании и поддержании в постоянной готовности систем оповещения и информирования населения о чрезвычайной ситуации.
Проверкой установлено, что резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования г.Дивногорск фактически отсутствует; условия хранения запасов, отвечающие установленным требованиям по обеспечению их сохранности, не обеспечены; проверка качественного состояния запасов, в том числе периодические испытания средств индивидуальной защиты, не производятся; обновление, восполнение местного резерва не осуществляется.
Постановлением администрации города Дивногорска от 16.09.2010 года № 796п утвержден Порядок создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; утверждены номенклатура и объемы резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования г. Дивногорск. Согласно приложению №2 к постановлению администрации города Дивногорска от 16.09.2010 года №796п, в резерв материальных ресурсов включается продовольствие, вещевое имущество, медикаменты и медицинское имущество, материально-технические средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций, материально-технические средства для жизнеобеспечения пострадавшего населения и другое.
При таком положении, учитывая то обстоятельство, что обязанность по обеспечению создания резервов материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования г.Дивногорск возложена законодателем на ответчика, а ее несоблюдение влечет нарушение прав и законных интересов населения и территории муниципального образования в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон от 12.02.1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» и Методические рекомендации регулируют отношения в области гражданской обороны, а не чрезвычайных ситуаций является необоснованным.
Так, согласно положениям пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, одним из важнейших принципов организации и ведения гражданской обороны является принцип заблаговременного проведения мероприятий по подготовке к защите населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе, и путем создания, хранения, использования и последующего восполнения резервов материальных ресурсов.
То обстоятельство, что формирование резерва материальных ресурсов напрямую зависит от наличия в местном бюджете запланированных на указанные цели средств, не свидетельствует о неисполнимости решения суда в установленный срок (не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу) и не освобождает ответчика от выполнения обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.
Кроме того, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчик в соответствии с положениями статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратится в суд, рассмотревший дело, с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств и обстоятельств дела, исследованных судом первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактических обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем, не подлежит отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 17 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.Дивногорска - без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи: