УИД 16RS0044-01-2021-007472-57
дело № 2а-150/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 февраля 2022 года город Чистополь
Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2022 года.
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Зотеевой Н.А.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника Чистопольского городского прокурора ФИО3,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чистопольского городского прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
Чистопольский городской прокурор в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением о прекращении действия права на управление транспортными средствами, в обоснование указав, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии 16 24 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 состоит на учете у врача-нарколога с диагнозом: «синдром зависимости, вызванный употреблением нескольких ПАВ», в связи с чем не годен к управлению автотранспортом. Управление транспортным средством административным ответчиком создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям и другим инцидентам, повлечь причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других участников дорожного движения. Полагает, что действие права ФИО1 на управление транспортными средствами должно быть прекращено, в связи с наличием медицинских противопоказаний, состоянием его здоровья, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
Прокурор в судебном заседании поддержал административные исковые требования.
Административный ответчик, представитель заинтересованного лица ОГИБДД МВД России по <адрес>, представитель заинтересованного лица ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены в установленном порядке, каких-либо письменных возражений суду не представили.
Суд, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона, право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
Частью 1 статьи 26 вышеуказанного Закона предусмотрено, что к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Положениями статьи 23 вышеуказанного Закона установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами), а также внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболеваний F10 - F16, F18, F19) включены в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Данным Перечнем установлено, что управление транспортным средством категории «B», «C» возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
Согласно приказу Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам: стойкая ремиссия (выздоровление). Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
В соответствии с приложением к названному Приказу срок стойкой ремиссии устанавливается для больных наркоманиями и токсикоманиями – 5 лет.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии 16 24 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
Из объяснений врача-нарколога поликлиники ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ находится на диспансерном учете в наркологическом кабинете поликлиники ЦРБ у врача-нарколога, с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: «психические и поведенческие расстройства в результате употребления алкоголя. Средняя стадия», с ноября 2017 года на прием не являлся, к врачу наркологу не обращался. С ноября 2017 года по июль 2021 года сведений о пациенте не имеется. ДД.ММ.ГГГГ обратился за наркологической помощью в ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ». Возобновил наблюдение и лечение. ДД.ММ.ГГГГ получено постановление мирового судьи судебного участка № по <адрес>, получен результат ХТИ от ДД.ММ.ГГГГ – установлено состояние опьянения. Был направлен на стацлечение и обследование в РНД <адрес>. Проведена АСПЭк от ДД.ММ.ГГГГ №, выставлен диагноз «F19.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением нескольких ПАВ (каннабиноиды, алкоголь). С ДД.ММ.ГГГГ установлено диспансерное наблюдение сроком на 3 года, с ежемесячным посещением. Был взят на диспансерный учет с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «психические и поведенческие расстройства в результате употребления нескольких ПАВ (алкоголь, каннабиноиды)». ДД.ММ.ГГГГ получено заключение АСПЭ от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что ФИО1 страдает синдромом зависимости, вызванным употреблением каннабиноидов, начальная стадия, активная зависимость, нуждается в лечении от наркотической зависимости, нуждается в лечении от наркотической зависимости. Взят на диспансерный учет сроком на три года.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, указанными в амбулаторной карте ФИО1, также постановлением мирового судьи судебного участка № по Ново-Савинскому судебному району <адрес> Республики Татарстан, которым ФИО1н. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с возложением обязанности пройти лечение в наркологическом диспансере по месту жительства и обратиться в Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан для прохождения лечения от наркомании, медицинскую и социальную реабилитацию в наркологическом диспансере.
Согласно протоколу заседания врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имеет диагноз: «F19.2 психические и поведенческие расстройства, вызванные сочетанным употреблением ПАВ. Синдром зависимости. Ремиссия», в связи с чем принято решение о наличии медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Таким образом, управление административным ответчиком транспортным средством при наличии вышеуказанного диагноза создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, причинения вреда жизни и здоровью граждан, чем могут быть нарушены их права и законные интересы, а также интересы общества и государства.
На основании части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом требований неимущественного характера, с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Чистопольского городского прокурора удовлетворить.
Прекратить действие права ФИО1 на управление транспортными средствами, в связи с состоянием здоровья, препятствующим безопасному управлению транспортными средствами.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья